Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего
Хожаиновой О.В,
судей
при секретаре
Терентьевой Н.А, Шидаковой О.А,
Колесник Е.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Власюк Александра Андреевича к Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым, председателю Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым Михальченко Наталье Петровне о признании незаконным и отмене решения, выразившегося в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей,
по апелляционной жалобе Власюк Александра Андреевича на решение Сакского районного суда Республики Крым от 9 августа 2019 г, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Хожаиновой О.В, объяснения представителя административного ответчика Шевченко И.Н, прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
установила:
решением 43 сессии Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым 1 созыва от 18 июня 2019 г. N 64 назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования Ромашкинское сельское поселение Сакского района Республики Крым - Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым.
Территориальная избирательная комиссия Сакского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Ромашкинского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым) приняла решение от 30 июля 2019г. N 144/2237-1 "Об отказе Власюку Александру Андреевичу, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу" (далее решение Территориальной избирательной комиссии Сакского района от 30 июля 2019г. N 144/2237-1).
Власюк А.А. обратился в Сакский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, с учётом письменного уточнения, к Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым, в котором просил:
- признать незаконным и отменить решение административного ответчика, выразившееся в итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу Власюк А.А. от 26 июля 2019 г, которым Власюк А.А. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу по пункту 7 части 3 статьи 483 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым";
- признать незаконным и отменить решение Территориальной избирательной комиссии Сакского района от 30 июля 2019г. N 144/2183-1 и возложить обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Власюк А.А. в качестве кандидата в депутаты.
Требования мотивированы тем, что Власюк А.А, обратился в Территориальную избирательную комиссию Сакского района Республики Крым, предоставив подписные листы выборов депутатов Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу. 22 июля 2019 г. выдано соответствующее подтверждение получения указанных документов, с указанием о праве кандидата присутствовать при проведении первоначальной проверки представленных подписей. Однако, в назначенном месте и времени заседание Территориальной избирательной комиссии не проводилось, члены избирательной комиссии отсутствовали. 29 июля 2019 г. Власюк А.А. был вручён оспариваемый итоговый протокол, в котором отсутствует место проведения собрания рабочей группы, не указаны лица, принимавшие участие в рабочей группе. Административный ответчик в нарушение решения Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым от 20 июня 2019 г. N 130/1919-1 "Об организации порядка приёма и проверки документов, предоставляемых кандидатами в территориальную избирательную комиссию на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Сакского района Республики Крым второго созыва 08 сентября 2019 года" не известил административного истца об изменении места проведения заседания территориальной избирательной комиссии, чем нарушил права административного истца.
Судебная коллегия принимает во внимание, что на официальном сайте Территориальной избирательной комиссии Сакского района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://sakimo.rk.gov.ru/uploads/txteditor/sakimo/attachments//d4/1d/8c/ d98f00b204e9800998ecf8427e/phpPHI8A0_195.pdf) размещено данное решение с номером 144/2237-1 в связи с чем правильным номером оспариваемого административным истцом решения является номер 144/2237-1.
Решением Сакского районного суда Республики Крым от 9 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Власюк А.А. отказано.
Не согласившись с постановленным решением, Власюк А.А. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить состоявшийся по делу судебный акт, постановить новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что решение постановлено с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела. Судом первой инстанции не принято во внимание, что фактически отказ в регистрации кандидатом в депутаты Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу основан на неполноте сведений об удостоверении подписного листа, предоставленного Власюк А.А. в Территориальную избирательную комиссию, так как на оборотной стороне подписного листа отсутствовали паспортные данные кандидата в депутаты. Между тем, все данные о кандидате в депутаты и лице, проводившем сбор подписей, были указаны на лицевой стороне подписного листа, предоставленного административным истцом в территориальную избирательную комиссию, а также приложена копия паспорта на имя Власюк А.А, о чём имеется отметка в подтверждении получения документов для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения кандидата по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу на выборы депутатов Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва Власюк А.А. от 26 июля 2019 г.
Относительно доводов апелляционной жалобы Территориальной избирательной комиссией Сакского района Республики Крым, за подписью председателя Михальченко Н.П, а также прокурором, участвующим в деле, поданы письменные возражения о законности решения суда первой инстанции (л.д. 97-102, 104-106 соответственно).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым Шевченко И.А. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Власюк А.А, председатель Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым Михальченко Н.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, о причинах неявки суд не известили, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не предоставили.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю, полагавшей, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 67-ФЗ самовыдвижение кандидатов производится путём уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.
Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов регламентирован положениями статьи 37 этого же федерального закона, в соответствии с пунктом 8 которой Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов и выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к настоящему Федеральному закону.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель, участник референдума ставит в подписном листе свою подпись и дату её внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учётом фактических особенностей места жительства избирателя. Данные об избирателе, участнике референдума, ставящих в подписном листе свою подпись и дату её внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя, участника референдума лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандаша не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель, участник референдума ставит собственноручно. Если избиратель, участник референдума является инвалидом и в связи с этим не имеет возможности самостоятельно поставить в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющегося членом комиссии, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения. При этом фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума, должны быть указаны в графе, где проставляется подпись.
Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. Участник референдума вправе ставить подпись в поддержку одной и той же инициативы проведения референдума только один раз.
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату её внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населённого пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учётом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального N 67-ФЗ недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объёме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены
нерукописным способом или карандашом.
Аналогичные основания для признания недействительными подписей избирателей предусмотрены подпунктом 8 части 12 статьи 47 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым" (далее Закон Республики Крым N 17-ЗРК).
При этом, в соответствии с частью 7 статьи 47 Закона Республики Крым N 17-ЗРК для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, списка кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей соответствующая избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа своих членов, работников её аппарата и привлечённых специалистов. В соответствии с законодательством к такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
В силу части 18 статьи 47 Закона Республики Крым N 17-ЗРК кандидат, список кандидатов не регистрируются, если количества представленных подписей избирателей за вычетом количества подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации.
Согласно части 19 статьи 47 Закона Республики Крым N 17-ЗРК по окончании проверки подписных листов по каждому кандидату, по каждому списку кандидатов составляется итоговый протокол, который подписывается членом соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса и представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
В итоговом протоколе указывается количество заявленных, количество представленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол прилагается к решению соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов.
Копия итогового протокола передаётся кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Из материалов дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии Сакского района Республики Крым от 20 июня 2019 г. N 130/1916-1 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидатов, выдвинутых по многомандатным избирательным округам на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований на территории Сакского района Республики Крым второго созыва 08 сентября 2019 год" определено количество подписей, необходимое для регистрации кандидата на выборах депутатов Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу (N 13 Приложения N 1) - 10 подписей, максимально допустимое количество подписей, представляемое для регистрации - 14 подписей.
9 июля 2019 г. Власюк А.А. в Территориальную избирательную комиссию города Сакского района Республики Крым (с полномочиями окружной избирательной комиссии Ромашкинского десятимандатного избирательного округа по выборам депутатов Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым) (далее Территориальная избирательная комиссия Сакского района) было подано уведомление о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения по десятимандатному избирательному округу на выборах депутатов Романкинского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва.
22 июля 2019 г. Власюк А.А. в Территориальную избирательную Сакского района поданы документы для регистрации кандидата в порядке самовыдвижения, в том числе подписной лист, содержащий 14 подписей избирателей.
В подтверждении получения указанных документов от 22 июля 2019 г. Власюк А.А. был уведомлён о праве присутствовать при первоначальной проверке представленных подписей, которая будет проводиться по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Ленина, д. 15 каб. N 11, 26 июля 2019 г. с 16 часов до 18 часов; о возможности получения копии итогового протокола и заверенной копии ведомости проверки подписных листов.
Также Власюк А.А. сообщено, что заседание, на котором будет рассмотрен вопрос о регистрации кандидата, состоится 30 июля 2019 г. в 17 часов 00 минут по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Ленина, д. 15 каб. N 11.
Кроме этого, письменным сообщением об извещении кандидата о проведении проверки подписных листов от 22 июля 2019 г. Власюк А.А. был проинформирован о запланированном проведении проверки подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты представительных органов муниципальных образований Сакского района Республики Крым с 22 по 27 июля 2019 г. с 16 часов до 18 часов и с 29 по 31 июля 2019 г. с 16 часов до 18 часов: по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Ленина, д. 15 каб. N 11.
На основании подпункта 2 части 2 статьи 45 Закона Республики Крым от N 17-ЗРК проверке подлежали 14 подписей избирателей, представленных Власюк А.А.
В результате проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Власюк А.А, установлено, что из 14 подписей избирателей недействительными признаны 14, по основаниям подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подпункта 8 части 12 статьи 47 Закона Республики Крым N 17-ЗРК, а именно: в графе "подписной лист удостоверяю" Власюк А.А. не указана дата рождения.
По окончании указанной проверки Территориальной избирательной комиссией Сакского района был составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандадата в депутаты Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятиманддатному избирательному округу Власюк А.А, который был вручён административному истцу 28 июля 2019 г.
Территориальная избирательная комиссия Сакского района Республики Крым приняла решение от 30 июля 2019г. N 144/2237-1, которым отказала Власюк А.А, выдвинутому в порядке самовыдвижения, в регистрации кандидатом в депутаты Ромашкинского сельского совета Сакского района Республики Крым второго созыва по Ромашкинскому десятимандатному избирательному округу".
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для удовлетворения требований административного искового заявления не имеется, поскольку административным истцом допущены нарушения при заполнении подписного листа, в связи с чем подписи избирателей в подписном листе обоснованно признаны недействительными и не представлено необходимое количество достоверных подписей избирателей для регистрации его кандидатом в депутаты, что является основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается, поскольку в подписном листе, представленном административным истцом, в графе "подписной лист удостоверяю" отсутствует дата рождения Власюк А.А. (л.д. 60), что свидетельствует о неполном внесении сведений, предусмотренных пунктом 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ, и является основанием для признания всех подписей избирателей в подписном листе недействительными в силу подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, подпункта 8 части 12 статьи 47 Закона Республики Крым 17-ЗРК.
Данные обстоятельства нарушения при сборе подписей избирателей также подтверждаются ведомостью проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата Власюк А.А.
Отсутствие, либо указание не в полном объёме в подписном листе определённых в пункте 12 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ сведений о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в силу положений подпункта "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ является основанием для признания всех подписей избирателей в подписном листе недействительными, о чем также указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1483-О.
В соответствии с пунктом 7 части 3 статьи 48 Закона Республики Крым N 17-ЗРК недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата, при этом судебная коллегия отмечает, что в силу положений частей 1, 2 ст. 48 Закона Республики Крым N 17-ЗРК, непосредственно вопрос о регистрации кандидата рассматривается только на заседании избирательной комиссии.
Частью 9 статьи 48 Закона Республики Крым N 17-ЗРК прямо предусмотрено, что именно решение соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об исключении кандидата из списка кандидатов может быть обжаловано в установленном законодательством порядке.
Возможность обжалования итогового протокола ни Федеральным законом N 67-ФЗ, ни Законом Республики Крым N 17-ЗРК не предусмотрена, что связано с тем, что указанное решение рабочей группы в форме итогового протокола не является окончательным; окончательное решение о регистрации, либо об отказе в регистрации кандидата принимается избирательной комиссией, которая непосредственно учитывает и оценивает данный итоговый протокол.
Изложенное опровергает довод апелляционной жалобы о том, что итоговый протокол является по своей сути решением, которое подлежит обжалованию в соответствии нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при этом ни указанный Кодекс, ни законодательные акты, регулирующие избирательное право в Российской Федерации, не содержат название "промежуточное решение".
Процедура принятия отказа в регистрации кандидатом в депутаты проверена судом первой инстанции, оспариваемое решение Избирательной комиссии Сакского района от 30 июля 2019 г. N 144/2237-1 принято согласно итоговому протоколу заседания Территориальной избирательной комиссии Сакского района.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в решении отражены результаты оценки доказательств, приведены мотивы, по которым доказательства приняты в обоснование выводов суда.
Доводы апелляционной жалобы, повторяющие доводы административного искового заявления о том, что Территориальной избирательной комиссией Сакского района 26 июля 2019 г. не проводилась проверка подписных листов кандидатов в депутаты, по адресу: Республика Крым, г. Саки, ул. Ленина, 15 каб. 11, были предметом проверки судом первой инстанции, не нашли своего подтверждения и обоснованно отклонены как несостоятельные по мотивам, подробно изложенным в оспариваемом судебном акте.
По сути, иные доводы апелляционной жалобы, в том числе о нарушении норм материального права, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции мотивированы, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, требованиям закона.
Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих безусловную отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Сакского районного суда Республики Крым от 9 августа 2019 г. по административному делу N 2а-1999/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Власюк Александра Андреевича - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий О.В. Хожаинова
Судьи Н.А. Терентьева
О.А. Шидакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.