Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Юсуповой Л.А-В,
судей Хожаиновой О.В, Терентьевой Н.А.
при секретаре Оплачко А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тимченко Василия Алексеевича к администрации г. Судака Республики Крым о признании незаконным отказа, возложении обязанности совершить определённые действия
по апелляционной жалобе администрации г. Судак Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 15 мая 2019 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Юсуповой Л.А-В, объяснения представителя административного истца Тимченко В.А. - Симакова А.Л, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
административный истец Тимченко В.А. обратился в Судакский городской суд Республики Крым с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации г. Судак Республики Крым в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 146 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", обязать повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения вышеуказанного земельного участка.
Исковые требования мотивированы тем, что в 2005 году решением 34-й сессии 4-го созыва Новосветского поселкового совета N 14 от 14 октября 2005 года "О разрешении гражданину Украины Тимченко В.А. сбора материалов предварительного согласования местоположения и установления границ земельного участка в "адрес" для ведения садоводства" истцу был разрешен сбор материалов предварительного согласования местоположения и установления границ земельного участка для ведения садоводства "адрес". В ноябре 2006 года решением 6-й сессии 5-го созыва Новосветского поселкового совета N 13 от 28 ноября 2006 года в решение N 14 были внесены изменения в части изменения целевого назначения пункт 1 Решения N 14 был изложен в новой редакции: "разрешить гражданину Украины Тимченко В.А. сбор материалов предварительного согласования места расположения границ земельного участка, площадью. 0, 0112 га, в районе "адрес", для жилищного строительства с коммерческим использованием". В дальнейшем истец за счёт собственных средств построил жилой дом, но правоустанавливающие документы на дом и земельный участок не оформил. С целью оформления правоустанавливающих документов административный истец обратился в администрацию г..Судак Республики Крым по вопросу предоставления земельного участка, на котором расположена постройка, возведённая самовольно до 18 марта 2014 года. В дальнейшем истец, руководствуясь пунктом 4,9 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, заказал изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и другие документы, предусмотренные Порядком предоставления земельного участка гражданам на котором расположена постройка, возведённая самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания ее объектом индивидуального жилищного строительства, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 12 мая 2015 года N 252 (далее - Порядок N 252). В феврале 2019 года в соответствии с Законом Республики Крым от 15 января
2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон РК N 66-ЗРК/2015) и Порядком N 252 истец обратился в администрацию г..Судака по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и выдаче заключения о возможности признания самовольной постройки жилым домом. Администрация г..Судака, рассмотрев представленный пакет документов, в письме от 27 марта 2019 года N Т/16 отказала в утверждении поданной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, указав в качестве основания для отказа то, что пунктом 2 статьи 19 закона N 66-ЗРК/2015 установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства в поселках и селах - от 0,05 га до 0,08 га. Площадь земельного участка, указанная в разработанной схеме, составляет 146 кв.м. Истец считает, что администрация г..Судака Республики Крым незаконно отказала в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем обратился в суд.
Решением Судакского городского суда Республики Крым от 15 мая 2019 года исковые требования удовлетворены.
Администрацией г. Судака Республики Крым ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права, считает, что судом при рассмотрении дела не в полной мере исследованы доказательства, имеющие значение для разрешения спора по существу, а выводы не соответствуют действительным обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель административного истца Тимченко В.А. - Симаков А.Л. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, извещённых надлежащим образом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым пришла к следующим выводам.
Статьёй 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействия) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объёме.
Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) орган, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела следует, что решением 34-й сессии 4-го созыва Новосветского поселкового совета Автономной Республики Крым от 14 октября 2005 года N 14 гражданину Украины Тимченко В.А. разрешён сбор материалов предварительного согласования месторасположения и установления границ земельного участка для ведения садоводства в "адрес".
Решением 6-ой сессии 5-го созыва Новосветского поселкового совета Автономной Республики Крым от 28 ноября 2006 года N 13 в названное решение внесены изменения в части изменения целевого назначения земельного участка, изложив пункт 1 решения в следующей редакции: "Разрешить гражданину Украины Тимченко В.А. сбор материалов предварительного согласования месторасположения границ земельного участка, площадью 0,0112 га, в районе "адрес", для жилищного строительства с коммерческим использованием".
Пунктом 2 решения указано, что материалы предварительного согласования, составленные и согласованные в установленном порядке в шестимесячный срок, должны быть представлены на утверждение в Новосветский поселковый совет.
Пунктом 3 решено, что в случае невыполнения пункта 2, данное решение считать утратившим силу.
23 июня 2013 года Тимченко В.А. изготовлен Технический паспорт на жилой дом по "адрес" (в районе "адрес" Республики Крым.
Тимченко В.А. обратился в администрацию г. Судак с заявлением от 26 февраля 2019 года о предоставлении земельного для индивидуального жилищного строительства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой и выдачи заключения о возможности признания её жилым домом.
Администрация г. Судак направила заявителю ответ от 27 марта 2019 года N Т/16, из которого следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 19 Закона РК N 66-ЗРК/2015, установившим предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в государственной ли муниципальной собственности, предоставляемых гражданам, правовые основания для удовлетворения заявления Тимченко В.А. отсутствуют.
Не согласившись с указанным ответом, Тимченко В.П. обратился в суд первой инстанции с иском, в котором просит о признании незаконным отказ администрации г. Судак в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 146 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
Исходя из содержания административного искового заявления, суду надлежит проверить основания отказа удовлетворения заявления Тимченко В.А, изложенные администрацией г. Судак в письме от 27 марта 2019 года N Т/16.
Вместе с тем, удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что несоответствие площади земельного участка предельно допустимым минимальным размерам земельного участка, не может служить основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, при этом, фактические обстоятельства по делу не установил, соблюдение процедуры рассмотрения администрацией г. Судак заявления Тимченко В.А. о предоставлении земельного участка.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В статье 34 Закона N 131-ФЗ определено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 37 Закона N 131-ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 31 Закона Республики Крым от 21 августа 2014 года N 54-ЗРК "Об основах местного самоуправления в Республике Крым" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Крым.
Предоставление земельного участка относится к исполнительно-распорядительным функциям органов государственной власти и местного самоуправления, поскольку связано с правом предоставления земельных участков (ст. ст. 9 - 11 ЗК РФ).
Статьёй 29 ЗК РФ установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере, до 1 января 2019 года.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Согласно статье 1 Закона Республики Крым N 66-ЗРК/2015, предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
В соответствии со статьёй 22 Закона РК N 66-ЗРК/2015 гражданин Российской Федерации вправе приобрести в собственность земельный участок с расположенными на них постройками, возведёнными самовольно до 18 марта 2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с настоящей статьей, а также порядок выдачи заключения о возможности использования самовольной постройки в качестве объекта индивидуального жилищного строительства определяются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым (ч. 4 ст.22 Закона РК N 66-ЗРК/2015).
В развитие названного положения принят Порядок N 252, которым определена процедура предоставления земельных участков гражданам, на которых расположены постройки, возведённые самовольно до 18 марта 2014 года, и выдачи заключения о возможности признания их объектами индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с указанным Порядком N 252 гражданин с целью предоставления ему земельного участка в собственность подаёт в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта с расположенной на нём самовольной постройкой и выдаче заключения о возможности признания её объектом индивидуального жилищного строительства по установленной форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
К Заявлению прилагаются указанные в пункте 4 Порядка N 252 документы, при необходимости и дополнительные документы, указанные в пункте 5 названного Порядка.
В соответствии с положениями Порядка N 252 заявление регистрируется уполномоченным органом в день его поступления с указанием даты в Книге регистрации заявлений и формируется отдельное учетное дело, в котором содержатся представленные заявителем документы
Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании заключения, которое выдаётся на основании решения комиссии, образованной уполномоченным органом, в порядке, установленном муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 17 Порядка N 252 в течение пяти дней со дня поступления заявления уполномоченный орган возвращает гражданину заявление и прилагаемые к нему документы, если заявление не соответствует требованиям пункта 3 настоящего Порядка, подано в иной уполномоченный орган или к Заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктами 4 и 5 Порядка. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата Заявления и прилагаемых к нему документов.
Уполномоченный орган в случае отсутствия оснований для возврата заявления в течение пяти дней со дня его поступления осуществляет проверку достоверности представленных гражданином сведений о лицах, проживающих совместно с ним, в порядке межведомственного информационного взаимодействия с органами регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства (п.17.1 Порядка N 252).
В случае отсутствия оснований для возврата заявления в течение пятнадцати дней со дня его поступления в уполномоченный орган комиссия, указанная в пункте 14 настоящего Порядка, рассматривает заявление и проверяет документы на соответствие самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 настоящего Порядка, по итогам рассмотрения которого комиссия принимает решение в виде протокола о выдаче или об отказе в выдаче уполномоченным органом заключения.
На основании решения комиссии уполномоченный орган:
1) обеспечивает подготовку и выдачу заключения в случае соответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка N 252;
2) принимает решение об отказе в выдаче заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка N 252.
Уполномоченный орган в течение трёх рабочих дней обеспечивает направление заявителю заключения или решения об отказе в выдаче заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой.
В соответствии с пунктом 19 Порядка N 252 в случае отсутствия оснований для возврата заявления в течение тридцати дней со дня его поступления уполномоченный орган принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка (в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Подача гражданином дополнительного заявления (заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории) для принятия такого решения не требуется.
Решение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории принимается в соответствии с Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года N 44.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, помимо оснований, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и Республики Крым, является принятие уполномоченным органом решения об отказе в выдаче заключения и предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах населённого пункта с расположенной на нём самовольной постройкой в случае несоответствия самовольной постройки условиям, указанным в пункте 15 Порядка N 252.
Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.
Как пояснил представитель административного истца Тимченко В.А. - Симаков А.Л. в судебном заседании суда апелляционной инстанции, административный истец исходя из сроков рассмотрения его заявления от 26 февраля 2019 года, поданного в администрацию г. Судак Республики Крым, полагал, что административным ответчиком в оспариваемом письме от 27 марта 2019 года рассмотрен вопрос, в том числе, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и, полагая такой отказ незаконным, обратился в суд с такими исковыми требованиями.
Из оспариваемого ответа администрации г. Судак Республики Крым от 27 марта 2019 года N Т/16 следует, что истцу указано об отсутствии оснований для согласования предоставления земельного участка в собственность, так как предельно допустимый размер предоставляемых земельных участков составляют от 0,05 га до 0,08 га, что учитывая площадь испрашиваемого земельного участка 0,0146 га не возможно. При этом основания, указанные в Порядке N 252, администрацией г. Судак в данном ответе не приводятся. Кроме того, административным ответчиком доказательств соблюдения порядка рассмотрения заявления Тимченко А.В. не представлено.
В силу прямых предписаний, содержащихся в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа суд должен выяснить, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия административного ответчика и порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами (подпункты "а, б, в" пункта 3), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершённого оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (пункт 4).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, перечисленных в пунктах 3 и 4 этой же части, - на административного ответчика (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своём определении от 25 июня 2019 года N 1568-О, данные требования направлены на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения соответствующей категории административных дел, что является одной из задач административного судопроизводства (пункт 3 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Перечисленным обстоятельствам суд первой инстанции оценки не дал, юридически значимые обстоятельства установилневерно, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска по установленным судом апелляционной инстанции основаниям.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Судакского городского суда Республики Крым от 15 мая 2019 года отменить, принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление Тимченко Василия Алексеевича к администрации г. Судак Республики Крым о признании незаконным отказа, возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации г. Судак Республики Крым от 27 марта 2019 года N Т/16 по рассмотрению заявления Тимченко Василия Алексеевича от 26 февраля 2019 года относительно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Обязать администрацию г. Судак Республики Крым повторно рассмотреть заявление Тимченко Василия Алексеевича от 26 февраля 2019 года о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Л.А-В. Юсупова
Судьи: О.В. Хожаинова
Н.А. Терентьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.