Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе
председательствующего Павловского Е.Г,
судей Кураповой З.И. и Мостовенко Н.Р,
при секретаре Козлове В.С,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колодкиной Марии Анатольевны к администрации города Ялта о признании незаконным постановления, заинтересованное лицо: Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялта Республики Крым, по апелляционной жалобе представителя администрации города Ялта Республики Крым Подружко В.Н. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2019 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Павловского Е.Г, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
Колодкина М.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным постановление администрации города Ялта от 27 января 2017 года "Об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 401 кв. метров, расположенного по адресу: "адрес", в районе спуска на дачу "Тессели" по "адрес", участок N"; возложить обязанность на администрацию города Ялты повторно с учетом вынесенного судебного решения рассмотреть ее заявление о предоставлении в собственность в порядке завершения оформления прав земельного участка, с учетом установленных судом обстоятельств. В обоснование заявленных требований указывает на то, что решением Форосского поссовета от 07 марта 2014 года N 116 ей было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка N, ориентировочной площадью 0,0401 га, по передаче его бесплатно в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений по адресу: "адрес", в районе спуска на дачу "Тессели" по "адрес" участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый N. Истец обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением о предоставлении ей вышеуказанного земельного участка в собственность, в порядке завершения оформления прав. Вместе с тем, постановлением администрации города Ялты от 27 января 2017 года в передаче земельного участка в собственность ей было отказано. Считает решение незаконным, поскольку предусмотренные законом основания для отказа в предоставлении земельного участка отсутствуют.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2019 года административное исковое заявление удовлетворено в полном объеме. Признано незаконным постановление администрации города Ялта N 428-п от 27 января 2017 года. Возложена обязанность на администрацию города Ялты повторно рассмотреть заявление Колодкиной М.А. о предоставлении в собственность земельного участка. Взыскана с администрации города Ялты в пользу Колодкиной М.А. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Представитель администрации города Ялта Республики Крым Подружко В.Н, не согласившись с вынесенным решением, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2019 года и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административного искового заявления. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что в настоящее время проводятся мероприятия по охране объектов растительного мира, в том числе занесенных в Красную книгу на земельных участках в районе спуска на дачу "Тессели" для установления особо охраняемых природных территорий местного значения, с целью разработки соответствующего нормативного акта. В процессе обследования были выявлены краснокнижные и реликтовые растения, в целях сохранения перспективы условий произрастания данных видов растений, в соответствии с действующим законодательством принято решение о приостановлении освоения данных земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Из материалов дела следует, что решением 55-й сессии 06-го созыва Форосского поселкового Совета N 116 от 07 марта 2014 года Балан М.А. (после регистрации брака Колодкиной М.А.) было дано разрешение на разработку проекта
землеустройства по отводу земельного участка N 23, ориентировочной площадью 0,0401 га по передаче его бесплатно, в собственность, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по адресу: "адрес", в районе спуска на дачу "Тессели" по "адрес".
15 сентября 2015 года Колодкина М.А. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым с заявлением, в котором просила предоставить ей в собственность, в порядке завершения оформления прав, земельный участок площадью 401 кв. метров по адресу: "адрес", в районе спуска на дачу "Тессели" по "адрес", участок N, с видом разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением главы администрации города Ялты N 428-п от 27 января 2017 года Колодкиной М.А. было отказано в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 401 кв.метров в порядке завершения оформления прав, с кадастровым номером 90:25:080102:257, расположенного по адресу: "адрес", в районе спуска на дачу "Тессели" по "адрес", участок N. Основанием принятого решения указано на заключение Федерального государственного бюджетного учреждения науки о проведении геоботанического обследования, описания растительных сообществ с выделением раритетных видов растений, биоэкологическая оценка по уровню природоохранного значения, охранного статуса видов и отдельных ценных особей растений на территории участка, расположенного по адресу: пгт. Форос, район спуска на дачу "Тессели".
Колодкина М.А. оспаривает законность указанного постановления.
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым были законодательно закреплены в Законе Республики Крым N 38-3PK от 31 июля 2014 года "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым" (далее - Закон N 38-3PK), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Согласно статье 13 Закона N 38-3PK (в редакции на день обращения истицы с заявлением), завершение оформления права на земельные участки, начатого до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года и действовавших на эту дату (часть 1).
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5).
Постановлением Совета Министров Республики Крым N 313 от 02 сентября 2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок N 313).
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 313, завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года.
В силу пункта 12 Порядка N 313, основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части шестой статьи 13 Закона.
В соответствии с частью 6 статьи 13 Закона N 38-3PK (действовавшей на момент вынесения спорного постановления), основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, является: предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов; несоответствие места расположения объекта градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
Указанный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность Колодкиной М.А. послужило заключение Федерального государственного бюджетного учреждения науки о проведении геоботанического обследования, описания растительных сообществ с выделением раритетных видов растений, согласно которому на площади испрашиваемого административным истцом участка распределены древесно-кустарниковые сообщества и растения, занесенные в Красную книгу Крыма.
Согласно сведениям предоставленным Департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, размещение земельного участка Колодкиной М.А, расположенного по адресу: "адрес", в районе спуска на дачу "Тессели" по "адрес", участок N для индивидуального жилищного строительства общей площадью 0,0401 га, соответствует Генеральному плану пгт. Форос, утвержденному решением 52-й сессии 6-го созыва Форосского поссовета N 8 от 30.12.2013 года (вид функционального использования земельного участка - усадебная жилая застройка, разрешенное использование образуемого земельного участка - индивидуальное жилищное строительство).
Таким образом, действующей документацией по планировке территории, предусмотрен следующий вид разрешенного использования испрашиваемого земельного участка - индивидуальное жилищное строительство. В настоящий момент вид разрешенного использования земельного участка не изменен в установленном порядке.
Согласно информации, предоставленной истцу Министерством экологии и природных ресурсов Республики Крым, земельный участок с кад. номером 90:25:080102:257 не отнесен к землям лесного фонда и не располагается на особо охраняемых природных территориях регионального значения Республики Крым.
Кроме того в соответствии со статьей 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Статьей 12 Закона Республики Крым "Об особо охраняемых природных территориях Республики Крым" от 10 ноября 2014 года N 5-ЗРК установлено, что особо охраняемые природные территории регионального значения создаются (объявляются) в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.
Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения Республики Крым утвержден Распоряжением Совета Министров Республики Крым N 69-р от 5 февраля 2015 года, в котором отсутствует земельный участок, расположенный по адресу: пгт. Форос, район спуска на дачу "Тессели".
Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 90:25:080102:257 расположен в границах архитектурно - планировочной зоны, которая установлена Постановлением Совета министров Республики Крым N 582 от 08 ноября 2017 года.
При этом сведения о нахождении земельного участка на землях особо охраняемых территорий и объектов (в границах зон с особыми условиями использования территорий), на момент принятия администрацией города Ялты оспариваемого решения, в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Доказательств, что испрашиваемый истцом земельный участок находится в зоне особо охраняемой территории, ответчиком и заинтересованным лицом суду не представлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на положениях норм материального и процессуального права и установленных фактических обстоятельствах дела.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, их переоценке, иному толкованию законодательства, не содержат ссылок на наличие оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вследствие чего не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Аналогичные доводы были рассмотрены судом первой инстанции, где им дана надлежащая оценка.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда нет.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 22 мая 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации города Ялта Республики Крым Подружко В.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Е.Г. Павловский
Судьи:
З.И. Курапова
Н.Р. Мостовенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.