Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Кучеренко Н.В,
судейпри секретаре
Кураповой З.И, Павловского Е.Г, Дубровой А.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кашперко Игоря Владимировича к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Осипенко Андрею Дмитриевичу, заинтересованное лицо Бахчисарайский районный отдел Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным сообщения об отказе в государственной регистрации и обязательстве выполнить определенные действия,
по апелляционной жалобе Кашперко Игоря Владимировича на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 16 мая 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В, объяснения представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Кашперко И.В. обратился в Бахчисарайский районный суд Республики Крым с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Осипенко А.Д, в котором просил признать незаконным сообщение об отказе в государственной регистрации от 09 января 2019 года N90/016/167/2018-3868, выданное Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым повторно рассмотреть заявление и документы согласно расписке в получении документов на государственный кадастровый учеё и (или) государственную регистрацию прав от 25 сентября 2018 года N90/016/167/2018-3868, 3876, 3855, 3852, 3863, 3861, зарегистрировать право собственности Кашперко Игоря Владимировича на земельные участки, расположенные по адресу: "адрес": площадью 3,8156 га, кадастровый N; площадью 5,1377 га, кадастровый N; площадью 2,1135 га, кадастровый N, зарегистрировать переход права собственности на вышеуказанные объекты.
Требования мотивированы тем, что решением Бахчисарайского районного суда АРК по гражданскому делу N2-2145/2007 были признаны действительными договоры мены товаров на земельные участки ль 02 апреля 2004 года, за Кашперко И.В. признано право собственности на ряд земельных участков едиными массивами для ведения товарного сельскохозяйственного производства и личного крестьянского хозяйства, расположенные на территории "адрес". На основании решения суда административным истцом в 2007-2008гг. получены государственные акты на право собственности на земельные участки. Решением коллегии судей судебной палаты по гражданским делам от 15 сентября 2009 года решение Бахчисарайского районного суда АРК отменено, в удовлетворении исковых требований Кашперко И.В. отказано. Однако, вопрос поворота исполнения решения суда, двусторонней реституции или отмены государственных актов на право собственности на указанные земельные участки, выданные 19 ноября 2007 года и 08 сентября 2008 года в судебном заседании не рассматривался и не разрешался. Пользуясь правом зарегистрировать право собственности на такие земельные участки, предоставленное ст. 8-2 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N38-ЗPК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", с целью отчуждения земельного участка, в сентябре 2018 года административный истец обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности и перехода права собственности на земельные участки N.
Между тем, 09 января 2019 года Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым вынесено решение об отказе в государственной регистрации. В сообщении указано, что на межведомственный запрос поступил ответ, что решениями суда апелляционной инстанции решения Бахчисарайского районного суда от 31 марта 2008 года по делу N2-1467/2008 и от 13 августа 2007 года N2-2145/2007, являющиеся основанием для выдачи государственных актов на земельные участки отменены, в связи с чем, право собственности Кашперко И.В. на земельные участки прекращено. Административный истец считает указанное сообщение незаконным, поскольку административным истцом не было получено решение о приостановлении государственной регистрации, и
регистрирующему органу были предоставлены надлежащие документы, являющиеся основанием как для кадастрового учёта земельных участков, так и для регистрации права собственности административного истца на них.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 16 мая 2019 года в удовлетворении административного иска Кашперко И.В. отказано.
В апелляционной жалобе Кашперко И.В. ставится вопрос об отмене судебного акта и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 16 мая 2019 года вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Так, право собственности административного истца на земельные участки является ранее возникшим в силу федерального и республиканского законодательства, на государственную регистрацию ранее возникшего права были представлены необходимые и достаточные документы, однако, суд должной оценки этим обстоятельствам не дал, соответствующие нормы законодательства к спорным правоотношениям публичного характера не применил, рассматривая фактически гражданско-правовые отношения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Кашперко И.В. по доверенности - Волокитина С.В. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно материалам гражданского дела N2-2145/2007, решением Бахчисарайского районного суда от 13 августа 2007 года удовлетворены исковые требования Кашперко И.В. к ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27 о признании действительными договоров мены товаров на земельные участки по сертификатам на право на земельные участки (паи), за Кашперко И.В. признано право собственности на земельные участки N единым массивом в соответствии с целевым назначением, земельный участок для ведения товарного сельскохозяйственного производства общей площадью 23,7093 га и земельный участок для ведения личного крестьянского хозяйства общей площадью 34,6406 га, расположенные на территории "адрес", которые ранее принадлежали на основании сертификатов ответчикам по делу, аннулированы государственные акты на право собственности на земельные участки (дело N2-2145/2007, л.д.172-175).
Однако, решением Апелляционного суда АРК от 15 сентября 2009 года решение Бахчисарайского районного суда АРК от 13 августа 2008 года отменено, по делу принято новое решение: в удовлетворении иска Кашперко И.В. отказано (дело N2-2145/2007, л.д.259-261).
Решением Бахчисарайского районного суда АР Крым по гражданскому делу N2-1467/2008 от 31 марта 2008 года удовлетворён иск Кашперко И.В. к ФИО28: признан действительным договор мены земельного участка по сертификату на право на земельный участок (пай) от 27 июля 2004 года, за Кашперко И.В. признано право собственности на земельный участок, общей площадью 5,1377 га, расположенный на территории Голубинского сельского совета Бахчисарайского района, аннулирован государственный акт на право собственности на земельный участок ФИО29 (дело N2-2145/2007, л.д. 22-23).
Между тем, решением Апелляционного суда АРК от 21 апреля 2009 года решение Бахчисарайского районного суда АРК от 31 марта 2008 года отменено, принято новое: в удовлетворении иска Кашперко И.В. отказано (дело N2-1467/2008, л.д. 43-44).
10 сентября 2018 года между Кашперко И.В. и ФИО30 заключён договор купли - продажи земельных участков с кадастровыми номерами N, площадью 38156 кв.м, N, площадью 21135 кв.м, N площадью 16910 кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
24 сентября 2018 года административный истец Кашперко И.В. обратился в Государственный комитет по государственный регистрации и кадастру Республики Крым с заявлениями об осуществлении государственной регистрации его права в отношении объектов недвижимости: земельного участка с кадастровым номером N общей площадью 21138 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на территории Голубинского сельского совета; N, площадью 16913 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на территории Голубинского сельского совета, (уч. 4-2); N, площадью 38160 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", на территории Голубинского сельского совета, лот 439, а также с заявлением о регистрации государственной регистрации перехода права собственности на данные земельные участки на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
С заявлением административным истцом предоставлены, в том числе, Государственные акты на право собственности на земельные участки:
- серии ЯД N от 19 ноября 2007 года, согласно которому, Кашперко И.В. на основании решения Бахчисарайского районного суда от 13 августа 2007 года N2-2145/2007 является собственником земельного участка 2,1135 га, на территории Голубинского сельского совета Бахчисарайского района АР Крым, для ведения сельскохозяйственного производства;
- серии ЯЖ N от 08 сентября 2008 года, согласно которому, Кашперко И.В. на основании решения Бахчисарайского районного суда от 31 марта 2008 года N2-1467/2008 является собственником земельного участка 5,1377 га, на территории Голубинского сельского совета Бахчисарайского района АР Крым;
- серии ЯД N от 19 ноября 2007 года, согласно которого, Кашперко И.В, на основании решения Бахчисарайского районного суда от 13 августа 2007 года N2-21456/2007, является собственником земельного участка 3, 8156 га, на территории Голубинского сельского совета Бахчисарайского района АР Крым.
Уведомлениями о приостановлении государственной регистрации N90/016/167/2018-3861, N90/016/167/2018-3868, N90/016/167/2018-3852 от 04 октября 2018 года Кашперко И.В. сообщено о приостановлении государственной регистрации в связи с направлением межведомственного запроса и не поступлением, по состоянию на 04 октября 2018 года, ответа на запрос.
Решениями Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым N90/016/167/2018-3861, N90/016/167/2018-3868, N90/016/167/2018-3852 от 09 января 2019 года административному истцу со ссылкой на часть 1 статьи 14, часть 3 статьи 15, части 1-3 статьи 69, ч.8 статьи 26, а также статью 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" отказано в регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости.
В обоснование отказа в государственной регистрации права указано на то, что 26 октября 2018 года в адрес Госкомрегистра поступил ответ N2018-2/4708/2-2145/2007 на межведомственный запрос, направленный в Бахчисарайский районный суд, в соответствии с которым, решениями суда апелляционной инстанции решения Бахчисарайского районного суда от 31 марта 2018 по делу N2-1467/2008, от 13 августа 2007 года по делу N2-2145/2007, являющиеся основанием для выдачи продавцу по договору купли-продажи от 10 сентября 2018 государственных актов на право собственности на земельные участки ЯЖ N от 08 сентября 2008, ЯД N от 19 октября 2007, отменены, в связи с чем, право собственности Кашперко И.В. на земельные участки прекращено.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с указанным выводом суда первой инстанции соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Деятельность органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, относится к сфере публично-правовых отношений и регламентирована нормами Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а также иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ним.
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; вступившие в законную силу судебные акты; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости.
В силу части 3 статьи 15 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению: сторон договора - при государственной регистрации договора и (или) права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, возникающих на основании такого договора, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами ( часть 4 статьи 18 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Требования к документам, представляемым для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав определены в статье 21 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав.
Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Пунктом 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.
Как усматривается из материалов дела, административным истцом в подтверждение наличия его права собственности на земельные участки предоставлены государственные акты, которые удостоверяли его право на земельные участки на день их выдачи.
При этом, право собственности на заявленные к регистрации земельные участки у Кашперко И.В. действительно отсутствует, поскольку решения Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 13 августа 2017 года, 31 марта 2008 года, являвшиеся основаниями для выдачи государственных актов на право собственности на земельные участки административному истцу, отменены.
Административным истцом, как установлено, не был предоставлен в Госкомрегистр документ, устанавливающий его право собственности на земельные участки на момент обращения с соответствующими заявлениями.
Статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" предусмотрено, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Для признания заявления обоснованным и признания оспариваемого решения незаконными, суд должен установить совокупность двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действия (бездействия) требованиям закона и нарушение этими решениями, действиями (бездействием) прав и свобод заявителя.
Принимая во внимание, что государственная регистрация прав административного истца Кашперко И.В. была приостановлена ответчиком, а в дальнейшем отказано в государственной регистрации права с соблюдением требований закона, при этом, права и охраняемые законом интересы административного истца решениями регистрирующего органа не нарушены, суд первой инстанции правомерно указал об отсутствии правовых оснований для признания их незаконными.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и не находит оснований к отмене обжалуемого решения суда, как постановленного в соответствии с материалами дела и требованиями закона. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.
Доводы апеллянта о незаконности оспариваемого решения по причине предоставления административным истцом надлежащих документов для государственной регистрации права собственности, опровергаются материалами дела, ввиду отсутствия у административного истца права собственности на вышеуказанное недвижимое имущество по причине отмены в 2009 году соответствующих правоустанавливающих документов.
Таким образом, с учётом вышеизложенного, судебная коллегия приходит выводу о наличии у государственного регистратора Госкомрегистра Осипенко А.Д. законных оснований для приостановления государственной регистрации заявленных прав административного истца Кашперко И.В. на указанное им недвижимое имущество, и принятия решения, в дальнейшем, об отказе в такой государственной регистрации прав.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда первой инстанции или влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым 16 мая 2019 года по административному делу N2а-902/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Кашперко Игоря Владимировича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: З.И. Курапова
Е.Г. Павловский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.