Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 97802184-2 "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций"
Проект федерального закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" подготовлен Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по обороне. Объективная необходимость разработки и принятия такого закона вызвана отсутствием или несовершенством законодательной базы, определяющей правовое положение военных организаций и регулирующей вопросы осуществления ими финансово-экономической деятельности.
Прежде всего это проявляется в неопределенности правового положения военных организаций (органов военного управления, воинских частей, предприятий, организаций, учреждений, военно-учебных заведений) как юридических лиц. Множество проблем связано с неопределенностью прав и ответственности военных организаций по отношению к используемому имуществу, в частности, недвижимости, а также к высвобождаемому военному имуществу, которое может быть реализовано в интересах страны и военных организаций.
Необходимость принятия данного закона обусловлена также вступлением в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, при распространении норм которого на военные организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов государственной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, должна быть учтена вся специфика этих военных организаций.
Цель законопроекта - создание законодательной базы, определяющей правовой статус военных организаций как юридических лиц и регулирующей отношения в процессе осуществления военными организациями финансово-экономической деятельности с учетом особенностей этих организаций.
Текст законопроекта подготовлен на основе материалов, содержащихся в предложениях от главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, видов Вооруженных Сил и военных округов, а также министерств и ведомств, в которых законодательством предусмотрена военная служба. При подготовке законопроекта Комитетом по обороне было рассмотрено более 400 замечаний и предложений, содержащихся в 35 отзывах на законопроект от указанных организаций. Министерством обороны Российской Федерации, а также другими министерствами и ведомствами, в которых имеются военные организации, законопроект поддерживается, отмечается его актуальность и необходимость принятия.
Законопроект включает 34 статьи, объединенные в шесть глав.
В первой главе изложены общие положения, касающиеся предмета регулирования и области действия закона, определены основные понятия ("военные организации", "финансово-экономическая деятельность" и др.). Законодательно закреплены особенности, связанные с формальными вопросами создания, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации военных организаций как юридических лиц. В частности:
возможность иметь действительное и условное (закрытое и открытое) наименования для юридических лиц - военных организаций и соответствующее распределение между этими наименованиями необходимых атрибутов, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации;
возможность ограничения предоставления информации о произведенной государственной регистрации недвижимого имущества, закрепленного за военными организациями;
особенности учредительных документов для юридических лиц - военных организаций.
Вторая глава посвящена вопросам правового положения военных организаций как юридических лиц. В своей деятельности военные организации взаимодействуют с широким кругом контрагентов, в том числе с негосударственными структурами, поэтому при заключении договоров и их выполнении необходимо представлять, какими правами наделены военные организации как юридические лица и какую они несут ответственность. Для этого должно быть законодательно закреплено, в каких организационно-правовых формах, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, могут создаваться и действовать военные организации как юридические лица.
Предусматривается, что военные организации как юридические лица могут создаваться и действовать только в форме государственного (федерального) учреждения, государственного (федерального) унитарного предприятия и федерального казенного предприятия.
Во второй главе определяется также правовое положение военных организаций, не являющихся юридическими лицами, а также определяются органы юридических лиц - военных организаций и учредители этих организаций.
В третьей главе изложены положения, связанные с имуществом военных организаций. Определяется, что имущество военных организаций является федеральной собственностью и передается военным организациям в хозяйственное ведение или оперативное управление в устанавливаемом Правительством Российской Федерации порядке. Определяются органы государственной власти, осуществляющие права собственника имущества военных организаций. Определяются права военных организаций по распоряжению закрепленным за ними имуществом, а также особенности государственной регистрации и гражданского оборота имущества военных организаций.
Четвертая глава посвящена вопросам осуществления финансово-экономической деятельности военными организациями. Законодательное регулирование этих вопросов обусловлено спецификой военных организаций и необходимостью установления четких правовых границ, в которых военные организации могут осуществлять финансово-экономическую деятельность. Это прежде всего относится к порядку определения финансовых и материальных потребностей военных организаций, порядку их финансирования, возможности получения военными организациями кредитов и предоставления ими займов, определению источников внебюджетного финансирования и порядка расходования внебюджетных средств, а также к ряду других вопросов.
В частности, в законопроекте предусмотрено финансирование военных организаций только через полевые учреждения, расчетно-кассовые центры Центрального банка Российской Федерации и учреждения Сберегательного банка Российской Федерации, а также запрещение передавать денежные средства, включая внебюджетные, другим организациям и иным лицам, в том числе в качестве займа.
Определены источники внебюджетного финансирования военных организаций (прежде всего, средства от реализации высвобождаемого военного имущества), а также цели, на которые могут быть израсходованы внебюджетные средства - строительство и приобретение жилья и решение других социальных проблем военнослужащих. Закреплено положение о возможности получения внебюджетных средств при участии военных организаций в международных коммерческих проектах (запуски иностранных космических аппаратов, оказание иностранным пользователям услуг связи и т.д.).
Запрещается получение военными организациями кредитов от банков, включая коммерческие банки, и от других кредитных организаций, за исключением случаев, когда получение кредита производится по распоряжению Правительства Российской Федерации в установленном им порядке.
Законодательно закрепляется положение о возможности приобретения отдельных видов продукции для обеспечения военных организаций, дислоцированных за пределами Российской Федерации, по договорам, заключаемым с иностранными поставщиками.
В пятой главе изложены вопросы, связанные с особенностями регулирования договорных отношений с участием военных организаций.
В шестой главе определяется порядок вступления закона в силу, порядок приведения в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации учредительных документов существующих юридических лиц - военных организаций, а также дается поручение Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации о приведении нормативных актов в соответствие с данным законом.
В нормах законопроекта предусмотрены широкие полномочия Правительства Российской Федерации по определению конкретных условий финансово-хозяйственной деятельности организаций Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, что соответствует положениям Федерального закона "Об обороне".
В целом принятие закона "О правовом положении и финансово-экономической деятельности военных организаций" позволит создать комплексную правовую базу, обеспечивающую регулирование вопросов правового положения военных организаций, осуществления ими финансово-экономической деятельности, и будет способствовать рациональному использованию средств, выделяемых на национальную оборону и безопасность Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.