Проект федерального закона N 97801754-2
"О внесении изменений и дополнений в федеральный закон
"Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности
для субъектов малого предпринимательства"
Досье на проект федерального закона
справку о состоянии законодательства
перечень законов и нормативных правовых актов
финансово-экономическое обоснование
Изложить федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 15) в новой редакции:
Статья 1. Предмет регулирования
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, а также физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица: устанавливает характер и размер налогов, порядок их уплаты, сроки, форму и порядок предоставления отчетности, порядок и размеры ответственности за неуплату налогов.
Статья 2. Виды субъектов малого предпринимательства
1. Для целей настоящего федерального закона устанавливаются следующие виды субъектов малого предпринимательства:
- малые предприятия;
- семейные предприятия;
- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели).
2. Для целей настоящего федерального закона малыми предприятиями признаются предприятия, относящиеся к таковым в соответствии с положениями федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", и совокупный размер валовой выручки которых не превышает стотысячекратного размера минимальной оплаты труда. Балансовая стоимость основных фондов малого предприятия не должна превышать пятнадцатитысячекратного размера минимальной оплаты труда.
3. Для целей настоящего федерального закона семейными предприятиями могут быть признаны коммерческие предприятия с численностью работающих не более 9 человек, в том числе по договорам гражданско-правового характера и по совместительству, стоимостью основных фондов (имущества) не превышающей 700 минимальных размеров оплаты труда и ежегодным оборотом не более двенадцатитысячекратного минимального размера оплаты труда и не занятым в сфере материального производства. Всякий субъект малого предпринимательства, признанный в соответствии с п.2 настоящей статьи малым предприятием и занимающийся сельскохозяйственным производством, может быть признан семейным предприятием.
Статья 3. Общие положения
1. Упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности малыми и семейными предприятиями, подпадающими под действие настоящего федерального закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды.
3. В рамках упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности расчет налога на добавленную стоимость, фактически уплаченного поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), осуществляется по выбору субъекта малого предпринимательства. В случае если малое или семейное предприятие изъявляют желание в рамках упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности проводить учет налога на добавленную стоимость, сумма налога на добавленную стоимость должна указываться отдельной строкой в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги).
4. Применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности.
5. Малым и семейным предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности. Упрощенная форма первичных документов бухгалтерского учета и отчетности устанавливается Правительством Российской Федерации. Упрощенная форма учета и отчетности для семейных предприятий и для индивидуальных предпринимателей состоит из книги учета доходов и расходов, декларации о доходах, которую подает субъект предпринимательской деятельности в конце отчетного периода. Упрощенная форма учета и отчетности для этих категорий субъектов малого предпринимательства не предполагает ведение бухгалтерского учета с применением метода двойной записи и балансовой формой отчетности. В отношении малых предприятий форма бухгалтерского учета и отчетности предполагает общий порядок ведения учета и отчетности, особенности которого устанавливаются федеральным законодательством.
6. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.
7. Субъекты малого предпринимательства имеют право в предусмотренном настоящим Федеральным законом порядке перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на первый день квартала, в котором произошла подача заявления. Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель, подавшие заявление на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, считаются субъектами упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с того квартала, в котором произошла их официальная регистрация.
8. Под действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности не подпадают организации, занятые производством подакцизной продукции, организации, созданные на базе ликвидированных структурных подразделений действующих предприятий, а также кредитные организации, страховщики, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, предприятия игорного и развлекательного бизнеса и хозяйствующие субъекты других категорий, для которых Министерством финансов Российской Федерации установлен особый порядок ведения бухгалтерского учета и отчетности.
Статья 4. Объекты налогообложения малых предприятий
1. Объектом обложения единым налогом малых предприятий в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или валовая выручка, полученная за отчетный период. Выбор объекта налогообложения осуществляется органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
2. Если малое предприятие не осуществляет расчет по налогу на добавленную стоимость, совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и стоимостью использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам, налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
3. Если малое предприятие осуществляет расчет по налогу на добавленную стоимость, совокупный доход представляет собой сумму прибыли от реализации товаров (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прибыль от реализации продукции определяется как разница между суммами выручки, полученной при реализации продукции (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включая стоимость использованных в процессе производства товаров (работ, услуг) сырья, материалов, комплектующих изделий, приобретенных товаров, топлива, эксплуатационных расходов, текущего ремонта, затрат на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности, затрат на аренду транспортных средств, расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации плюс 3 процента), оказанных услуг, а также сумм налога на приобретение автотранспортных средств, отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды, уплаченных таможенных платежей, государственных пошлин и лицензионных сборов.
Расчет сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих внесению в бюджет, осуществляется малым предприятием, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и уплачивающего единый налог с совокупного дохода, в порядке установленном соответствующим федеральным законом.
4. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами, и внереализационных доходов.
Статья 5. Ставки единого налога для малых предприятий
1. Для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются следующие ставки единого налога на совокупный доход, подлежащего зачислению: в федеральный бюджет - в размере 13 процентов от совокупного дохода; в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет - в суммарном размере не более 22 процентов от совокупного дохода.
2. В случае, когда объектом налогообложения для субъектов малого предпринимательства определенных категорий является валовая выручка, ставка единого налога устанавливается в размере 6 процентов от суммы валовой выручки.
Если малое предприятие изъявляет желание в рамках упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности проводить учет налога на добавленную стоимость, ставка единого налога устанавливается в размере 22,67 процента от суммы валовой выручки. При этом, сумма единого налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммой, рассчитанной с применением указанной ставки, и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
3. Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, составляет половину от общей суммы налога, исчисленной в соответствии с п.2 настоящей статьи. По решению субъекта Российской Федерации, суммы налога, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, могут быть уменьшены. Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 6. Объекты налогообложения семейных предприятий
1. Объектом обложения единым налогом семейных предприятий в упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности устанавливается валовая выручка, полученная за отчетный период.
2. Валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период как внутри Российской Федерации, так и за ее пределами, и внереализационных доходов.
Статья 7. Ставки единого налога для семейных предприятий
1. Для семейных предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ставка единого налога устанавливается в размере 6 процентов от суммы валовой выручки.
2. В случае если семейное предприятие изъявляет желание в рамках упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности проводить учет налога на добавленную стоимость, ставка единого налога устанавливается в размере 22,67 процента от суммы валовой выручки. При этом, сумма единого налога, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммой, рассчитанной с применением указанной ставки, и суммами налога на добавленную стоимость, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
3. Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, составляет половину от общей суммы налога, исчисленной в соответствии с пп.1-2 настоящей статьи. По решению субъекта Российской Федерации, суммы налога, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет, могут быть уменьшены. Конкретные ставки единого налога в зависимости от вида осуществляемой деятельности субъектов малого предпринимательства, а также пропорции распределения зачисляемых налоговых платежей между бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статья 8. Порядок применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности
Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет. Форма патента устанавливается Государственной налоговой службой Российской Федерации и является единой на всей территории Российской Федерации.
Статья 9. Регистрация в качестве субъекта малого предпринимательства
1. Субъектам малого предпринимательства патент выдается налоговыми органами по месту их постановки на налоговый учет на основе письменного заявления, подаваемого не позднее чем за один месяц до начала очередного календарного года, при соблюдении следующих условий: если общее число работников, занятых в организации, не превышает предельной численности, установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом; если организация не имеет просроченной задолженности по уплате налогов и иных обязательных платежей за предыдущий отчетный период; если организацией своевременно сданы необходимые расчеты по налогам и бухгалтерская отчетность за предыдущий отчетный период. Филиалы и подразделения, являющиеся налогоплательщиками, представляют в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет нотариально заверенные копии патентов, выданных организации, не позднее чем за 15 дней до начала очередного календарного года.
2. Решение о переходе организации или индивидуального предпринимателя на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности или мотивированный отказ от этого выносится налоговым органом в пятнадцатидневный срок со дня подачи заявления организацией или индивидуальным предпринимателем.
Статья 10. Порядок и формы ведения и предоставления отчетности субъектами малого предпринимательства
1. При предоставлении отчетности в налоговый орган организация или индивидуальный предприниматель предъявляет для регистрации патент, книгу учета доходов и расходов, в которой указываются наименование организации (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), вид осуществляемой деятельности (только для индивидуальных предпринимателей), местонахождение, номера расчетных и иных счетов, открытых в учреждениях банков. Налоговый орган на первой странице книги учета доходов и расходов фиксирует регистрационный номер патента и дату его выдачи. На книгу учета доходов и расходов распространяются правила обращения с отчетностью, установленные действующими нормативными актами Российской Федерации. Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
2. По итогам хозяйственной деятельности за отчетный период (квартал) малые предприятия представляют в налоговый орган в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, расчет подлежащего уплате единого налога и налога на добавленную стоимость (в случае если малое предприятие ведет расчет налога на добавленную стоимость и уплачивает единый налог с совокупного дохода), а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетного периода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного за отчетный период. При представлении в налоговый орган указанных документов предприятие предъявляет для проверки книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, а также платежные поручения об уплате единого налога за отчетный период (с отметкой банка об исполнении платежа).
3. Семейные предприятия уплачивают единый налог по установленной ставке ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за последним месяцем отчетного квартала. Сумма налога определяется относительно суммы валовой выручки предприятия за прошедший квартал на последнее число месяца. Об уплате налога руководитель предприятия либо индивидуальный предприниматель уведомляют налоговый орган, предоставляя справку установленной формы не позднее 10 календарных дней с момента оплаты налога. Семейные предприятия представляют полную отчетность по итогам хозяйственной деятельности в соответствующий налоговый орган ежегодно не позднее 15 февраля года следующего за отчетным по упрощенной форме, расчет подлежащего уплате единого налога, а также выписку из книги доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день календарного года) с указанием валовой выручки, полученной за отчетный период, и суммы налога на добавленную стоимость, фактически уплаченной поставщикам (в случае, если семейное предприятие ведет расчет налога на добавленную стоимость).
4. При превышении определенной настоящим федеральным законом предельной численности работающих или иных показателей, содержащихся в пп.2-3 статьи 2, налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности или приобретают иной статус, начиная со следующего календарного года.
5. Отказ от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и обратный переход (возврат) к принятой ранее системе налогообложения, учета и отчетности могут осуществляться субъектами малого предпринимательства с начала очередного календарного года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в срок не позднее чем за 15 дней до завершения календарного года.
Статья 11. Ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности
Ответственность субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, наступает в соответствии с Законом Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и другими законодательными актами Российской Федерации.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
Б.Ельцин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.