Проект федерального закона N 97700209-2
"О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
Глава I. Общие положения
Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов,
полученных незаконным путем
Глава III. Компетенция государственных органов по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным
путем
Глава IV. Ответственность за легализацию (отмывание) доходов,
полученных незаконным путем, и за нарушение правил,
установленных в целях предупреждения легализации
(отмывания) доходов, полученных незаконным путем
Глава V. Международное сотрудничество
Глава VI. Заключительные положения
Глава I. Общие положения
Статья 1. Цели закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее именуются - граждане), организаций, осуществляющих финансовые операции, а также государственных органов, обеспечивающих контроль за проведением финансовых операций, в целях предупреждения и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.
2. Основными задачами настоящего Федерального закона являются защита прав и законных интересов граждан, общества и государства, а также создание системы мер противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем.
Статья 2. Сфера применения закона
1. Настоящий Федеральный закон распространяется на деяния граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, а равно юридических лиц, осуществляющих финансовые операции на территории Российской Федерации.
2. В соответствии с международными договорами Российской Федерации действие настоящего Федерального закона распространяется:
а) на совершенные вне пределов Российской Федерации деяния граждан Российской Федерации и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации, в случае совершения ими деяния, направленного против интересов Российской Федерации или граждан Российской Федерации, если эти лица не были привлечены к ответственности в указанном государстве;
б) на совершенные вне пределов Российской Федерации деяния иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих в Российской Федерации, в случае, если эти лица не были привлечены за это деяние к ответственности в государстве, на территории которого оно было совершено, и если указанное государство не обратилось с запросом к Российской Федерации о выдаче таких лиц.
3. Настоящий Федеральный закон является актом прямого действия и применяется непосредственно, если иное не установлено другим Федеральным законом или общепризнанными принципами и нормами международного права.
Статья 3. Основные понятия
Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие понятия.
1. Доходы, полученные незаконным путем, - вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, иные объекты гражданских прав, приобретенные в результате нарушения федерального закона, закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта.
2. Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, - умышленное придание правомерного вида пользованию, владению или распоряжению денежными средствами, иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем, либо сокрытие их местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности.
3. Финансовая операция - сделки и другие действия граждан и организаций, независимо от формы и способа их осуществления, со средствами, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.
К финансовым операциям относятся:
а) банковские операции и другие сделки кредитных организаций и их филиалов, связанные с денежными средствами, ценными бумагами, драгоценными металлами, драгоценными камнями и иными ценностями, предусмотренные Федеральным законом "О банках и банковской деятельности",
б) сделки и иные действия с ценными бумагами, влекущие за собой переход права собственности или иного имущественного права (владение, пользование или распоряжение) на эти ценные бумаги, предусмотренные действующим федеральным законодательством;
в) купля-продажа, а также иные сделки с ценными бумагами, совершаемые помимо профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также кредитной или страховой организации, осуществляющим свою деятельность на рынке ценных бумаг в соответствии с разрешением (лицензией), выданным уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном федеральными законами;
г) почтовые и телеграфные переводы денежных средств, почтовые отправления с ценными вложениями;
д) получение выигрыша в казино, лотерее, тотализаторе, системной (электронной) игре и в других основанных на риске играх, организация и проведение которых осуществляются в соответствии с разрешением (лицензией) уполномоченного государственного или муниципального органа;
е) перемещение через таможенную границу Российской Федерации денежных средств, в том числе иностранной валюты, а также ценных бумаг, транспортных средств и другого движимого имущества;
ж) передача в ломбард на хранение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, иных драгоценных вещей и ценностей;
з) внесение гражданином или юридическим лицом (страхователем) денежных средств (страхового взноса) страховщику по договору имущественного или договору личного страхования, а также получение страхового возмещения либо страховой суммы по этим договорам;
и) вклад денег, ценных бумаг, другого имущества или имущественных прав, имеющих денежную оценку, в уставный (складочный) капитал (в имущество) либо внесение паев (приобретение долей) при создании (реорганизации) юридического лица, организации, не являющейся юридическим лицом, а равно при увеличении уставного (складочного) капитала действующих юридических лиц, организаций, не являющихся юридическим лицом, независимо от их организационно-правовой формы;
к) иные сделки и действия физических и юридических лиц, а также организаций, не являющихся юридическим лицом, связанные с переходом права собственности или других имущественных прав на средства, а равно удостоверение или регистрация таких сделок либо иных действий.
4. Финансовая операция, имеющая незаконный характер, - сделка и другие действия граждан или организаций, совершенные с нарушением правил, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
5. Финансовая операция, подлежащая особому контролю, - сделка и другие действия граждан или организаций с средствами, если с учетом размера, особенностей финансовой операции, характеристики лица и иных фактических данных и обстоятельств их совершения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, имеются достаточные основания полагать, что эти сделки и другие действия связаны с возможной легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.
6. Особый контроль финансовых операций - совокупность мер, осуществляемых органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, а по операциям в иностранной валюте - органами валютного контроля в соответствии с полномочиями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, в целях определения законности происхождения средств финансовых операций, предусмотренных статьей 6 настоящего Федерального закона.
7. Организации, осуществляющие финансовые операции:
а) кредитные организации и их филиалы, товарные и валютные биржи, фондовые отделы товарных и валютных бирж, инвестиционные фонды, страховые организации и общества взаимного страхования, трастовые компании, дилерские, брокерские конторы, организации почтовой связи, бюро технической инвентаризации, нотариальные конторы и иные организации, осуществляющие получение, отчуждение, выплату, передачу, перевозку, пересылку, обмен, хранение средств, а также нотариальные удостоверения или государственную регистрацию сделок и действий граждан или юридических лиц;
б) казино, другие игорные заведения, имеющие игральные автоматы, рулетку, иные устройства или средства проведения основанных на риске игр, букмекерские конторы, учредители и организаторы лотерей, тотализаторов, системных (электронных) игр, ломбарды, скупочные конторы и иные организации, осуществляющие операции с средствами.
8. Средства - деньги, ценные бумаги в валюте любой страны, движимое и недвижимое имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, дебетовые и кредитовые платежные, расчетные и иные документы, удостоверяющие право собственности и иные имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при их предъявлении.
Глава II. Предупреждение легализации (отмывания) доходов,
полученных незаконным путем
Статья 4. Обязанности организаций, осуществляющих финансовые операции
Организации, осуществляющие финансовые операции, обязаны:
а) регистрировать финансовые операции, то есть заполнять специальный формуляр с указанием сведений о клиентах по документам, удостоверяющим личность граждан или представителей юридического лица, на каждую разовую финансовую операцию, совершаемую физическим лицом в наличной и безналичной форме на сумму, равную или превышающую 1000 минимальных размеров оплаты труда, а также на каждую разовую финансовую операцию, равную или превышающую 10000 минимальных размеров оплаты труда, совершенную юридическим лицом. Формуляр заполняется и в том случае, если сумма нескольких финансовых операций, совершаемых в течение месяца одним физическим или юридическим лицом либо по их поручению другими лицами, достигает в совокупности указанного размера;
б) не реже одного раза в квартал направлять в государственные налоговые инспекции первые экземпляры формуляров, копии формуляров по сделкам в иностранной валюте - в органы по валютному и экспортному контролю и в территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации;
в) при наличии достаточных данных, указывающих на совершение финансовой операции, подлежащей особому контролю, незамедлительно информировать о них государственную налоговую инспекцию, а об операции в иностранной валюте - орган валютного контроля;
г) представлять необходимые документы, материалы, иные данные по запросам органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда, государственных налоговых инспекций, органов валютного и экспортного контроля, а также других уполномоченных государственных органов в порядке, предусмотренном федеральным законодательством;
д) хранить реестры, содержащие сведения о личности клиентов, архив счетов и первичные документы по валютным операциям с момента открытия счета до истечения десяти лет после его закрытия, документы (договоры, контракты, соглашения) по валютным сделкам - постоянно;
е) не разглашать данные о передаче сведений государственным налоговым инспекциям, органам валютного и экспортного контроля, а также органам дознания, предварительного следствия, прокурору и суду. Сообщение третьим лицам о фактах передачи таких сведений указанным органам возможно только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.
Статья 5. Порядок регистрации финансовых операций
В случаях, предусмотренных пунктом "а" статьи 4 настоящего Федерального закона, финансовые операции регистрируются в специальном формуляре работником организации, осуществляющей финансовую операцию.
В формуляр заносятся следующие сведения:
а) адрес и иные данные, необходимые для идентификации лица, совершающего финансовую операцию;
б) адрес и иные данные, необходимые для идентификации лица, по поручению и от имени которого совершается финансовая операция;
в) адрес и иные данные, необходимые для идентификации получателя по финансовой операции, если она состоялась;
г) реквизиты счетов и других документов, с использованием которых осуществлялась финансовая операция;
д) вид финансовой операции, предусмотренный пунктом 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, а также основание ее совершения (вид гражданско-правового договора или иные основания);
е) наименование и местонахождение организации, в которой была совершена финансовая операция;
ж) дата, время и сумма совершаемой финансовой операции.
При осуществлении финансовых операций в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, формуляр заполняется по той же форме на имя представляемого с приложением к нему сведений о представителе.
Статья 6. Финансовые операции, подлежащие особому контролю
Финансовая операция подлежит особому контролю, если ее сумма при разовом или неоднократном (в течение одного месяца) совершении равна или превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда - для физических лиц, равна или превышает 10000 минимальных размеров оплаты труда - для юридических лиц, а содержание финансовой операции имеет признаки, предусмотренные настоящей статьей.
Финансовыми операциями, подлежащими особому контролю, являются:
1. Операции с денежными средствами в наличной форме:
а) банковские и иные операции физических и юридических лиц при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии связи этих операций с характером деятельности лица, а также при наличии оснований считать, что с учетом сферы их деятельности и других обстоятельств сумма таких средств явно не соответствует доходам и имущественному положению физического или юридического лица;
б) размещение денежных средств в банковские вклады с оформлением документов, удостоверяющих вклад, на предъявителя;
в) внесение во вклад наличных денежных средств, сопровождающееся их переводом другому лицу;
г) неоднократные купля и продажа иностранной валюты в наличной форме;
д) неоднократное приобретение банковских чеков или иных ценных бумаг за наличный расчет;
е) перемещение и изъятие денежных средств физическим или юридическим лицом, осуществляющим расчеты обычно платежными поручениями, чеками, другими формами безналичных расчетов;
ж) получение денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом, либо по чеку, сумма которого объявлена как выигрыш;
з) перемещение на счет и изъятие с него в наличной форме денежных средств в сумме, превышающей обычный денежный оборот юридического лица;
и) перемещение денежных средств на счет, операции по которому не производились, либо были незначительными, с поручением о выплате этих средств в наличной форме.
2. Операции по банковским счетам:
а) открытие клиентам нескольких счетов аналогичного назначения с поступлением на них денежных средств;
б) поступление на счет клиента денежных средств при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии связи деятельности клиента с поступлением этих средств;
в) поступление на счет клиента чеков от разных физических и юридических лиц, не состоящих с ним в правоотношениях;
г) зачисление на счет денежных средств по чеку, выданному нерезидентом на предъявителя;
д) помещение на счет денежных средств, объявляемых как выигрыш;
е) открытие счета с помещением на него наличных денежных средств.
3. Международные переводы денежных средств:
а) международный перевод денежных средств с требованием их выплаты в наличной форме;
б) международный перевод денежных средств вновь образованной организацией, либо организацией, операции по счетам которой являлись незначительными;
в) международный перевод денежных средств в организации, зарегистрированные в оффшорных зонах;
г) международный перевод денежных средств из регионов, где, по сведениям уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляется нелегальное производство наркотических средств;
д) неоднократная покупка или перемещение на счет дорожных чеков при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии связи этих операций с деятельностью клиента.
4. Операции с ценными бумагами:
а) купля-продажа, а также иные сделки с ценными бумагами с оплатой в наличной форме.
5. Операции по кредитам:
а) предоставление или получение кредита, гарантированного документом, удостоверяющим наличие у заемщика вклада в иностранном банке;
б) предоставление или получение кредита, гарантированного данными о финансовых средствах заемщика, находящихся в другой кредитной организации, если неизвестно происхождение этих средств или их размер явно не соответствует доходам и имущественному положению заемщика;
в) одновременное получение кредитов, гарантированных одним и тем же имуществом заемщика, у двух или более кредиторов;
г) разовое или неоднократное получение кредитов, соединенное с международным переводом полученных денежных средств.
6. Операции с движимым и недвижимым имуществом:
а) операции с движимым или недвижимым имуществом, имеющие признаки недействительных сделок, предусмотренные федеральным законом;
б) операции с движимым или недвижимым имуществом, совершенные с нарушением порядка их оформления либо с нарушением требования об их нотариальном удостоверении или государственной регистрации, установленных законом;
в) помещение в банк или ломбард на хранение ценных бумаг, драгоценных металлов и камней, иных драгоценных вещей и ценностей при наличии обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии связи этих операций с деятельностью лица, его доходами и имущественным положением;
г) помещение имущества на хранение с обезличением, не обусловленное условиями хранения или свойствами имущества.
Сведения о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, направляются в порядке, предусмотренном пунктом "в" статьи 4 настоящего Федерального закона в органы Государственной налоговой службы, Российской Федерации, а по операциям в иностранной валюте - в органы Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, для обобщения и обработки с целью выявления незаконных финансовых операций.
Статья 7. Передача сведений, составляющих банковскую и коммерческую тайну
1. Передача организациями, осуществляющими финансовые операции, за исключением банковских и иных кредитных организаций, сведений (документов, материалов, иных данных) о незаконных финансовых операциях или финансовых операциях, подлежащих особому контролю, суду, арбитражному суду (судьям), Счетной палате Российской Федерации, прокурору, органу предварительного следствия и дознания, органам Государственной налоговой службы и налоговой полиции, органу валютного и экспортного контроля, таможенному органу, учреждениям Центрального банка Российской Федерации, в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не является нарушением коммерческой тайны.
2. Сведения (справки) по финансовым операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, предоставляются банковскими и иными кредитными организациями суду, арбитражному суду (судьям), Счетной палате Российской Федерации, органам государственной налоговой службы и налоговой полиции, таможенным органам Российской Федерации, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия или органам дознания по делам, находящимся у них в производстве.
Данное правило распространяется на получение в центральном аппарате, территориальных учреждениях, расчетно-кассовых центрах, полевых учреждениях Центрального банка Российской Федерации сведений о счетах, вкладах, а также сведений о конкретных сделках и о финансовых операциях из отчетов банковских и иных кредитных организаций, представленных в связи с исполнением Центральным банком Российской Федерации лицензионных, надзорных и контрольных функций, а равно на получение в аудиторских организациях сведений о финансовых операциях, счетах и вкладах кредитных организаций, их клиентов и корреспондентов, собранных в ходе проводимых ими проверок.
3. Сведения (справки) по счетам и вкладам физических лиц предоставляются банковскими и иными кредитными организациями суду, а при наличии согласия прокурора - органам предварительного следствия или органам дознания по делам, находящимся в их производстве.
4. Должностные лица и работники органов суда, арбитражного суда, Счетной палаты Российской Федерации, государственной налоговой службы, налоговой полиции, таможенных органов, органов предварительного следствия и дознания несут установленную федеральным законом ответственность за противоправное разглашение ставших известными им по службе сведений, составляющих банковскую или коммерческую тайну.
5. Организации, осуществляющие финансовые операции, освобождаются от ответственности за убытки и моральный вред, причиненные в результате правомерного выполнения предусмотренной настоящим Федеральным законом обязанности сообщать государственной налоговой инспекции о финансовых операциях, подлежащих особому контролю, предоставлять сведения, перечисленные в частях первой, второй и третьей настоящей статьи, если при этом не было допущено нарушение установленного порядка совершения таких действий.
Статья 8. Ограничение размера финансовых операций, совершаемых в наличной форме
1. Предельный размер расчетов наличными деньгами с участием юридических лиц, их филиалов, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, устанавливается Правительством Российской Федерации.
2. Предельный размер перевода, вывоза или пересылки из Российской Федерации гражданами и юридическими лицами Российской Федерации иностранной валюты и валюты Российской Федерации в наличной форме или в дебетовых и кредитовых платежных картах устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава III. Компетенция государственных органов по противодействию
легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем
Статья 9. Государственные органы, осуществляющие контроль за порядком проведения финансовых операций.
Контроль за порядком проведения финансовых операций юридических и физических лиц в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, в пределах их компетенции осуществляют:
а) Счетная палата Российской Федерации - за использованием по целевому назначению и своевременностью движения денежных средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов, рациональным и эффективным использованием иностранных кредитов и займов, законностью предоставления государственных кредитов, а также предоставления денежных средств на безвозмездной основе иностранным государствам и международным организациям, полнотой поступления в федеральный бюджет средств, полученных от распоряжения государственным имуществом (в том числе от его приватизации, продажи), а также управления объектами федеральной собственности;
б) государственные налоговые инспекции, федеральные органы налоговой полиции - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений;
в) Министерство финансов Российской Федерации и его территориальные органы - за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов, а также за финансовой устойчивостью, достоверностью отчетности, предоставляемой страхователями, обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховых организаций и обществ взаимного страхования (страхователей), которые осуществляют свою деятельность в соответствии с разрешением (лицензией);
г) Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом и его территориальные органы (территориальные агентства) - за обоснованностью оценки, а также приватизации или продажи государственных и муниципальных предприятий, других объектов недвижимости, в том числе земельных участков, находящихся под приватизируемыми предприятиями, эффективностью управления и распоряжения объектами государственной и муниципальной собственности, их сохранностью и использованием по целевому назначению, поиском имущества (в том числе находящегося за рубежом), документы о праве собственности на которое по какой-либо причине утрачены;
д) Центральный банк Российской Федерации и его территориальные учреждения - за порядком осуществления расчетов, в том числе с иностранными государствами, правильностью проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности в кредитных организациях и организациях, занимающихся аудитом, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с разрешением (лицензией) Центрального банка Российской Федерации;
е) органы валютного и экспортного контроля - за соблюдением действующего законодательства при осуществлении валютных и внешнеэкономических операций, порядком квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров;
ж) таможенные органы Российской Федерации - за перемещением через таможенную границу Российской Федерации денежных средств и ценных бумаг, в том числе иностранной валюты и ценных бумаг в валюте, валютных ценностей, транспортных средств и другого движимого имущества;
з) Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и ее региональные отделения - за соблюдением эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг и их саморегулируемыми организациями законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, включая соблюдение ими нормативов достаточности собственных средств, требований к операциям с ценными бумагами, нормам допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, стандартам деятельности инвестиционных (в том числе паевых), негосударственных, пенсионных, страховых фондов и их управляющих компаний, а равно страховых компаний на рынке ценных бумаг;
и) иные федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 10. Обязанности и права государственных органов, осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций
1. В целях выполнения возложенных настоящим Федеральным законом задач государственные органы, осуществляющие контроль за порядком проведения финансовых операций, обязаны:
а) проводить документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации) правильности проведения и регистрации финансовых операций, а также полноты и достоверности предоставления в государственную налоговую инспекцию (по сделкам с иностранной валютой - в органы валютного и экспортного контроля и территориальные учреждения Центрального банка Российской Федерации) сведений, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
б) разрабатывать и осуществлять меры по совершенствованию системы контроля за проведением финансовых операций, исходя из необходимости предупреждения и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;
в) предоставлять по запросам суда (арбитражного суда), прокурора, органов предварительного следствия и дознания документы и иные материалы о результатах проверки организаций, осуществляющих финансовые операции, а также граждан, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем;
г) при обнаружении финансовой операции, совершенной с нарушением требований гражданского, административного или уголовного законодательства, приостановить такую операцию, а также принять в пределах своей компетенции меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности либо направить необходимые материалы прокурору, органу предварительного следствия, дознания или другому государственному органу, уполномоченному предъявлять иск в суд (арбитражный суд) о признании сделки недействительной либо налагать административное взыскание;
д) при обнаружении финансовой операции, подлежащей особому контролю, информировать в порядке, предусмотренном пунктом "в" статьи 4 настоящего Федерального закона, органы Государственной налоговой службы Российской Федерации, а по операциям в иностранной валюте - органы валютного контроля.
2. Права государственных органов, осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, определяются федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Статья 11. Координация деятельности по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем
1. Координация деятельности государственных органов по предупреждению и пресечению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, осуществляется органами прокуратуры.
2. Координация общих вопросов международного сотрудничества по борьбе с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, осуществляется Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Глава IV. Ответственность за легализацию (отмывание) доходов,
полученных незаконным путем, и за нарушение правил, установленных в
целях предупреждения легализации (отмывания) доходов,
полученных незаконным путем
Статья 12. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, и за нарушение правил по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем
Лица, виновные в легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, подлоге или уничтожении документов бухгалтерского учета и отчетности, незаконном отказе в предоставлении сведений о финансовых операциях, разглашении сведений о мерах по предупреждению легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, несут уголовную ответственность в соответствии с федеральным законом Российской Федерации.
Статья 13. Административная ответственность за нарушение правил, направленных на предупреждение легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем
Лица, виновные в нарушении правил ведения бухгалтерского учета и отчетности, обеспечивающих полноту и достоверность финансовых и иных хозяйственных операций, нарушении порядка регистрации финансовых операций, нарушении правил производства платежей, нарушении правил ведения кассовых операций, несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава V. Международное сотрудничество
Статья 14. Правовая регламентация
Сотрудничество государственных органов, осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, суда (арбитражного суда), прокурора, органов предварительного следствия и дознания (далее именуются - контрольные и правоохранительные органы) Российской Федерации с контрольными и правоохранительными органами других государств или международными организациями в области предупреждения, пресечения и расследования деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, а также их конфискации осуществляется в соответствии с федеральными законами на основании международных договоров Российской Федерации или принципа взаимности.
По просьбе иностранного государства при исполнении запроса может быть применено законодательство данного государства, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или общепризнанными нормами международного права.
Статья 15. Обмен информацией и правовая помощь
1. Контрольные или правоохранительные органы Российской Федерации по запросу контрольного или правоохранительного органа иностранного государства или международной организации предоставляют сведения о клиенте, о банковском вкладе, банковском счете и операциях по счету, а также сведения о лицах, скрывающихся от следствия, суда или отбывания уголовного наказания, о местонахождении имущества и ценностей, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем (далее именуются - документы, материалы и иные данные по вопросам легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем).
2. При отсутствии запроса контрольного или правоохранительного органа иностранного государства либо международной организации передача документов, материалов и иных данных по вопросам легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, осуществляется контрольными или правоохранительными органами Российской Федерации по своей инициативе, если это не нанесет ущерба интересам Российской Федерации и может способствовать контрольным или правоохранительным органам другого государства начать или провести расследование либо сформулировать запрос.
3. Документы, материалы и иные данные по вопросам легализации (отмывания) доходов, полученных незаконным путем, предоставляется по запросу контрольных или правоохранительных органов другого государства либо международной организации с условием, что переданные сведения или доказательства не будут использованы без предварительного согласия контрольных или правоохранительных органов Российской Федерации для других расследований или процедур, не указанных в запросе.
4. Контрольные или правоохранительные органы Российской Федерации сохраняют тайну запроса, содержащиеся в нем сведения и используют только в целях выполнения запроса, если такой порядок обращения с этим документом установлен соответствующими органами запрашивающей стороны.
Контрольные или правоохранительные органы Российской Федерации обеспечивают конфиденциальность переданных запрошенной стороной сведений о способах доказательств и иных сведений, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, используя их лишь в той мере, в какой это необходимо для осуществления расследования или для выполнения процедур, предусмотренных запросом.
5. Запросы контрольным или правоохранительным органам других государств, по вопросам борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, ответы на запросы указанных органов направляются по дипломатическим каналам, либо непосредственно контрольными или правоохранительными органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а правоохранительными органами, кроме того, через Национальное центральное бюро Международной организации уголовной полиции (Интерпола) в Российской Федерации.
6. Правоохранительные органы Российской Федерации выполняют поручения иностранных государств о производстве отдельных процессуальных действий по делам о легализации (отмывании) доходов, полученных незаконным путем, в том числе о производстве экспертизы, допросе подозреваемых, обвиняемых, свидетелей, потерпевших и других лиц, проведении обысков, выемок, передаче вещественных доказательств, наложении ареста на имущество, вручении и пересылке документов.
Статья 16. Выдача и транзитная перевозка выданных лиц
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации могут быть выданы иностранным государствам по запросу или на основе принципа взаимности для привлечения их к уголовной ответственности или для исполнения приговора за совершение деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем.
В выдаче указанных лиц может быть отказано в случаях, прямо предусмотренных международными договорами или федеральными законами.
2. Если лицо, выдача которого запрашивается иностранным государством, привлекается к уголовной ответственности или отбывает наказание за совершение другого преступления на территории Российской Федерации, то выдача этого лица может быть отсрочена до окончания уголовного преследования, отбытия наказания или досрочного освобождения от отбывания наказания.
3. Если отсрочка выдачи, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, может повлечь истечение срока давности или серьезно затруднить расследование преступления, то по обоснованному ходатайству иностранного государства указанное лицо может быть выдано на время проведения следствия или судебного разбирательства при условии, что это лицо будет немедленно возвращено в Российскую Федерацию после проведения необходимых процессуальных действий по делу, для участия в которых оно было выдано.
4. Генеральная прокуратура Российской Федерации по ходатайству иностранного государства, с которым не заключено соответствующего международного договора, может на основе принципа взаимности разрешить транзитную перевозку по территории Российской Федерации лиц, выданных данному государству.
Статья 17. Признание решения, вынесенного в иностранном государстве
1. В целях обеспечения ответственности за деяния, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем, в Российской Федерации в соответствии с международными договорами и федеральными законами признаются приговоры, вынесенные судами в иностранных государствах.
2. В соответствии с международным договором Российской Федерации и федеральными законами в Российской Федерации может быть признано и исполнено вынесенное судом иностранного государства и вступившее в законную силу решение о конфискации доходов, полученных незаконным путем, или эквивалентного им имущества, находящихся на территории Российской Федерации.
Конфискованное имущество или его часть может быть передана государству, в котором вынесено решение о конфискации, на основании принципа взаимности и соответствующей двусторонней договоренности.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 19. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.