Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судейпри секретаре
Кураповой З.И, Павловского Е.Г, Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Садоводческого потребительского кооператива "Садко" к Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтённых границах в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, Совету министров Республики Крым, заинтересованные лица СПК "Садко" в лице Белого Р.Р, ТСН "Море" о признании решения незаконным, о понуждении совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Садоводческого потребительского кооператива "Садко" на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 04 марта 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Садоводческий потребительский кооператив "Садко" обратился в Феодосийский городской суд Республики Крым с административным иском к Совету министров Республики Крым, в котором просил признать незаконным изложенное в Заключение о возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах от 25 октября 2018 N486 решение Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах, созданной Советом министров Республики Крым, о невозможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке площадью 677000 кв.м, в учтённых границах по заявлению Садоводческого потребительского кооператива "Садко" (ОГРН 1179102020954), обязать Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах, созданной Советом министров Республики Крым устранить нарушения прав административного истца Садоводческого потребительского кооператива "Садко" (ОГРН 1179102020954) путём повторного рассмотрения по существу заявления о выдаче заключения относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах в отношении земельного участка площадью 677000 кв.м, состоящего из земельных участков, площадью 508714 кв.м, кадастровый N, и площадью 167486 кв.м, кадастровый N.
Требования мотивированы тем, что Садоводческий потребительский кооператив "Садко" (далее - СПК "Садко") зарегистрирован в качестве юридического лица 21 августа 2017 года, члены которого были ранее членами СПК "Садко", зарегистрированного 30 марта 2006 года, ЕГРПОУ 34092398, подал в Межведомственную комиссию для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах заявление с приложением необходимых документов. Садовое товарищество "Садко", зарегистрированное в соответствии с законодательством Украины, располагалось на землях, выделенных для ведения садоводства на территории, площадью 67,7 га, состоявших из двух земельных участков на основании решений Приморского поселкового Совета народных депутатов г..Феодосии Республики Крым: общей площадью 508714 кв.м, кадастровый N, и общей площадью 167486 кв.м, кадастровый N.
После вступления Республики Крым в состав Российской Федерации на указанном земельном участке членами бывшего СТ "Садко" образовано несколько садоводческих некоммерческих объединений: административный истец СПК "Садко" (ОГРН 11791020954), СПК "Садко" (ОГРН 1179102019634) и ТСН "Море" (ОГРН 1159102113642), ни одно из которых не является правопреемником СТ "Садко". 17 ноября 2018 года СПК "Садко" из Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по почте было получено заключение Межведомственной комиссии N486 от 25 октября 2018 года о невозможности расположения садоводческого объединения граждан на земельном участке, площадью 677000 кв.м, в учтенных границах в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок не был учтён органом местного самоуправления в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 2 N320- ЗРК/2016. В Заключении также указано, что Межведомственной комиссией 22 ноября 2017 года выдано заключение о возможности расположения на нём другого СПК "Садко" (ОГРН 1179102019634), а также, что на испрашиваемый земельный участок претендует ТСН "Море". Оспариваемое решение Межведомственной комиссии лишило административного истца СПК "Садко" возможности участия в последующих этапах предоставления земельных участков, предусмотренных Законом N320-ЗРК и Порядком N136.
Определением Феодосийского городского суда Республики Крым от 04 февраля 2019 года к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтённых границах в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, в качестве заинтересованных лиц: СПК "Садко" в лице Белого Р.Р, ТСН "Море" в лице председателя Мясоедова С.В.
Решением Феодосийского городского суда Республики Крым от 04 марта 2019 года в удовлетворении административного иска СПК "Садко" отказано.
В апелляционной жалобе СПК "Садко" ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным, подлежит отмене, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, обстоятельства, установленные судом, не доказаны, нарушены нормы материального и процессуального права. Так, судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с указанной в оспариваемом решении нормой Закона, органом местного самоуправления ведётся учёт не земельных участков, а садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и что ТСН "Садко" было учтено. Кроме того, судом проигнорировано нарушение принципа равенства СПК, расположенном на едином земельном участке.
Относительно доводов апелляционной жалобы административным ответчиком Советом министров Республики Крым, заинтересованным лицом СПК "Садко" поданы письменные возражения на апелляционную жалобу о законности решения суда первой инстанции.
Представитель административного истца по доверенности - Большакова А.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым по доверенности Гамм А.Ф. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её необоснованной.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенного лица, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц, а также вопрос о замене ненадлежащего административного ответчика.
Согласно статье 221 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как усматривается из материалов дела, административный истец, обращаясь в суд с административным иском, оспаривая изложенное в Заключении о возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах от 25 октября 2018 N486 решение Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах, созданной Советом министров Республики Крым, о невозможности расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке площадью 677000 кв.м, в учтенных границах по заявлению Садоводческого потребительского кооператива "Садко".
Согласно пункту 1 Положения о Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 04.04.2017 N175, Межведомственная комиссия для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах (далее - Межведомственная комиссия) является коллегиальным органом, образованным для осуществления задач, определенных настоящим Положением в сфере земельных отношений.
Как предусмотрено пунктами 3, 4 Порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям граждан на территории Республики Крым, учтенным органами местного самоуправления, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 22.03.2017 N136, садоводческие, садово-огородные или дачные товарищества (кооперативы), осуществляющие ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства до вступления в силу Федерального конституционного закона на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых отсутствуют документы о пользовании данными земельными участками, должны быть учтены органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления) в установленном порядке до вступления в силу Закона N320-ЗРК/2016. Органы местного самоуправления по результатам проведенного учета оформляют соответствующий акт в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, который в течение десяти дней вместе с материалами, полученными при проведении учёта, направляется в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Как предусмотрено пунктом 5 данного Порядка, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым осуществляет сбор материалов учёта, проведенного органами местного самоуправления.
В течение тридцати дней после предоставления всеми муниципальными образованиями в Республике Крым результатов учета Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым формирует материалы учета по каждому муниципальному образованию (пункт 6 Порядка).
В силу пункта 9 Порядка в течение десяти дней после принятия Советом министров Республики Крым распоряжения об утверждении состава и положения о Межведомственной комиссии Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым направляет в Межведомственную комиссию материалы результатов учета, проведенного органами местного самоуправления.
При этом, согласно статье 2 Закона Республики Крым от 29.05.2014 N5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", Совет министров Республики Крым осуществляет свою деятельность непосредственно и через соответствующие исполнительные органы государственной власти Республики Крым.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 2 Закона Республики Крым от 08.08.2014 N46-ЗРК "Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым", уполномоченный орган осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Крым, функции и полномочия собственника имущества Республики Крым.
Пунктом 1 Указа Главы Республики Крым от 03.09.2014 N242-У "Об уполномоченном органе" определено, что исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Республики Крым, является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.
Пунктом 1.1 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 N157, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию, контролю в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Основными задачами Минимущества являются, в том числе, создание и обеспечение функционирования систем учета имущества, в том числе земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым, и осуществление в рамках предоставленной компетенции полномочий арендодателя имущества, находящегося в собственности Республики Крым (пункт 2.5, 2.7 Положения).
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым выступает от имени Республики Крым в качестве истца и ответчика в суде при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием, распоряжением земельными участками, находящимися в собственности Республики Крым, если иное не установлено законодательством Республики Крым либо принятыми в соответствии с ним решениями Главы Республики Крым или Совета министров Республики Крым (пункт 4.66 Положения).
Как установлено судом, Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым к участию в деле в качестве самостоятельного заинтересованного лица не привлечено.
Кроме того, как усматривается из оспариваемого решения, оно мотивировано тем, что органом местного самоуправления не осуществлён учёт исправшиваемого земельного участка.
Однако, как следует из письма Администрации города Феодосии Республики Крым от 12.02.2019г. (т.2 л.д. 10), объектами учёта по указанной в оспариваемом решении норме закона являются садоводческие, садово-огородные и дачные товарищества (кооперативы), и ТСН "Садко" учтено по акту от 07.12.2006г.
Более того, ранее по этому же испрашиваемому земельному участку было принято положительное Заключение Межведомственной комиссии для рассмотрения вопросов относительно возможности (невозможности) расположения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан на земельном участке в учтенных границах N266 от 22 декабря 2017 года по заявлению другого СПК "Садко", осуществляющему деятельность на этом участке.
Как установлено судом, Администрация города Феодосии Республики Крым, как орган местного самоуправления, на необходимость совершения действий которого указано в оспариваемом решении, к участию в деле в качестве заинтересованного лица не привлечена.
В силу статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица. Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле, в том числе, по инициативе суда, о чем судом выносится определение.
При этом, статья 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда.
Таким образом, рассматривая и разрешая дело по существу, суд первой инстанции, не привлекая к участию в деле Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым и Администрация города Феодосии Республики Крым, фактически разрешилвопрос о их правах и обязанностях.
Допущенные судом первой инстанции нарушения процессуального закона являются безусловным основанием для отмены обжалуемого решения.
При таких обстоятельствах, решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 04 марта 2019 года подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судебная коллегия не даёт оценку доводам апелляционной жалобы по существу заявленных требований, поскольку они подлежат оценке при рассмотрении апелляционной жалобы по существу.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции разрешить вопрос о круге лиц, участвующих в деле, надлежащим образом известить и разрешить спор по существу в строгом соответствии с нормами материального и процессуального права.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 04 марта 2019 года по административному делу N2а-501/2019 - отменить, административное дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.