Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Хожаиновой О.В,
судей
при секретаре
Терентьевой Н.А, Юсуповой Л.А-В,
Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Борщ Виктора Андреевича к Администрации города Симферополя Республики Крым, заинтересованное лицо Муниципальное казённое учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым, о признании незаконным постановления, возложении обязанности совершить определённые действия,
по апелляционной жалобе Администрации города Симферополя Республики Крым на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2019 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Борщ В.А. обратился в Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к административному ответчику, в котором просил признать незаконным постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 7 февраля 2019 г. N 655 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 155 кв.м, расположенного по адресу: "адрес""; возложить на Администрацию города Симферополя Республики Крым обязанность устранить допущенное нарушение путём повторного рассмотрения заявления Борщ В.А. от 26 декабря 2018 г. о предварительном согласовании предоставления указанного выше земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заявленные требования мотивированы тем, что 26 декабря 2018 г. Борщ В.А. обратился в администрацию города Симферополя Республик Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, для дальнейшего приобретения бесплатно в собственность земельного участка, площадью 155 кв.м, расположенного по адресу: "адрес". К данному заявлению административный истец приложил копию решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя АР Крым от 14 октября 2008 г, копию выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 16 октября 2018 г. Однако административный ответчик принял оспариваемое постановление, мотивированное тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как право собственности на жилой дом возникло 16 октября 2018 г.
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2019 г. иск удовлетворён: признано незаконным постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 7 февраля 2019 г. N 655 "Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 155 кв.м, расположенного по адресу: "адрес""; на Администрацию города Симферополя Республики Крым возложена обязанность устранить допущенное нарушение путём повторного рассмотрения заявления Борщ В.А. от 26 декабря 2018 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 155 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", с учётом установленных в ходе рассмотрения данного административного дела обстоятельств.
Не согласившись с указанным решением, Администрация города Симферополя Республики Крым подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных Борщ В.А. требований в полном объёме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что решение постановлено с нарушением норм материального права, судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Относительно доводов апелляционной жалобы Борщ В.А. поданы письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым Лузик А.А. поддержала доводы апелляционной жалобы и просила её удовлетворить.
Представитель административного истца Борщ В.А. - Тариева К.Г. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Муниципальное казённое учреждение Департамент развития муниципальной собственности Администрации города Симферополя Республики Крым явку своего представителя не обеспечило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, о причинах неявки в судебное заседание не известило.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённого заинтересованного лица по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя АР Крым от 14 октября 2008 г. по гражданскому делу N 2-4397/2008, вступившим в законную силу 27 октября 2008г, произведён раздел домовладения по ул. Слуцкого, 20, в г. Симферополе на два самостоятельных домовладения, и за Борщ В.А. признано право частной собственности на домовладение N 20а по ул. Слуцкого в г. Симферополе, которое состоит из жилого дома лит "Б" с надворными постройками, расположенными на земельном участке, площадью 153 кв.м.
16 октября 2018 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о регистрации права собственности на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", кадастровый N.
26 декабря 2018 г. Борщ В.А. обратился в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 155 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
К заявлению были приложены следующие документы: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, копия свидетельства о праве на наследство по завещанию, копия решения Железнодорожного районного суда АР Крым от 14 октября 2008 г. по гражданскому делу N 2-4397/2008, выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 7 февраля 2019 г. N 655 Борщ В.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 155 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" (далее постановление от 7 февраля 2019 г. N 655).
Указанное постановление, со ссылками на подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, пункт 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, мотивировано тем, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как согласно приложенной выписке из Единого государственного реестра недвижимости, право собственности на жилой дом (кадастровый N) возникло 16 октября 2018 г.
Принимая решение об удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности обжалуемого постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 7 февраля 2019 г. N 655, поскольку моментом возникновения права собственности административного истца на жилой дом (кадастровый N) следует считать дату вступления в законную силу решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя АР Крым - 27 октября 2008 г. При этом государственная регистрация на указанный жилой дом в Едином государственном реестре недвижимости 16 октября 2018 г, не изменяет и не подменяет правовые основания владения административным истцом объектом недвижимого имущества.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Согласно статьи 9 Конституции Российской Федерации и части 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьёй 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сведения, подлежащие указанию в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также перечень документов, подлежащих предоставлению с ним, предусмотрены частями 1, 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (пункт 2).
При этом, в силу пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Согласно части 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
Если иное не установлено настоящей статьёй или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (часть 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее Закон N 38-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), статьёй 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учётом особенностей, установленных настоящим Законом.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым (далее - государственная собственность) или муниципальной собственности на территории Республики Крым, за исключением случаев размещения инженерных сооружений, имеющих государственное или местное значение, переоформления или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", устанавливается Законом Республики Крым от 15 января 2015 года N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений" (далее - Закон N 66-ЗРК, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений).
В силу части 7 статьи 18 Закона N 66-ЗРК гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3 - 6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются.
В пункте 2.11 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предварительное согласование предоставления земельного участка", утверждённого постановлением Администрации города Симферополя от 19 октября 2018 г. N 5199, приведён исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Так, основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги являются:
- схема расположения земельного участка, приложенная к Заявлению, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации;
- земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен Заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- земельный участок, границы которого подлежат уточнению, не может быть предоставлен Заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации;
- несоответствие места расположения земельного участка действующей градостроительной документации;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований, предусмотренных Законом Республики Крым от 15.01.2015 N 66-ЗРК/2015 "О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений".
Проанализировав содержание постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 7 февраля 2019 г. N 655, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии у административного ответчика оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с ошибочным определением момента возникновения права собственности на жилой дом, кадастровый N, - 16 октября 2018 г. (даты внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости).
В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Как отмечено в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 132-О, государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создаёт гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией Российской Федерации права владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях, а также свободы экономической деятельности.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что право собственности на домовладение Nа по "адрес", которое состоит из жилого дома лит "Б" с надворными постройками, расположенными на земельном участке, площадью 153 кв.м, возникло у административного истца на основании решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя АР Крым от 14 октября 2008 г. по гражданскому делу N 2-4397/2008, вступившего в законную силу 27 октября 2008г.
Таким образом, при обращении 26 декабря 2018 г. Борщ В.А. в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, с предоставлением к указанному заявлению копии свидетельства о праве на наследство по завещанию и копии решения Железнодорожного районного суда г. Симферополя АР Крым от 14 октября 2008 г. по гражданскому делу N 2-4397/2008, административным истцом были соблюдены условия, предусмотренные частью 7 статьи 18 Закона N 66-ЗРК.
Учитывая приведённые выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое постановление административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ N принято с нарушением действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым, касающегося предварительного согласования предоставления земельного участка.
Признав незаконными постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 7 февраля 2019 г. N 655, суд первой инстанции, в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возложил на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения, правильно указав на способ восстановления нарушенного права путём повторного рассмотрения заявления Борщ В.А. от 26 декабря 2018 г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 155 кв.м, расположенного по адресу: "адрес".
В связи с вышеизложенным, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
По сути, доводы апелляционной жалобы о нарушении норм материального права основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона, в связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 26 апреля 2019 г. по административному делу N 2а-1424/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Симферополя Республики Крым - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.