Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судей
при секретаре
Хожаиновой О.В, Павловского Е.Г,
Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Крым", военному комиссариату Бахчисарайского района Республики Крым, военному комиссару Бахчисарайского района Республики Крым (начальнику отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району), призывной комиссии Республики Крым, призывной комиссии муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым, Заитову Бари Рустемовичу о признании незаконными действий военного комиссара Бахчисарайского района Республики Крым (начальнику отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району) и военного комиссариата Бахчисарайского района, связанных с освобождением от призыва на военную службу, подготовкой и выдачей военного билета, признании недействительным военного билета, истребовании военного билета, понуждении организовать и осуществить в установленном законом порядке мероприятия, связанные с призывом на военную службу,
по апелляционной жалобе Заитова Бари Рустемовича на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2019 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов Российской Федерации обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Республики Крым", военному комиссариату Бахчисарайского района Республики Крым, военному комиссару Бахчисарайского района Республики Крым (начальнику отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району), призывной комиссии Республики Крым, призывной комиссии муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым, Заитову Б.Р, в котором просил признать незаконными действия военного комиссара Бахчисарайского района (начальника отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району) и военного комиссариата Бахчисарайского района, связанные с освобождением от призыва на военную службу гражданина Заитова Бари Рустемовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, подготовкой и выдачей ему военного билета АК N; признать недействительным военный билет АК N, выданный гражданину Заитову Бари Рустемовичу военным комиссариатом Бахчисарайского района Республики Крым 20 ноября 2017 года; истребовать военный билет АК N4126465 у гражданина Заитова Бари Рустемовича; обязать военный комиссариат Республики Крым и военный комиссариат Бахчисарайского района Республики Крым организовать в установленном законом порядке проведение мероприятий, связанных с призывом на военную службу гражданина Заитова Бари Рустемовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; обязать призывную комиссию Республики Крым и призывную комиссию муниципального образования Бахчисарайского района Республики Крым осуществить в установленном законом порядке мероприятия, связанные с призывом на военную службу гражданина Заитова Бари Рустемовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Требования мотивированы тем, что проверкой исполнения должностными лицами законодательства о призыве граждан на военную службу и противодействия коррупции в военном комиссариате Республики Крым по Бахчисарайскому району установлено, что 20 ноября 2017 года призывнику Заитову Б.Р. военным комиссаром Бахчисарайского района был выдан официальный документ - военный билет серия АК N. Основанием для его выдачи, как следует из алфавитной книги учёта призывников "адрес" ФИО2, являлся протокол призывной комиссии Бахчисарайского районного военного комиссариата Республики Крым N8 от 25 октября 2016 года. Вместе с тем, согласно ответу Федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Республики Крым", решение об освобождении от призыва гражданина Заитова Б.Р. не принималось. Кроме того, согласно заключению врача-специалиста, содержащемуся в листе медицинского освидетельствования призывника Заитова Б.Р, 1998 г.р, от 28 января 2015 года, последний годен к военной службе с незначительными ограничениями N на основании ст. N расписания болезней и N. Таким образом, незаконные действия военного комиссара Бахчисарайского района стали причиной необоснованного освобождения от призыва гражданина Заитова Б.Р. в период с 2015 года по настоящее время, что нарушает интересы Российской Федерации в области обороны. При этом, выданный указанному лицу военный билет является недействительным, поскольку выдан при отсутствии для этого законных оснований.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2019 года административный иск заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона удовлетворён в полном объёме.
В апелляционной жалобе административного ответчика Заитова Б.Р. ставится вопрос об отмене судебного акта и о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение суда первой инстанции принято с нарушением норм процессуального и материального права, повлекшими вынесение ошибочного судебного решения. В частности, указано, что судом принято к рассмотрению административное исковое заявление, изложенное с нарушением требований к нему, предусмотренных статьёй 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. Кроме того, текст административного иска не содержит в себе каких-либо требований непосредственно к Заитову Б.Р, однако, он привлечён к участию в деле в качестве ответчика.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца по доверенности Гуц Я.Ю. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её необоснованной.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель административного истца помощник военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона Гуц Я.Ю. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая её доводы несостоятельными.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых и неявившихся участника процесса, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителя административного истца, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частями 1 и 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Отношения, связанные с организацией и проведением мероприятий по призыву граждан на военную службу, не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Разрешение вопросов о прохождении военной службы предполагает реализацию публично-властных полномочий по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к призывнику.
Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Обращаясь в суд с указанными требованиями, прокурор реализует принадлежащие ему публичные (публично-властные) полномочия. В свою очередь, при рассмотрении и разрешении таких требований прокурора суд осуществляет судебный контроль за соблюдением прав гражданина, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Как следует из частей 1, 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также правовой позиции, изложенной в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", обязательный судебный контроль за законностью и обоснованностью реализации указанных полномочий осуществляется судами в порядке административного судопроизводства.
Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что 20 ноября 2017 года призывнику Заитову Б.Р. военным комиссаром Бахчисарайского района выдан официальный документ - военный билет серия АК N. Основанием для его выдачи, как следует из алфавитной книги учёта призывников Бахчисарайского района ДД.ММ.ГГГГ, являлся протокол призывной комиссии Бахчисарайского районного военного комиссариата Республики Крым N8 от 25 октября 2016 года.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что незаконные действия военного комиссара Бахчисарайского района (начальника отдела военного комиссариата Республики Крым по Бахчисарайскому району) стали причиной необоснованного освобождения от призыва гражданина Заитова Б.Р. в период с 2015 года по настоящее время, чем нарушены интересы Российской Федерации в области обороны. В связи с чем, выданный последнему военный билет является недействительным, поскольку выдан при отсутствии для этого законных оснований.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 N53-ФЗ), проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара (пункт 1 статьи 26 Федеральный закон от 28.03.1998 N53-ФЗ).
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года N 663.
Согласно пункту 21 Положения о военных комиссариатах, утверждённого Указом Президента РФ от 07 декабря 2012 года N1609, военный комиссар организует служебную деятельность военного комиссариата в соответствии с законодательством Российской Федерации и управляет ею; несет персональную ответственность за выполнение задач, стоящих перед военным комиссариатом.
В силу статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", от призыва на военную службу освобождаются граждане, признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе.
Решение призывной комиссии в отношении каждого призывника в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, подписываемый председателем призывной комиссии и её членами, а также в удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, и учетную карту призывника (пункт 15 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
При наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса (пункт 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации).
При этом, согласно ответу военного комиссариата Республики Крым на запрос 309 военной прокуратуры гарнизона решение об освобождении от призыва гражданина Заитова Б.Р. призывной комиссией не принималось.
Согласно заключению врача-специалиста, содержащемуся в листе медицинского освидетельствования призывника Заитова Бари Рустемовича, ДД.ММ.ГГГГ, от 28 января 2015 года, последний годен к военной службе с незначительными ограничениями N на основании ст. N расписания болезней и N (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 г. N).
Проверкой 309 военной прокуратуры гарнизона исполнения должностными лицами законодательства о призыве граждан на военную службу и противодействия коррупции в военном комиссариате Республики Крым по Бахчисарайскому району установлено, что в период с 2015 года по ноябрь 2017 года в личное дело призывника Заитова Бари Рустемовича, ДД.ММ.ГГГГ, его учётную карточку и соответствующую алфавитную книгу внесены заведомо ложные сведения о его ограниченной годности к военной службе (категория годности "В"), об освобождении от призыва на военную службу по состоянию здоровья на основании п.п. "а" ст.23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Из письменных объяснений помощника начальника отделения призыва военного комиссариата Бахчисарайского районаот 23 августа 2018 года следует, что она, по указанию начальника отделения призыва военного комиссариата Бахчисарайского района, внесла недостоверные сведения о официальные документы, в том числе, в документы Заитова Б.Р.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности действий военного комиссара Бахчисарайского района и военного комиссариата Бахчисарайского района, связанные с освобождением от призыва на военную службу Заитова Б.Р, подготовкой и выдачей ему военного билета АК N.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего спора, и правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с чем, решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2019 года является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено. Указанные в апелляционной жалобе Заитовым Б.Р. процессуальные нарушения безусловную отмену решения не влекут.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 18 апреля 2019 года по административному делу N2а-882/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Заитова Бари Рустемовича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: О.В. Хожаинова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.