Проект федерального закона
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об экологической экспертизе"
Досье на проект федерального закона
обоснование необходимости принятия проекта закона
справку о состоянии законодательства
перечень законов и нормативных правовых актов
предложения о разработке нормативных правовых актов
Статья 1. Внести изменения и дополнения в Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, 48, ст. 4556), изложив его в следующей редакции:
"Федеральный закон
"Об экологической экспертизе"
Глава I. Общие положения
Глава II. Государственная экологическая экспертиза
Глава III. Общественная экологическая экспертиза
Глава IV. Разрешение споров и ответственность за нарушения
законодательства Российской Федерации в области
экологической экспертизы
Глава V. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации и осуществления экологической экспертизы в целях предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие экологической экспертизы
Экологическая экспертиза - оценка уровня возможных негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы.
Статья 2. Законодательство Российской Федерации в области экологической экспертизы
Законодательство Российской Федерации в области экологической экспертизы состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Принципы экологической экспертизы
Экологическая экспертиза объектов экспертизы организуется и осуществляется на основе соблюдения следующих принципов:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта хозяйственной и иной деятельности;
комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду и природные ресурсы намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности учета всех требований, установленных законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов;
независимости и беспристрастности экспертов при проведении ими экологической экспертизы и ответственности их за качество заключения экологической экспертизы;
научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
достоверности и полноты документации, представляемой на экологическую экспертизу;
ответственности должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти, заказчика объекта экспертизы за организацию и проведение экологической экспертизы;
гласности проведения экологической экспертизы.
Статья 4. Объект экологической экспертизы
Объектом экологической экспертизы может быть предпроектная и проектная документация строительства, реконструкции, расширения и технического перевооружения объектов хозяйственной и иной деятельности (далее по тексту - проекты строительства), а также нормативная и другая документация по этим видам хозяйственной и иной деятельности до принятия решения об их реализации.
Не подлежат экологической экспертизе нормативные правовые и иные акты органов государственной власти и местного самоуправления.
Запрещается принятие соответствующих актов о реализации объекта хозяйственной и иной деятельности, если в соответствии с законодательством Российской Федерации не была проведена экологическая экспертиза проектов их строительства.
Перечень проектов строительства объектов хозяйственной и иной деятельности, а также нормативной и другой документации по этим видам деятельности (далее - объекты экологической экспертизы), подлежащих экологической экспертизе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 5. Заказчики объектов экологической экспертизы
Заказчиками объектов экологической экспертизы являются граждане и юридические лица, заинтересованные в реализации объекта хозяйственной и иной деятельности и обратившиеся для разрешения указанного вопроса в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.
Статья 6. Виды экологической экспертизы
Различаются следующие виды экологической экспертизы:
Глава II. Государственная экологическая экспертиза
Статья 7. Понятие государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза проводится по решению специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти и его территориальных органов.
Допускается проведение государственной экологической экспертизы соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статья 8. Материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы
Для проведения государственной экологической экспертизы экспертам представляется проекты строительства, иная документация и материалы, необходимые для оценки уровня возможных негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы.
Перечень проектов строительства, иной документации и материалов, необходимых для проведения государственной экологической экспертизы, утверждается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Эксперты в пределах предоставленных им полномочий вправе требовать представления и иных материалов, которые необходимы им для проведения государственной экологической экспертизы.
Статья 9. Порядок проведения государственной экологической экспертизы
Проведение государственной экологической экспертизы обеспечивается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти непосредственно либо его территориальными органами.
Расходы, связанные с проведением государственной экологической экспертизы, возмещаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 6 месяцев.
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной специально уполномоченным органом исполнительной власти.
Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 10. Экспертная комиссия
Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, создаваемой специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В состав экспертной комиссии, осуществляющей государственную экологическую экспертизу, включаются специалисты в соответствии с требованиями статьи 11 настоящего Федерального закона.
Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии определяются экспертной комиссией самостоятельно.
Статья 11. Эксперт, осуществляющий проведение государственной экологической экспертизы
Экспертом, осуществляющим проведение государственной экологической экспертизы, может быть специалист, обладающий специальными научными и практическими знаниями в соответствующей сфере хозяйственной и иной деятельности, а также специалист, обладающий научными и практическими знаниями в области охраны окружающей природной среды и природных ресурсов, имеющие высшее образование и стаж практической или научной работы в конкретной области знаний не менее 10 лет.
Экспертами, осуществляющими проведение государственной экологической экспертизы, не могут быть представители заказчика и разработчика объекта экспертизы, специалисты специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти, граждане и юридические лица, состоящие в трудовых или иных договорных отношениях с заказчиком или разработчиком объекта экологической экспертизы, а также если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в их беспристрастности.
Заказчик объекта экспертизы вправе дать отвод эксперту или группе экспертов, осуществляющих проведение государственной экологической экспертизы.
Статья 12. Обязанности и права эксперта, осуществляющего проведение государственной экологической экспертизы
Эксперт, осуществляющий проведение государственной экологической экспертизы, обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, а также требования нормативных и методических документов в области экологической экспертизы.
Эксперт в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за объективность и обоснованность выводов заключения экологической экспертизы.
Эксперт вправе требовать представления дополнительных материалов для проведения государственной экологической экспертизы и может отказаться от ее проведения, если представленных ему материалов недостаточно или он не обладает необходимыми знаниями для выполнения возложенных на него обязанностей.
Статья 13. Заключение государственной экологической экспертизы
Заключение государственной экологической экспертизы составляется в письменной форме и должно содержать детальный анализ материалов по обоснованию решений, принятых в проекте строительства, нормативной иной документации по предупреждению негативного влияния хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и природные ресурсы, а также проведенную на их основе оценку возможных негативных воздействий на окружающую природную среду и природные ресурсы.
Если эксперты приходят к единому мнению, заключение государственной экологической экспертизы подписывается всеми экспертами, а эксперты, несогласные с другими экспертами, составляют отдельное заключение или особое мнение.
Государственная экологическая экспертиза считается состоявшейся, если ее заключение подписано квалифицированным большинством состава экспертной комиссии, осуществляющей такую экспертизу.
Заключение государственной экологической экспертизы может содержать положительную или отрицательную оценку намечаемой хозяйственной или иной деятельности.
Если заключение государственной экологической экспертизы содержит положительную оценку намечаемой хозяйственной или иной деятельности, то осуществление такой деятельности допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если заключение государственной экологической экспертизы содержит отрицательную оценку намечаемой хозяйственной или иной деятельности, то осуществление такой деятельности не допускается. В исключительных случаях, определенных Правительством Российской Федерации, допускается осуществление данной деятельности по решению Правительства Российской Федерации при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды и о природных ресурсов.
Статья 14. Срок действия заключения государственной экологической экспертизы
Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение нормативного срока реализации объекта экологической экспертизы при условиях, не требующих повторного проведения экологической экспертизы.
Статья 15. Условия повторного проведения государственной экологической экспертизы
Основаниями для повторного проведения государственной экологической экспертизы являются:
объект экологической экспертизы, доработанный заказчиком в соответствии с заключением государственной экологической экспертизы;
истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
изменения условий природопользования и других условий намечаемой хозяйственной и иной деятельности как по зависящим от заказчика объекта экологической экспертизы, так и независящим от него причинам, требующим внесения соответствующих изменений в проект строительства;
на основании решения суда.
Статья 16. Повторная государственная экологическая экспертиза
Повторная государственная экологическая экспертиза осуществляется в том же порядке, который установлен для проведения государственной экологической экспертизы, если иное не следует из законодательства Российской Федерации.
Статья 17. Рассмотрение заключения государственной экологической экспертизы
Рассмотрение заключения государственной экологической экспертизы по объектам экспертизы, реализация которых будет осуществляться за счет средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, рассматривается специально уполномоченным государственным органом, который либо принимает его, либо отклоняет.
Рассмотрение заключения государственной экологической экспертизы по объектам экспертизы, реализация которых будет осуществляться за счет средств инвестора, осуществляется уполномоченным органом (должностным лицом) в порядке, установленном настоящей статьей.
Отклонение заключения государственной экологической экспертизы должно быть мотивировано в письменной форме.
Статья 18. Финансирование расходов на проведение государственной экологической экспертизы
Государственная экологическая экспертиза, проведение которой обеспечивается специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на охрану окружающей природной среды.
Заказчик объекта экологической экспертизы обязан возместить расходы, затраченные на проведение государственной экологической экспертизы. Соответствующие средства поступают в федеральный бюджет.
Порядок оплаты проведения государственной экологической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава III. Общественная экологическая экспертиза
Статья 19. Понятие общественной экологической экспертизы
Общественная экологическая экспертиза организуется и осуществляется общественными объединениями, органами местного самоуправления, гражданами и юридическими лицами.
Статья 20. Порядок проведения общественной экологической экспертизы
Граждане и общественные организации (объединения) по собственной инициативе и/или по инициативе органов местного самоуправления могут организовать проведение общественной экологической экспертизы намечаемого объекта хозяйственной и иной деятельности или участвовать в качестве наблюдателей через своих представителей в заседаниях экспертной комиссии, осуществляющей государственную экологическую экспертизу такого объекта.
Общественная экологическая экспертиза может осуществляться до проведения государственной экологической экспертизы или одновременно с ней и может проводиться общественными организациями (объединениями), основными направлениями деятельности которых, согласно их Уставам, является проведение экологической экспертизы.
Общественная экологическая экспертиза осуществляется при наличии заявления общественной организации (объединения) о необходимости проведения общественной экологической экспертизы конкретного объекта и регистрации такого заявления органами местного самоуправления.
В заявлении о проведении общественной экологической экспертизы в обязательном порядке должны быть указаны сведения об объекте экспертизы, дано обоснование необходимости ее проведения, сроки проведения, состав экспертной комиссии и другие необходимые сведения.
Порядок представления и регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы определяется органами местного самоуправления по согласованию с государственными органами, обеспечивающими проведение государственной экологической экспертизы.
Общественные организации (объединения), организующие проведение общественной экологической экспертизы, обязаны известить население о ее начале и о содержании заключения.
Общественной экологической экспертизе не подлежат объекты экспертизы, сведения о которых представляют государственную и иную тайну, охраняемую законодательством Российской Федерации.
В проведении общественной экологической экспертизы может быть отказано в случаях:
повторного проведения общественной экологической экспертизы данного объекта;
нарушения порядка регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы;
отсутствия у общественной организации (объединения) полномочий на проведение общественной экологической экспертизы;
по другим основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
Положение об общественной экологической экспертизе утверждается Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Заключение общественной экологической экспертизы
Заключение общественной экологической экспертизы составляется и оформляется в соответствии с требованиями частей первой, второй, третьей и четвертой статьи 13 настоящего Федерального закона.
Заключение общественной экологической экспертизы регистрируется в органе местного самоуправления и после рассмотрения органом местного самоуправления направляется в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти или его территориальный орган, заказчику объекта экологической экспертизы, органам (лицам), принимающим решение об утверждении объекта экспертизы, и другим заинтересованным лицам.
Заключение общественной экологической экспертизы рассматривается в порядке, установленном положениями статьи 17 настоящего Федерального закона.
Глава IV. Разрешение споров и ответственность за нарушения
законодательства Российской Федерации в области
экологической экспертизы
Статья 22. Разрешение споров, возникающих в связи с организацией и осуществлением экологической экспертизы
Споры, возникающие в связи с организацией и осуществлением экологической экспертизы, разрешаются в судебном порядке.
Статья 23. Ответственность за нарушения законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы
Нарушение законодательства Российской Федерации в области экологической экспертизы влечет административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Глава V. Заключительные положения
Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом."
Статья 2. Ввести настоящий Федеральный закон в действие со дня его официального опубликования.
Правительству Российской Федерации принять необходимые для его реализации нормативные правовые акты.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.