Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего Терентьевой Н.А,
судей Хожаиновой О.В, Юсуповой Л.А,
при секретаре Журавской Т.Е,
с участием прокурора Бирюк Д.Ю,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шкарбан Зиты Витальевны, Умерова Рената Меметовича, Аксенова Дениса Анатольевича к Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района города Симферополя Республики Крым о признании решения от 5 августа 2019 г. N132/1474-1 незаконным, обязании совершить определенные действия, признании подписей действительными, по апелляционной жалобе Шкарбан Зиты Витальевны, Умерова Рената Меметовича, Аксенова Дениса Анатольевича на решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 августа 2019 г, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А, заключение прокурора, пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,
установила:
решением 111 сессии Симферопольского городского совета Республики Крым первого созыва от 19 июня 2019 г. N2038 назначены выборы депутатов представительного органа муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым - Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва, на 8 сентября 2019 г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N67-ФЗ), частью 2 статьи 19 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Крым" (далее - Закон Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК) постановлением Избирательной комиссии Республики Крым от 5 июня 2019 г. N3/39-2 на территориальную избирательную комиссию Железнодорожного района города Симферополя Республики Крым возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Решением Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района города Симферополя Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым) от 5 августа 2019 г. N132/1474-1 отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением Симферопольское городское местное отделение Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу.
Шкарбан З.В, Умеров Р.М.
Аксенов Д.А. обратились в Железнодорожный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просили признать оспариваемое действие (бездействие, решение) от 5 августа 2019 г..административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района города Симферополя незаконным; обязать административного ответчика Территориальную избирательную комиссию Железнодорожного района города Симферополя в полном объеме восстановить нарушенные избирательные права административного истца; признать подписи в количестве 1525 действительными; обязать Территориальную избирательную комиссию Железнодорожного района города Симферополя зарегистрировать список кандидатов в депутатов Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва избирательного объединения "Симферопольское городское местное отделение Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ", мотивируя тем, что в связи с назначенными выборами в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва, в Территориальную избирательную комиссию Железнодорожного района города Симферополя административными истцами был подан пакет документов для регистрации в качестве кандидатов в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва избирательного объединения "Симферопольское городское местное отделение Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ", однако 5 августа 2019 г..Территориальная избирательная комиссия Железнодорожного района города Симферополя приняла постановление об отказе в регистрации списка кандидатов избирательного объединения "Симферопольское городское местное отделение Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва в связи с недействительностью части подписей в поддержку кандидатов. С указанным решением административные истцы не согласны, считают
его незаконным и необоснованным и подлежащим отмене, поскольку все подписи избирателей, указанные в Протоколах об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку списка кандидатов 2 августа 2019 г..года и от 5 августа 2019 г, являются достоверными. Кроме того, истцы указывают на то, что в нарушение действующего законодательства им был вручен совсем иной протокол итогового голосования, составленный без их уведомления и присутствия 5 августа 2019 года в 15-30 часов, и не за двое суток, а за три часа до заседания комиссии.
Решением Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 августа 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Шкарбан Зиты Витальевны, Умерова Рената Меметовича, Аксенова Дениса Анатольевича отказано.
Не согласившись с указанным решением, Шкарбан З.В, Умеров Р.М. Аксенов Д.А. подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что проверка подписей территориальной избирательной комиссией проводилась с нарушением действующего законодательства. Ссылаются на то, что кандидату- уполномоченному лицу-сборщику подписей не было предоставлено право на внесение изменений в соответствии со статьей 41 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК.
В судебном заседании Умеров Р.М. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района города Симферополя Республики Крым Ященко О.И, Чусов С.В, представитель Избирательной комиссии Республики Крым Шевченко И.А возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Бирюк Д.Ю, полагавшей, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 указанного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Из материалов дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии Железнодорожного района города Симферополя Республики Крым (с полномочиями избирательной комиссии муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым) (далее - ТИК Железнодорожного района г. Симферополя) от 22 июня 2019 г. N 117/1304-1 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации списка кандидатов в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва выдвинутого по единому избирательному округу" определено количество подписей, необходимое для регистрации списка кандидатов в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва выдвинутого по единому избирательному округу - 1387 подписей, максимально допустимое количество подписей, которое может быть представлено в территориальную избирательную комиссию Железнодорожного района города Симферополя для регистрации - 1526 подписей.
28 июня 2018 г. уполномоченным представителем Симферопольского городского местного отделения Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" Шкарбан З.В. в ТИК Железнодорожного района г. Симферополя были представлены документы для заверения списка кандидатов на выборах депутатов Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением Симферопольское городское местное отделение Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу (т. 1 л.д. 103-116).
Решением ТИК Железнодорожного района г. Симферополя от 21 июля 2019 г. N125/1389-1 заверен список кандидатов в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением Симферопольское городское местное отделение Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу в количестве 38 человек (т.1 л.д. 111-116).
27 июля 2019 г. уполномоченным представителем Симферопольского городского местного отделения Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" Шкарбан З.В. в ТИК Железнодорожного района г. Симферополя были представлены документы для регистрации списка кандидатов на выборах депутатов Симферопольского городского совета Республики Крым второго созывая по единому избирательному округу (т.1 л.д 117-124).
Решением ТИК Железнодорожного района г. Симферополя от 5 августа 2019 г. N 132/1474-1 "Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением Симферопольское городское местное отделение Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу", отказано в регистрации списка кандидатов в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением Симферопольское городское местное отделение Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу, на основании пункта 6 части 4 статьи 48 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК, в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов. (т. 2 л.д. 98-102).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для отмены решения Железнодорожного района г. Симферополя не имеется, поскольку подписи избирателей в подписных листах обоснованно признаны недействительными и не представлено необходимое количество действительных подписей избирателей для регистрации списка кандидатов в депутаты, что является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
С указанными выводами судебная коллегия соглашается исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ избирательные объединения вправе выдвигать кандидатов, списки кандидатов. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица - одного кандидата. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз.
Сбор подписей в поддержку выдвижения списка кандидатов регламентирован положениями статьи 37 этого же федерального закона, в соответствии с пунктом 8 которой Форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность Президента Российской Федерации, форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения федеральных списков кандидатов и выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к настоящему Федеральному закону.
Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 10 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ определено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи).
Согласно подпункту "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ недействительными признаются подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г..N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им
собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом.
Аналогичные основания для признания недействительными подписей избирателей предусмотрены пунктами 3,8 части 12 статьи 47 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК.
В силу пункта 6 части 4 статьи 48 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК основанием отказа в регистрации списка кандидатов является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации списка кандидатов.
Из материалов дела следует, что в результате проверки, согласно сводным ведомостям и итоговому протоколу о результатах проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва, выдвинутого избирательным объединением Симферопольское городское местное отделение Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ" по единому избирательному округу, из 1525 подписей избирателей достоверными признано 1234 подписи, недействительными-291, в том числе, по следующим основаниям:
36 подписей - на основании пункта 3 части 12 статьи 47 Закона Республики Крым N 17-ЗРК;
255 подписей - на основании пункта 8 части 12 статьи 47 Закона Республики Крым N 17-ЗРК.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что подписные листы, в количестве 33 штук, и содержащие 165 подписей избирателей в поддержку списка кандидатов в депутаты Симферопольского городского совета Республики Крым второго созыва от избирательного объединения Симферопольского городского местного отделения Крымского регионального отделения политической партии "ПАТРИОТЫ РОССИИ", удостоверены Шкарбан Фатимой Витальевной
При этом, в нарушение вышеуказанных норм ФИО2. не указан адрес места жительства.
Согласно ответа Отдела по вопросам миграции ОП N 1 "Железнодорожный" УМВД России по г. Симферополю от 2 августа 2019 г, по запросу административного ответчика, в отношении гражданина - Шкарбан Фатимы Витальевны указано, что она зарегистрирована по адресу: "адрес", с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Таким образом, указанный в подписных листах адрес: "адрес", не является местом жительства ФИО2
В силу пункта 5 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В пункте 1.1 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации (утв. Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 13 июня 2012 г. N 128/986-6) даны четкие разъяснения, согласно которым в целях единообразного применения норм законодательства участниками избирательного процесса, соблюдения равенства кандидатов избирательная комиссия, организующая выборы, может принять акт, в котором системно изложить процедуры, связанные со сбором подписей, приемом и проверкой подписных листов, установить или рекомендовать (зависит от законодательного регулирования) формы представляемых документов.
В случае если закон обязывает комиссию, организующую выборы, установить какую-либо форму, то она будет обязательной для кандидата. В ином случае избирательная комиссия может рекомендовать единую форму, но отклонение от этой формы, при условии указания в документе всех предусмотренных законом сведений, не будет являться нарушением.
Согласно позиции, изложенной в пункте 2.2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1483-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Плешкова Игоря Владимировича на нарушение его конституционных прав положениями подпункта "з" пункта 6.4 и подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" сведения о сборщике подписей, в том числе об адресе его места жительства, необходимы для того, чтобы у избирательной комиссии была возможность идентифицировать лицо, осуществлявшее сбор подписей, проверить, вправе ли оно было собирать подписи, выяснить у него определенные сведения относительно сбора подписей, поскольку, заверяя подписной лист, сборщик, по существу, берет на себя ответственность за соблюдение установленного порядка сбора подписей избирателей, подтверждая, в частности, факты собственноручного проставления каждым избирателем своей подписи и даты ее внесения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что 165 подписей избирателей, представленных истцами в избирательную комиссию являются недействительными, поскольку в данных подписных листах отсутствуют сведения о действительном адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей - ФИО2
Доводы истцов относительно того, что ФИО2 фактически проживает по адресу: "адрес", на основании договора безвозмездного пользования жилым помещением и данные об этом были представлены ими в избирательную комиссию в порядке дополнений, обоснованно отклонены судом первой инстанции, поскольку на момент проверки действительности подписей в подписных листах, сведения о фактическом проживании ФИО2 не были представлены.
Кроме того, по данному адресу ФИО2 не поставлена на регистрационный учет.
Также, судом первой инстанции правомерно указано на недостоверность подписного листа (т. 2 л.д. 21-22), содержащего пять подписей избирателей, поскольку он не удостоверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, что противоречит положениям части 8 статьи 44 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК.
Вместе с тем, подлежат исключению выводы суда первой инстанции о том, что избирательной комиссий необоснованно 90 подписей признаны недействительными, в связи с тем, что административным ответчиком не были запрошены сведения в орган, осуществляющий регистрацию граждан Российской Федерации, по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в подтверждение достоверности адреса места жительства ФИО14, осуществлявшего сбор подписей, поскольку такой обязанности ни подпунктом "з" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ ни пунктом 8 части 12 статьи 47 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК, не предусмотрено.
При этом, из представленной в материалы дела копии паспорта ФИО14 следует, что он зарегистрирован по адресу: "адрес".
Судом обоснованно указано на, что проверка 36 подписей, признанных недействительными на основании пункта 3 части 12 статьи 47 Закона Республики Крым N 17-ЗРК, осуществлена с использование Государственной автоматизированной системы "Выборы".
В силу подпункта "в" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, пункта 3 части 12 статьи 47 Закона Республики Крым от 5 июня 2014 г. N 17-ЗРК подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Вместе с тем, в нарушение указанных требований, административным ответчиком не были осуществлены действия, на получение официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно указал на необоснованность признания данных подписей недействительными.
Таким образом, выявленное в ходе проверки количество достоверных подписей, является недостаточным для регистрации списка кандидатов.
При таких обстоятельствах, одно из обязательных для осуществления избирательной комиссией регистрации кандидата условий о наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку списка кандидатов, предусмотренное пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, в рассматриваемом случае не выполнено.
Таким образом, суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, правильно определилюридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановилрешение, отвечающее нормам материального и процессуального права.
Доводы жалобы о том, что они были лишены возможности устранить недостатки в подписных листах, являются несостоятельными, поскольку в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ невозможно внесение изменений, уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей, а также в список лиц, осуществлявших сбор этих подписей, с целью приведения указанных документов в соответствие с установленными требованиями, поскольку названные сведения не являются сведениями о кандидате.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности решения суда первой инстанции и не находит оснований для его отмены.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 12 августа 2019 г, - оставить без изменения, апелляционную жалобу Шкарбан Зиты Витальевны, Умерова Рената Меметовича, Аксенова Дениса Анатольевича, - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий судья: Н.А. Терентьева
Судья: О.В. Хожаинова
Судья: Л.А-В. Юсупова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.