Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего Терентьевой Н.А, судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В, при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Петренко Петра Алексеевича к государственному регистратору Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алиевой Алине Азимовне, Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, заинтересованное лицо - Администрация Черноморского района Республики Крым о признании незаконным отказа в регистрации права собственности, возложении обязанности зарегистрировать право, по апелляционной жалобе Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 1 марта 2019 г, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Петренко П.А. обратился в Центральный районный суд г..Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 4 октября 2018 г..об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, кадастровый N, расположенного по адресу "адрес"; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу провести регистрацию права собственности Петренко П.А. на объект недвижимости, кадастровый N, расположенного по адресу: "адрес"; обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым сообщить в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу об исполнении настоящего решения в суд и Петренко П.А, мотивируя тем, что он является собственником земельного участка общей площадью 1381 кв.м, с кадастровым номером N расположенного по адресу: "адрес". На данном земельном участке расположен объект недвижимости - здание, жилой дом с кадастровым номером N. 19 июня 2018 г..истец через ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости: жилой дом с кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес". Также были поданы документы для постановки на государственный кадастровый учет недвижимого имущества. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком было принято решение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество в виде сообщения N 90/016/164/2018-1719/1217.
Отказ мотивирован тем, что невозможно однозначно истолковать ответы ФГУП РК "Крым БТИ", а также в связи с тем, что согласно полученным ответам из Администрации Черноморского района земельный участок, на котором расположен объект недвижимости, находится в водоохраной зоне. С указанным решением истец не согласен, считает его незаконным, поскольку им в полном объеме были представлены документы необходимые для государственной регистрации права собственности.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 1 марта 2019 г. административное исковое заявление Петренко Петра Алексеевича удовлетворено частично. Признан незаконным отказ Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 4 октября 2018 г. N 90/016/164/2018-1719 об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес". На Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Меджитова Р.Л. в интересах Петренко П.А. от 19 июля 2018 г. о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества. В удовлетворении остальной части требований Петренко П.А, отказано. С Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в пользу Петренко Петра Алексеевича взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики Крым подана апелляционная жалоба, в которой просят решения суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права. Указывают, что строительство объекта недвижимого имущества не соответствовало разрешенному использованию земельного участка. Ссылаются на то, что поступившие в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым невозможно однозначно истолковать, так как они противоречат друг другу. Кроме того, земельный участок расположен в водоохраной зоне.
В судебном заседании представитель Петренко П.А. - Стоборев Н.П. возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Петренко П.А, государственный регистратор Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым Алиева А.А, представители Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации Черноморского района Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В силу части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе, прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов (пункт 1); проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти (пункт 2); проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав (пункт 3).
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Как усматривается из материалов дела, Петренко П.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес".
19 июня 2018 г. истец через ГБУ РК "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" обратился в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: жилой дом с кадастровый N, расположенный по адресу: "адрес".
Уведомлением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 4 июля 2018 г. N90/016/164/2018-1719 приостановлена государственная регистрация до 4 октября 2018 г, в связи с тем, что согласно поступившего ответа от 25 июня 2018 г. самовольно произведена реконструкция здания конторы (литера "А") в малую гостиницу. Таким образом, строительство данного объекта недвижимого имущества не соответствует разрешенному использованию земельного участка - для индивидуального жилищного строительства. Рекомендовано привести в соответствие с нормами действующего законодательства представленные документы.
Сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 4 октября 2018 г. N90/016/164/2018-1719 отказано в государственной регистрации права собственности, в связи с тем, что поступившие из Филиала ФГУП РК "Крым БТИ" в г. Евпатория ответы от 25 июня 2018 г. и от 22 августа 2018 г. не представилось возможным однозначно истолковать, так как они противоречат друг другу. Документы, подтверждающие изменение целевого назначения заявителем не представлены. Кроме того, в ответе Администрации Черноморского района Республики крым указано, что земельный участок на котором расположен заявленный объект недвижимости расположен в водоохранной зоне.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что государственным регистратором принято решение об отказе в государственной регистрации прав Петренко П.А. без достаточных на то оснований, без установления всех имеющих правовое значение для государственной регистрации обстоятельств.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ при проведении государственной регистрации прав регистрирующим органом осуществляется проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.
Частью 2 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ установлено, что осуществление государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно статьи 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что в ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором 21 июня 2018 г. направлен межведомственный запрос в Филиал ГУП РК "Крым БТИ" в г. Евпатории и Администрацию Черноморского района Республики Крым.
25 июня 2018 г. на межведомственный запрос поступил ответ Филиала ГУП РК "Крым БТИ" в г. Евпатории, из которого следует, что в материалах инвентарного дела по адресу "адрес" имеется запись о зарегистрированных правах Петренко П.А. в целом на основании договора купли-продажи стройдвора от 19 декабря 2000 г, удостоверенного государственным нотариусом Черноморской нотариальной конторы по реестру N2211. Согласно договора купли-продажи стройдвора под литером "А" числится контора, в 2010 году самовольно произведена реконструкция здания конторы (литера "А") в малую гостиницу. Общая площадь недвижимого имущества (литера А, А1) составляет 170.9 кв.м.
22 августа 2018 г. в адрес Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым из Филиала ГУП РК "Крым БТИ" в г. Евпатории поступил ответ на запрос от 17 августа 2018г. из которого следует, что по результатам текущей инвентаризации по состоянию на 1 августа 2018 г. изменено целевое назначение лит. "А" в жилой дом. Общая площадь жилого дома (литер А,А1,а) составляет 170.9 кв.м, жилая 96, 1 кв.м.
Из ответа Главы Администрации Черноморского района от 28 июня 2018 г. следует, что земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" расположен в водоохраной зоне моря.
Изучив имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции сделал верный вывод о необоснованности и немотивированности решения об отказе в осуществлении государственной регистрации по основанию не предоставления необходимых документов, а также в связи с противоречием ответов Филиала ГУП РК "Крым БТИ" в г. Евпатории.
Выводы решения суда о том, что государственный регистратор ненадлежащим образом провел правовую экспертизу, признаются судебной коллегией правильными, так как административным ответчиком не были проверены и изучены все находящиеся в его распоряжении сведения о земельном участке, жилом доме, в том числе информация полученная в период приостановления.
Считая достаточным получение сведений из ответов Филиала ГУП РК "Крым БТИ" в г. Евпатории от 25 июня 2018 г. и от 22 августа 2018 г. и Администрации Черноморского района Республики Крым от 28 июля 2018 г, административный ответчик посчитал возможным сделать вывод об отсутствии оснований для регистрации права собственности на жилой дом, ввиду невозможности истолкования ответов.
При этом, с учетом взаимосвязанных положений статьи 26 Федерального закона N 218, части 7 статьи 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, законом возложена обязанность по самостоятельному получению и истребованию всех необходимых сведений и документов для осуществления государственного кадастрового учета и регистрации.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, срок приостановления осуществления действий по государственной регистрации был установлен государственным регистратором до 4 октября 2018 г, ответы Филиала ГУП РК "Крым БТИ" в г. Евпатории были получен государственным регистратором 25 июня 2018 г. и 22 августа 2018 г, то есть срок проведения правовой экспертизы документов не истек и государственный регистратор имел возможность предпринять действия по устранению выявленных противоречий в представленных сведениях с учетом документов представленных на государственную регистрацию права. Однако этого государственным регистратором сделано не было.
Судебная коллегия учитывает, что на данной стадии не исключена возможность направления повторного запроса, предложения представления документов заявителю, осуществление иных действий, то есть полноценное проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав.
Кроме того, в пределах водоохранной зоны запрещается деятельность прямо указанная в части 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации (размещение кладбищ, скотомогильников, автозаправочных станций, иное), размещение жилых домов в норме не поименовано.
Таким образом, применительно к частям 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства судебная коллегия считает, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим рассматриваемые правоотношения, их законность административным ответчиком не доказана, при этом, безусловно, оно нарушает права административного истца, в связи с чем, оспариваемое решение Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 4 октября 2018 г. N 90/016/164/2018-1719 правомерно признано судом первой инстанции незаконными.
При этом, признав незаконным решение административного ответчика, суд первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации возложил на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путем повторного рассмотрения заявления Меджитова Р.Л. в интересах Петренко П.А. от 19 июля 2018 г. о государственной регистрации права на объект недвижимого имущества.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 1 марта 2019 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.