Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Терентьевой Н.А.
при секретаре Оплачко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ивульевой Ирины Владимировны, Ливитчук Дмитрия Алексеевича, Ливитчук Ивана Алексеевича, Ливитчук Татьяны Вячеславовны к администрации города Симферополя Республики Крым, заинтересованное лицо МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя Республики Крым, ГУП РК "Крым БТИ" о признании незаконным постановления, понуждении к совершению определенных действий
по апелляционной жалобе Ивульевой Ирины Владимировны, Ливитчук Дмитрия Алексеевича, Ливитчук Ивана Алексеевича, Ливитчук Татьяны Вячеславовны на решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 апреля 2019 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административные истцы Ивульева И.В, Ливитчук Д.А, Ливитчук И.А, Ливитчук Т.В. обратились в Киевский районный суд г. Симферополя Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просили признать незаконным Постановление администрации г. Симферополя Республики Крым N 5084 от 18 октября 2018 года "Об отказе в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", обязать предоставить бесплатно в собственность земельный участок, общей площадью 3453 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", с разрешенным видом использования - для индивидуального жилищного строительства.
Исковые требования мотивированы тем, что 25 июня 2004 года согласно договора купли-продажи жилого дома, заверенного нотариусом ФИО1, зарегистрированного в БТИ 9 августа 2004 года, истцами приобретён в равных частях (каждому по 1/4 доли) жилой дом с надворными постройками по адресу: "адрес". В вышеуказанном договоре прописано, что жилой дом с надворными постройками расположен на земельном участке, общей площадью 3453 кв.м, назначение земли - для строительства и обслуживания жилого дома, обременений не имеется. Первыми собственниками дома и земельного участка были ФИО2 и ФИО3, им земельный участок выдавался до 1932 года и они своими руками построили дом на этом участке, но документы об отводе земли были утеряны во время Великой Отечественной Войны, что подтверждается решением Исполнительного комитета Киевского районного совета народных депутатов г..Симферополя Крымской области N 65/1 от 9 февраля 1988 года, Заключением Симферопольского БТИ от 31 января 1988 года и свидетельскими показаниями соседей. О том, что за ФИО2 числится земля общей площадью 0,25 га подтверждается записью в похозяйственной книге от 1946 года и Архивной справкой N Л-3289/15-17 от 13 октября 2016 года, выданных архивным отделом (муниципальным архивом) администрации Симферопольского района Республики Крым.
Согласно записи в похозяйственной книге за 1949-1951 года за домовладением ФИО2 числится приусадебная земля 0,25 га. В технических паспортах на жилой дом от 28 сентября 1987 года, 14 октября 1988 года, 16 июля 2004 года общая площадь земельного участка по фактическому пользованию составляет 3453 кв.м. 30 декабря 1988 года наследники ФИО3 продали ФИО4 жилой дом расположенный по адресу: "адрес", а 25 июня 2004 года истцы купили этот дом у ФИО4 12 апреля 2007 года решением Киевского районного суда г..Симферополя определён порядок пользования земельным участком между истцами-сособственниками: путём выделения каждому в пользование по 863, 25 кв.м. из общей площади земельного участка 3453 кв.м. 6 сентября 2018 года административные истцы обратились в администрацию г..Симферополя Республики Крым с заявлением, в котором просили утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление бесплатно в собственность на основании пункта 7 статьи 18 закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, некоторых вопросах земельных отношений" земельного участка общей площадью 3453 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с разрешённым видом использования - для индивидуального жилищного строительства. 18 октября 2018 года администрация г..Симферополя Республики Крым вынесла постановление N 5084 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории", ссылаясь на максимальный размер земельного участка, предусмотренный пунктом 5 статьи 16 временных Правил землепользования и застройки территории МО ГО Симферополь Республики Крым, утверждённых решением 42-й сессии Симферопольского городского совета I-созыва от 28 апреля 2016 года N 733.
Не согласившись с указанным постановлением, административные истцы обратились в суд.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 апреля 2019 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Ивульевой И.В, Ливитчук Д.А, Ливитчук И.А, Ливитчук Т.В. ставится вопрос об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального права.
В судебном заседании административные истцы Ливитчук Д.А, Ливитчук Т.В, также представляющая интересы Ливитчук И.А, Ивульева И.В, а также представитель Ливитчук Д.А, Ливитчук Т.В. - Субханкулова Г.В. доводы жалобы поддержали в полном объёме, просили решение суда отменить.
Представитель администрации г. Симферополя Республики Крым Клеев И.С. против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение суда оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие административных ответчиков, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 ноября 2001 года N 136-ФЗ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьёй 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статья 18 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений", земельные участки могут образовываться на основании утвержденной схемы расположения земельных участков без ограничений, предусмотренных федеральными законами, до 1 января 2019 года, за исключением образования земельных участков из земельных участков, предоставленных некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
Статьёй 15 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" предусмотрены особенности подготовки схемы расположения земельного участка в целях предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно, подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется в порядке, установленном Советом министров Республики Крым, до 1 января 2019 года.
16 февраля 2015 года Советом министров Республики Крым было принято Постановление N 44 "Об утверждении порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории" (далее - Порядок).
Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктом 2 названной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утверждённых документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. Подготовка указанной схемы обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления (пункт 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации). Схема утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено названным кодексом (пункт 13 указанной статьи).
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливаются требования к образуемым и изменённым земельным участкам, в соответствии с которыми предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" установлено, что до определения градостроительными регламентами предельных (максимальных и минимальных) размеров земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, аренду, безвозмездное пользование, устанавливаются настоящей статьей.
Подпунктом 1 пункта 2 указанной статьи определены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, для индивидуального жилищного строительства в городах и поселках городского типа - от 0,05 га до 0,08 га.
В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам в собственность бесплатно в соответствии с установленными минимальными размерами, если иное не установлено действующей градостроительной документацией.
Как установлено судом и следует из материалов дела, админисративные истцы являются сособственниками домовладения, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора купли-продажи жилого дома, удостоверенного нотариусом ФИО1, зарегистрированного в реестре под N 2410 от 25 июня 2004 года.
6 сентября 2018 года Ивульева И.В, Ливитчук Д.А, Ливитчук И.А, Ливитчук Т.В. обратились в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 3453 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в собственность для индивидуального жилищного строительства, по основаниям, предусмотренным пунктом 7 статьи 18 закона Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
К заявлению административными истцами были приложены, в том числе схема расположения земельного участка с координатами испрашиваемого земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от 18 октября 2018 года N 5084 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ФИО1, ФИО3, ФИО2, ФИО4" отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению от 6 сентября 2018 года, площадью 3453 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", так как площадь испрашиваемого земельного участка превышает предельный максимальный размер земельного участка.
Отказывая в удовлетворении исковых требований административных истцов, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о законности оспариваемого постановления администрации г. Симферополя Республики Крым от 18 октября 2018 года N 5084, с чем соглашается судебная коллегия.
Вместе с тем, согласно информации Архивной справки от 13 октября 2016 года N Л-3289/15-17, на которую ссылаются административные истцы, в архивном фонде Каменского сельского совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета, в похозяйственной книге за 1949-1951 год имеется запись о том, что на 1 декабря 1948 год за домовладением ФИО2 в хозяйстве "адрес" (в настоящее время указанное домовладение принадлежит на праве собственности административным истцам) числилось земли: всего приусадебной - 0,25 га (2500 м.кв.), в том числе под огородом - 0,22 га, кроме того под жилыми постройками 0,02 га, под двором - 0,01 га. Данные обстоятельства могут быть приняты во внимание при ином способе защиты административными истцами права на истребуемый земельный участок.
Доводы жалобы, относительно того, что судом первой инстанции не принято во внимание Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации N 49-КГ17-13 от 15 августа 2017 года не могут быть приняты судом во внимание, как не имеющее отношение к предмету настоящего спора, и не имеющего принципиального значения для его разрешения.
Изложенные в апелляционной жалобе иные доводы фактически выражают несогласие истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, так как иная точка зрения на то, как должно быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшегося по настоящему делу решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих, в силу положений статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отмену судебного решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Киевского районного суда г. Симферополя Республики Крым от 3 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивульевой Ирины Владимировны, Ливитчук Дмитрия Алексеевича, Ливитчук Ивана Алексеевича, Ливитчук Татьяны Вячеславовны - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.