Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97801754-2 "О внесении изменений и дополнении в федеральный закон "Об упрошенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства"
До настоящего времени не созданы приемлемые условия для максимальной реализации предпринимательских возможностей населения. Расцвета малого предпринимательства можно ожидать в условиях начала общего экономического роста, максимального упрощения бюрократических регистрационных процедур, ослабления налогового гнета и решения проблем криминального характера.
Малый бизнес находится в настоящий момент в "замороженном состоянии" с одной стороны в соответствии с действующим законодательством малые предприятия обладают рядом льгот, включая налоговые, с другой стороны, даже с учетом этих льгот выжить малому предприятию не так то просто. Комплексная Программа, разработанная Государственным Комитетом по поддержке малого предпринимательства, не реализуется по причине отсутствия государственного финансирования. Закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности" в ныне действующей редакции адресован предприятиям с численностью работников не более 15 человек и на практике почти не применяется. Причина состоит в непроработанности закона: в нем не учтены особенности действующего механизма взимания налога на добавленную стоимость, что сводит на нет его основные положения.
Предлагаемая новая редакция указанного законопроекта снимает ряд накопившихся проблем и противоречий. Максимальную планку перехода к упрошенной системе предлагается повысить с 15 человек предельной численности до обычной численности работников на малом предприятии, введя при этом дополнительные ограничения на годовой оборот и размер основных фондов предприятия.
Планируется ввести новый тип субъекта малого предпринимательства - семейное предприятие. Численность работающих на семейном предприятии не должна превышать 9 человек, порядок регистрации указанного предприятия максимально упрошен, система учета и налогообложения чрезвычайно прозрачны.
Как показала практика применения действующего закона, льготы, предоставленные малым предприятиям в значительной мере сводятся на нет одним существенным недостатком, связанным с особенностями учета и возмещения налога на добавленную стоимость потребителями товаров (работ, услуг) предпринимателей без образования юридического лица и малых предприятий, имеющих льготы по налогу на добавленную стоимость.
Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и малые предприятия, не являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость, стали невыгодными партнерами для прочих контрагентов. Это происходит из-за того, что при приобретении товаров (продукции) у таких предпринимателей покупатели не могут принимать по ним налог на добавленную стоимость к зачету, хотя сами предприниматели при приобретении сырья, материалов, комплектующих и т.д. налог уплатили.
В случае, если товар на какой-либо стадии проходит через предпринимателя, освобожденного от уплаты налога на добавленную стоимость, промежуточный потребитель становится плательщиком налога на добавленную стоимость, но не с добавленной стоимости, а со всей полной стоимости товара. Налог на добавленную стоимость, присутствующий в составе цены приобретаемого товара, он уже возместил продавцу данного товара. Налицо факт двойного (повторного) налогообложения, потребитель платит удвоенный налог на добавленную стоимость на один и тот же товар. В этом случае, налог на добавленную стоимость начисляется не только на стоимость товара, но и на величину налога на добавленную стоимость, входящего в цену данного товара. В результате, имеет место значительное увеличение отпускной цены товара, снижение его ликвидности.
Попытка преодолеть указанное противоречие путем прямого разрешения предпринимателям без образования юридического лица и малым предприятиям, освобожденным от уплаты налога на добавленную стоимость, сумму налога, уплаченную поставщикам товаров (работ, услуг), предъявлять юридическим лицам, являющимся потребителями их товаров (работ, услуг), а последним предъявлять НДС к возмещению из бюджета, сталкивается с методологическими сложностями. В рамках действующей системы учета не представляется возможным создать простую непротиворечивую методику, которая бы позволила предъявлять потребителю (для последующего возмещения из бюджета) сумму налога на добавленную стоимость, уплаченную поставщику.
Порядок, предложенный настоящим законопроектом, не приводя к выпадению доходов бюджетов всех уровней, позволяет решить вышеописанную коллизию и предоставляет субъектам малого предпринимательства право самостоятельно выбирать режим расчета по НДС. Это дополнительное преимущество позволит сделать их продукцию более конкурентоспособной. Преференциальный режим, распространяющийся на малые предприятия, полностью соответствует установкам, заложенным в Федеральной программе государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996 - 1997 гг. от 18 декабря 1995 года N 1256.
Указанный порядок учета налога на добавленную стоимость особенно эффективен и позволит оказать максимальную поддержку малым предприятиям в области товарного производства и промышленности, создавая предпосылки для увеличения спроса, и позволяя предпринимателю самостоятельно выбирать маркетинговую стратегию.
Предлагаемый порядок расчета налога, соответствует методике, предлагаемой Правительством для предприятий розничной торговли. Последние получили возможность, выделять суммы налога из итоговых сумм расчетов. По ставке 16,67% из суммы выручки выделяется сумма полученного НДС. В полной аналогии с этим, предлагается разрешить субъектам малого предпринимательства. использующим упрошенную систему налогообложения, при расчете НДС по ставке 16,67% рассчитывать суммы налога.
Предлагается внести некоторые изменения в процедуру регистрации субъектов малого предпринимательства, отменить плату за выдачу патента, разрешить семейным предприятиям и индивидуальным предпринимателям при ведении бухгалтерского учета отказаться от принципа двойной записи и перейти к подачи налоговых деклараций. Перечисленные изменения обоснованы и диктуются правоприменительной практикой.
Ниже представлена сводная таблица налоговых ставок для субъектов малого предпринимательства в рамках упрошенной системы.
Субъекты малого предприни- мательства |
без расчета НДС | с расчетом НДС | Периодичность отчетности |
||
Малые предприятия |
с валовой выручки - 6% |
с сово- купного дохода - 35% |
с валовой выручки - 22.67% |
с сово- купного дохода - 35% |
Налоговые платежи - ежемесячно; Отчетность - ежеквартально |
Семейные предприятия |
с валовой выручки - 6% |
с валовой выручки - 22,67% |
Налоговые платежи - ежеквартально; Отчетность - ежегодно |
||
Индивиду- альные предприни- матели |
Налоговая деклара- ция ежеквартально |
нет | Ежеквартально |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.