Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А.
судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А-В,
при секретаре Журавской Т.Е,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Вагановой Ольги Васильевны к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым о признании действий неправомерными, признании права, возложении обязанности, по апелляционной жалобе Вагановой Ольги Васильевны на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 мая 2019 г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
Ваганова О.В. обратилась в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать неправомерными действия Администрации города Ялта Республики Крым по рассмотрению ее заявления о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: "адрес" общей площадью 1465 кв.м, в порядке завершения оформления прав; признать неправомерными действия Департамента имущественных и земельных отношений в части рассмотрения обращения об установлении категории земель и вида разрешенного использования на земельный участок, расположенный по адресу: "адрес" площадью 1465 кв.м; признать за ней право на завершения оформления права на земельный участок расположенный по адресу: "адрес" общей площадью 1465 кв.м на основании Закона Республики Крым N 38-3PK от 31 июля 2014 г..; обязать Администрацию города Ялта Республики Крым и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым рассмотреть повторно ее заявление о предоставлении в собственность земельного участка, а также об установлении категории земель и вида его разрешенного использования, мотивируя тем, что она обращалась в Департамент имущественных и земельных отношений, а также в Администрацию города Ялта с заявлениями об установлении категории земель и вида разрешенного использования и предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав земельного участка N 5, расположенного в гор. Ялта, пгт. Виноградное, район верхнего Могабинского водохранилища. Вместе с тем, письмом от 10 января 2019 г..поданные ею документы были возвращены Департаментом без рассмотрения по существу, со ссылкой на то, что решение Ливадийского поселкового совета от 19 апреля 2005 г..N 39, которым ей было дано разрешение на составление проекта землеустройства по отводу земельного участка, утратило свою силу и не является основанием для завершения оформления прав на земельный участок.
Аналогичные разъяснения были даны Администрацией города Ялта в письме от 24 декабря 2018 г..Истец считает данные действия ответчиков незаконными, нарушающими ее права на завершение оформления земельного участка, поскольку проект отвода земельного участка был полностью разработан и согласован еще в 2006 году, однако не был утвержден не по ее вине, а вследствие действия различных мораториев на рассмотрение вопросов, связанных с выделением земельных участков. Также считает, что ответчиками нарушена процедура рассмотрения ее заявлений, поскольку не было издано постановление Администрации города Ялта об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо о предоставлении земельного участка в собственность. Указывает, что поскольку срок действия в решении оговорен не был, она свою обязанность по изготовлению проекта отвода в полном объеме исполнила, полагает, что оно является актуальным и на сегодняшний день.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 мая 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Вагановой Ольги Васильевны отказано.
Не согласившись с указанным решением, Ваганова О.В. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить ссылаясь на то, что у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав. Указывает, что административным ответчиком в нарушение пункта 12 Решения Ялтинского городского совета Республики Крым от 30 марта 2015 г. N37 постановление об отказе не выносилось. Полагает, что ею был представлен полный пакет документов, необходимых для предоставления земельного участка в собственность в порядке завершения оформления прав.
В судебном заседании Ваганова О.В, ее представитель Мирон А.М. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Представители Администрации города Ялты Республики Крым, Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Статьей 29 Земельного Кодекса Российской Федерации установлено, что предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
Подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением 27-й сессии Ливадийского поселкового совета 4-го созыва от 19 апреля 2005 г. N 39 Вагановой О.В. было дано разрешение на разработку проекта отвода земельного участка N, ориентировочной площадью 0,1465 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес".
Пунктом 2 решения на Ваганову О.В. возложена обязанность предоставить разработанный и согласованный в установленном законом порядке проект отвода земельного участка на утверждение в Ливадийский поселковый совет в установленном законом порядке.
Проект землеустройства по отводу в собственность Вагановой О.В. земельного участка "адрес" был ею разработан в период действия решения и подан на утверждение в Ливадийский поселковый Совет 17 января 2007 г.
Вместе с тем, решением 23-й сессии Ливадийского поселкового совета 5-го созыва от 21 февраля 2008 г. N 78 Вагановой О.В. было отказано в утверждении проекта землеустройства по отводу и передаче в собственность земельного участка площадью 0,1465 га, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений но адресу: "адрес", в связи с тем, что земельный участок находится в границах постоянного землепользования Государственного предприятия "Ливадия", в установленном законом порядке перевод земельного участка в земли запаса Ливадийского поссовета не производился, отказа ГП "Ливадия" от пользования данным земельным участком в Ливадийский поселковый Совет не поступало.
2 марта 2012 г. Ваганова О.В. повторно обратилась в Ливадийский поселковый совет с заявлением об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка, однако решением 16-й сессии 6-го созыва Ливадийского поселкового совета от 15 марта 2012 г. N 47 в его утверждении вновь было отказано, в связи с отзывом своих заключений Ялтинским городским управлением земельных ресурсов и Управлением главного архитектора.
12 декабря 2018 г. Ваганова О.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта с заявлением о предоставлении в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельного участка N, площадью 0,1465 га по адресу: "адрес", с видом разрешенного использования - для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений.
Письмом Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым от 10 января 2019 г. N 03- 18/2204 поданные истцом документы были ей возвращены без рассмотрения, по тем основаниям, что решение 27-й сессии Ливадийского поселкового Совета 4-го созыва от 19 апреля 2005 года N 39 по состоянию на 18.03.2014 года утратило силу действия, в связи с чем у истца отсутствуют основания для завершения оформления прав на земельный участок.
12 декабря 2018 г. истец обратилась с заявлением на имя главы Администрации города Ялта Республики Крым, в котором указала, что Департамент имущественных и земельных отношений немотивировано отказывает ей в приеме документов на приобретение в собственность земельного участка, в порядке завершения оформления прав.
24 декабря 2018 г. Администрацией города Ялта Республики Крым направлен Вагановой О.В. ответ на ее обращение, в котором указано, что представленное ею решение 27-й сессии Ливадийского поселкового совета 4-го созыва от 19 апреля 2005 г. N 39, не является основанием для завершения оформления прав на земельный участок, согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым".
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым в установленном законом порядке письмом от 10 января 2019 г.N 03-18/2204 возвратил Вагановой О.В. ее заявление и сопутствующие материалы без рассмотрения, поскольку ею не предоставлена копия действующего решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право па завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона. Также, заявление Вагановой О.В. о принятии мер было правомерно рассмотрено Администрацией города Ялта Республики Крым путем предоставления письменного ответа на обращение от 24 декабря 2018 г, факт получения которого истица не отрицает.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" установлено, что до 1 января 2019 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования лесных отношений могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года N 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок, в редакции на момент возникновения спорных правоотношений), который устанавливает правила предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", на основании документов, указанных в абзаце втором части первой статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (пункт 1 Порядка).
В силу пункта 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В соответствии с пунктом 5 Порядка, возникновение прав на земельный участок в соответствии с настоящим Порядком осуществляется на основании заявления (далее - заявление о предоставлении земельного участка), которое заинтересованное лицо подает в соответствующий уполномоченный орган.
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 Порядка к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются копия решения органа местного самоуправления или органа исполнительной власти, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона.
Пунктом 8 Порядка предусмотрено, что подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Во исполнение постановления Совета министров Республики Крым решением Ялтинского городского совета от 30 марта 2015 г. N 37 были утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил определено, что уполномоченным органом по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, физическим и юридическим лицам в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта является Администрация города Ялты Республики Крым в лице Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым (далее - Департамент).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Правил к заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются копия решения органа местного самоуправления, дающего право на завершение оформления прав на земельный участок, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона.
В силу пункта 7 Правил Департамент проверяет заявление на соответствие требованиям пунктов 5, 6 настоящих Правил. Подача заявления с нарушением требований пунктов 5, 6 Правил является основанием для возврата заявления без рассмотрения, о чем Департамент уведомляет заявителя в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления.
Из анализа приведенных положений законодательства следует, что право на завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ, предоставлено на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Как усматривается из материалов дела, к заявлению о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав Вагановой О.В. было представлено решение 27-й сессии Ливадийского поселкового совета 4-го созыва от 19 апреля 2005 г. N 39.
При этом, действующее решение органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении Вагановой О.В. на разработку документации по землеустройству, принятого с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству, материалы дела не содержат, истцом не представлено.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что письмом Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты от 10 января 2019 г. N 03-18/2204 правомерно оставлено без рассмотрения заявление Вагановой О.В. о предоставлении в собственность земельного участка N, площадью 0,1465 га по адресу: "адрес", в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Указанные действия совершены Департаментом Имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым в рамках предоставленных им полномочий, в соответствии с требованиями действующего законодательства, поскольку в соответствии с Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. N 38-ЗРК "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым", могут быть приняты к рассмотрению заявления о завершении оформления права на земельные участки, на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку документации по землеустройству, принятых с 14 октября 2008 г. по 21 марта 2014 г, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству
Кроме того, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворении требований о признании незаконными действий Администрации города Ялта Республики Крым, поскольку обращение Вагановой О.В. рассмотрено Администрацией города Ялта Республики Крым в пределах предоставленных полномочий, в установленные законом сроки, по существу поставленных вопросов.
Вместе с тем несогласие административного истца с содержанием ответа не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика при рассмотрении обращения.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана надлежащим образом. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств дела, которые были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, они не опровергают его выводов.
В силу изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции решение постановлено при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора по существу, верном применении норм материального права, вследствие чего отсутствуют основания для его отмены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 21 мая 2019 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Вагановой Ольги Васильевны, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.