Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Терентьевой Н.А.
при секретаре Оплачко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рефиджановой Зейнеп Касымовны к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, специалисту-эксперту Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Ильяшенко Н.Е. о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 3 апреля 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения представителя административного истца Рефиджановой З.К. - Кваша С.А, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Рефиджанова З.К, через своего представителя Кваша С.А. обратилась в Судакский городской суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости от 1 марта 2019 года за N, обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть вопрос о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества на земельный участок общей площадью 1000 кв.м, по адресу: "адрес".
Исковые требования мотивированы тем, что согласно выписки из приказа по совхозу-заводу "Грушевский" Судакского РАПО от 22 января 1990 года N 32 за ФИО1 закреплён земельный участок N в "адрес", площадью 0,10 га, для строительства индивидуального дома. Согласно решения Исполнительного комитета Грушевского сельского Совета народных депутатов Судакского района Крымской области N 25 а от 30 января 1990 года "О выделении земельного участка для строительства индивидуального дома", был утверждён приказ директора совхоз-завода "Грушевский" - от 22 января 1990 года N 32 о закреплении земельного участка для строительства дома. 26 февраля 2019 года с целью государственной регистрации прав на земельный участок административным истцом было подано заявление о государственном кадастровом учёте недвижимого имущества - земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", общей площадью 1000 кв.м. Рассмотрев заявление административного истца, специалистом-экспертом Государственного комитета по государственной регистрации кадасру Республики Крым вынесено решение об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости от 1 марта 2019 года за N 90/01/2019-30944, указывая, что предоставленный документ не может является основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 69 ФЗ N 218 от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" и Постановления N 264 Совмина Республики Крым "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты, недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации". С указанным решением об отказе во внесении сведений о ранее учтённых объектах недвижимости административный истец не согласна, считая его незаконным и необоснованным.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 3 апреля 2019 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, мотивируя свои требования тем, что Рефиджанова З.К. к поданному заявлению приложила архивную копию приказа совхоза-завода "Грушевский" Судакского РАПО N 32-П от 20 января 1990 года о том, что за ФИО3 закреплён земельный участок. Однако, совхоз-завод "Грушевский" не наделён полномочиями предоставления земель в собственность, так как не является органом государственной власти или органом местного самоуправления. Представленный документ не соответствует Постановлению Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации", что является основанием для отказа во внесении сведений в ГКН об объекте недвижимости как о ранее учтённом.
В судебном заседании представитель административного истца Рефиджановой З.К. - Кваша С.А. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств не поступало.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие представителей заинтересованных лиц, извещённых надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что согласно архивной выписке из приказа совхоз-завода "Грушевский" Судакского РАПО от 22 января 1990 года N 32 за ФИО3, закреплён земельный участок N в размере 0,10 га в "адрес", для строительства индивидуального дома.
Согласно решения N 25а от 30 января 1990 года исполнительный комитет Грушевского сельского совета народных депутатов Судакского района Крымской области, рассмотрев заявление ФИО3 о закреплении ему земельного участка для индивидуального дома, решилутвердить приказ директора совхоза-завода "Грушевский" от 22 января 1990 года N 32 о закреплении земельного участка для строительства индивидуального дома.
26 февраля 2019 года Рефиджанова З.К, в лице своего представителя ФИО2 обратилась в ГБУ РУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта, а именно внесении сведений о ранее учтённом объекте недвижимости в отношении земельного участка, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", участок N.
Решением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 1 марта 2019 года N 90/01/2019-30944 установлено, что в соответствии с пунктом 2 частью 8 статьи 69 N 218-ФЗ от 13 июля 2015 года "О государственной регистрации недвижимости" отказано во включении сведений в Единый государственный реестр недвижимости объекта недвижимости, расположенного по адресу: "адрес", уч. N, так как представленные документы не могут служить основанием для внесения сведений об объекте недвижимости, как о ранее учтённом.
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из обоснованности заявленных требований, поскольку оспариваемое решение административного ответчика противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации и нарушает права истца с учётом достаточности и бесспорности доказательств, подтверждающих заявленные требования.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учёт недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 части 4 статьи 18 вышеуказанного Закона установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 2 части 8 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", орган регистрации прав принимает решение об отказе во включении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если: в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтённым, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Порядок включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, учтённых на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлен Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений и содержащих такие сведения документов об объектах недвижимости, расположенных на территории Республики Крым, утверждённым Постановлением Совета министров Республики Крым от 1 сентября 2014 года N 301.
В соответствии с пунктом 4 раздела I вышеуказанного Порядка, источниками для включения в ГКН сведений и содержащих такие сведения документов о ранее учтённых объектах недвижимости являются составленные в соответствии с действовавшими до вступления в силу Федерального конституционного закона требованиями:
- документы, подтверждающие государственную регистрацию земельных участков, техническую инвентаризацию объектов технического учёта, государственную регистрацию прав на ранее учтённые объекты недвижимости, осуществленные до вступления в силу Федерального конституционного закона (в том числе государственные акты, поземельные книги, технические паспорта объектов технического учета, регистрационные дела), хранящиеся в архивах органа кадастрового учёта, организаций технической инвентаризации, а в случае передачи указанных архивов в ведение иных органов (организаций) - хранящиеся в архивах соответствующих органов (организаций) (далее - учетные документы);
- документы, устанавливающие или подтверждающие в соответствии с законодательством, действовавшим на территории Республики Крым до вступления в силу Федерального конституционного закона, права на ранее учтённые объекты недвижимости, перечень которых утверждается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым в соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об особенностях регулирования (далее - правоустанавливающие документы).
Согласно данному Перечню документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённому Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264, документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются согласно Перечню изданные (выданные) в установленном порядке на территории Республики Крым до 16 марта 2014 года, в том числе: решение о передаче (предоставлении) земельного участка в собственность (пользование, в том числе аренду) (п. 15).
Земельный кодекс УССР от 8 июля 1970 года, действовавший в месте и на момент издания предоставленных административным истцом документов, предусматривал предоставление земельных участков в пользование гражданам и организациям.
Так, согласно части 1 статьи 19 указанного Кодекса, колхозы, совхозы, иные предприятия и организации в установленных законом случаях могли предоставлять из закреплённых за ними земель земельные участки во вторичное пользование.
В соответствии со статьёй 73 данного Кодекса, из земель, предоставленных в пользование совхозам для сельскохозяйственных нужд, в соответствии с утверждённым проектом внутрихозяйственного землеустройства, выделяются и отмежевываются в натуре приусадебные земли, предназначенные для предоставления рабочим и служащим приусадебные земельные участки в пределах норм, предусмотренных статьей 78 настоящего Кодекса.
Согласно статье 77 указанного Кодекса, совхозы и другие государственные сельскохозяйственные предприятия, организации и учреждения предоставляют приусадебные участки или огороды из земель, предназначенных для этой цели, постоянным рабочим и служащим, а также учителям, врачам и другим специалистам, работающим и проживающим в сельской местности. Предоставление приусадебных участков или огородов производится на основании решения администрации совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений.
В соответствии со статьёй 12.1. данного Кодекса, сельские Советы народных депутатов, их исполнительные комитеты в пределах и в порядке, установленных настоящим Кодексом и другими законодательными актами, на своей территории утверждают решение общего собрания членов колхоза (собрания уполномоченных) или администрации совхоза, предприятия, организации, учреждения о выделении приусадебных участков рабочим, служащим, пенсионерам и инвалидам, проживающим в сельских населенных
пунктах.
Согласно статье 20 Кодекса, право краткосрочного временного пользования землей удостоверяется решением органа, который предоставил земельный участок в пользование; право долгосрочного временного пользования землей удостоверялось актами, форма которых устанавливалась Советом Министров Украинской ССР. Указанные документы выдаются после отвода земельных участков в натуре.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что административным истцом в адрес регистрирующего органа были предоставлены достаточные документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта земельного участка, как ранее учтённого, в свете положения пункта 15 Перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 года N 264, то есть, решения о предоставлении земельного участка в пользование.
В связи с чем, являются верными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение принято административным ответчиком в отсутствие к тому предусмотренных законом правовых оснований.
Кроме того, в приобщённом к материалам дела строительном паспорте на застройку земельного участка, выделенного индивидуальному застройщику ФИО1, с отметкой о согласовании районным архитектором Судакского райисполкома Крымской области, зарегистрированном 17 августа 1990 года имеется Акт выноса в натуру границ земельного участка и разбивки строений, из которого следует, что ФИО1 установлены в натуре границы земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек площадью 0,1 га по "адрес" в "адрес".
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 3 апреля 2019 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.