Проект федерального закона N 97801728-2
"О крестьянском (фермерском) хозяйстве"
Досье на проект федерального закона
Раздел I. Общие положения
Раздел II. Создание крестьянского хозяйства
Раздел III. Имущество крестьянского хозяйства
Раздел IV. Деятельность крестьянского хозяйства
Раздел V. Труд, социальное страхование и социальное обеспечение
крестьянских хозяйствах
Раздел VI. Объединения крестьянских хозяйств
Раздел VII. Государственное регулирование финансирования, кредитования
и страхования в сфере деятельности крестьянских хозяйств
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы организации, деятельности и создания условий для устойчивого функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, государственную поддержку их деятельности, хозяйственную самостоятельность и защиту прав, законных интересов.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (в дальнейшем - крестьянское хозяйство) - это самостоятельное товарное хозяйство, созданное отдельным лицом или семьей, базирующееся на личном и семейном труде, имеющее землю, имущество, глава которого признается предпринимателем с момента государственной регистрации данного хозяйства. Не менее 50% о среднегодовой численности работающих должны составлять члены крестьянского хозяйства.
2. Крестьянское хозяйство признается сельскохозяйственным товаропроизводителем в случае, если доля выручки от реализации произведенной, произведенной и переработанной собственной продукции (сырья и продовольствия), включая продукцию, переработанную на давальческих началах на стороне, за год составляет не менее 50 процентов. При этом в общую сумму выручки не включается выручка от реализации основных средств и другого имущества.
Статья 2. Законодательство о крестьянском хозяйстве
Деятельность крестьянского хозяйства основывается на положениях Конституции Российской Федерации и регулируется настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулирующие деятельность крестьянского хозяйства, не должны противоречить настоящему Федеральному закону и другим федеральным законам.
Статья 3. Государство и крестьянские хозяйства
1. Государство оказывает содействие в создании и деятельности крестьянских хозяйств на основе целевых федеральных и региональных программ. Финансовая их поддержка осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Источниками финансовой поддержки могут быть средства, выделяемые из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и иные поступления.
Государственная поддержка крестьянским хозяйствам оказывается на цели развития кооперативной, производственной, социальной инфраструктуры, создание материально-технической базы для ведения сельскохозяйственного производства, а также на развитие кооперации по агросервису и реализации продукции, кредитной кооперации и страхования.
2. При организации крестьянских хозяйств на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, за счет средств федерального бюджета, местных бюджетов и бюджетов субъектов Российской Федерации может производится строительство дорог, линий электропередачи, водообеспечения, средства связи, землеустройства, мелиорация земель, газификация и другие виды работ.
3. Подготовка плана и описание земельного участка, вынос границ земельных участков, установление межевых знаков, оформление документов, удостоверяющих право на землю, осуществляется за счет средств крестьянского хозяйства, если иное не установлено законодательными актами субъектов Российской Федерации.
4. Вмешательство государства, его органов в деятельность крестьянских хозяйств не допускается, кроме как по установленным законодательством Российской Федерации основаниям и в пределах правомочий указанных органов.
5. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. равно как и другие федеральные органы, органы управления субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления обязаны осуществлять свои функции применительно к крестьянским хозяйствам, как и в отношении иных сельских товаропроизводителей.
6. Причиненные крестьянскому хозяйству убытки, в том числе и упущенная выгода, возникшие в результате выполнения противоречащих законодательству Российской Федерации указаний государственных и иных органов, либо их должностных лиц, нарушивших права хозяйства, а также в результате ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к хозяйству, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении таких убытков рассматриваются судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией.
Раздел II. Создание крестьянского хозяйства
Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства
1. Право на создание крестьянского хозяйства имеют дееспособные граждане. иностранные граждане и лица без гражданства Российской Федерации, имеющие сельскохозяйственное образование или опыт работы в сельском хозяйстве и сдавшие экзамен на допуск к ведению сельскохозяйственного производства.
Квалификационные требования и порядок сдачи экзаменов устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
2. Для создания крестьянского хозяйства гражданин или семья должны иметь стартовый капитал, который формируется из собственных и заемных средств, кредитов бюджетных и коммерческих банков, иных источников.
3. При создании крестьянских хозяйств, в случае наличия нескольких претендентов, выбор проводится на конкурсной основе органами местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Преимущества имеет гражданин, проживающий на данной территории и непосредственно работающий в сельскохозяйственной организации.
При равных условиях заявления удовлетворяются в порядке очередности их подачи.
4. На условиях настоящего Закона разрешается также создание крестьянского хозяйства лицам, из числа военнослужащих, уволенных в запас по сокращению штатов, беженцев и переселенцев, миграция которых вызвана стихийными бедствиями, социальной или экологической обстановкой, а также другим гражданам, переселяющимся в сельскую местность для этих целей.
5. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены иные условия преимущественного права на создание крестьянских хозяйств.
6. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи остальные члены семьи самостоятельно принимают решение о формах своего участия в его деятельности.
7. Лица. не являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право на создание крестьянского хозяйства на территории Российской Федерации с предоставлением им земельных участков на правах аренды.
Статья 5. Глава крестьянского хозяйства
1. Интересы крестьянского хозяйства в отношениях с государственными органами, органами местного самоуправления, иными юридическими и физическими лицами.
2. Главой крестьянского хозяйства по взаимному согласию является один из его дееспособных членов, отвечающий требованиям, установленным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона. Глава крестьянского хозяйства обязан проживать по месту или вблизи расположения земельного участка и лично участвовать в ведении крестьянского хозяйства.
3. Глава крестьянского хозяйства:
а) с согласия членов хозяйства организует деятельность крестьянского согласия членов хозяйства организует деятельность крестьянского хозяйства и распоряжается его земельным участком, другим имуществом и средствами, совершает сделки, участвует в кооперативах, ассоциациях, других коммерческих и некоммерческих организациях, объединениях.
б) выдает доверенности;
в) нанимает в крестьянское хозяйство временных (сезонных) наемных работников, осуществляет в интересах членов хозяйства и временных наемных работников действия, предусмотренные настоящим Законом;
г) осуществляет иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
4. На имя главы крестьянского хозяйства выдается документ (свидетельство) о регистрации крестьянского хозяйства, открываются соответствующие счета в банке.
5. В случае временной потери трудоспособности или длительного отсутствия главы крестьянского хозяйства он может поручить выполнение своих обязанностей одному из дееспособных членов хозяйства, а если ведение крестьянского хозяйства осуществляется одним лицом - любому гражданину на основании договора или доверенности.
6. При неисполнении главой крестьянского хозяйства своих обязанностей или по его личному заявлению может быть произведена его замена по взаимному согласию членов хозяйства.
Статья 6. Члены крестьянского хозяйства
1. В крестьянском хозяйстве, организованном в качестве семейно-трудового объединения, членами хозяйства могут быть супруги, их дети (в том числе усыновленные) или дети каждого из них, достигшие 14-летнего возраста, с согласия одного из родителей или заменяющего его лица, родители (в том числе усыновители) и другие родственники, совместно ведущие это хозяйство.
2. Состав членов крестьянского хозяйства должен быть указан в документах о регистрации крестьянского хозяйства. В случаях изменения членского состава крестьянского хозяйства глава крестьянского хозяйства обязан в недельный срок уведомить об этом орган, зарегистрировавший хозяйство, который производит запись в регистрационные документы.
3. Принятие новых членов и исключение из членов хозяйства осуществляется с согласия большинства членов хозяйства.
Все разногласия и споры, возникающие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Статья 7. Предоставление и использование земельного участка
1. Земельные участки для ведения крестьянского хозяйства могут предоставляться:
- гражданам Российской Федерации на праве собственности при выходе с земельной долей для создания крестьянского (фермерского) хозяйства из сельскохозяйственной организации, а в других случаях на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды в соответствии с земельным законодательством:
- иностранным гражданам и лицам без гражданствах - на правах аренды в соответствии с земельным законодательством.
2. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков могут распоряжаться ими в той мере. в какой их оборот допускается федеральными законами о земле.
3. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, разрешенным использованием и имеют право:
а) самостоятельно хозяйствовать на земельных участках;
б) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельных участках общераспространенные полезные ископаемые, в том числе торф, пресные подземные воды, а также лес, растения и обособленные водные объекты;
в) возводить жилые и производственные здания, строения и сооружения, осуществлять их перестройку и снос в соответствии с целевым назначением земельных участков и проектной документацией;
г) проводить оросительные, осушительные, культурно-технические работы. строить пруды и иные водоемы в соответствии с законодательством, экологическими. строительными, санитарно-гигиеническими и иными установленными требованиями (нормами, правилами, нормативами) по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, участвовать в проведении мелиорации земель за счет средств соответствующих бюджетов;
4. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земельных участков обязаны:
1) не нарушать прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов соседних земельных участков;
2) устанавливать и сохранять межевые, геодезические и другие специальные информационные знаки на земельных участках;
3) повышать плодородие почв, осуществлять мероприятия по использованию и охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными ресурсами, а также не допускать причинение ущерба окружающей природной среде;
4) соблюдать установленные режимы использования земель;
5) своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены законодательством, нормативными актами органов местного самоуправления или договорами;
6) своевременно производить платежи за земельные участки;
7) осуществлять строительство, благоустройство и содержание зданий, строений, сооружений на земельных участках в соответствии с градостроительными, строительными, экологическими, санитарно-гигиеническими, противопожарными и иными установленными требованиями (нормами, правилами, нормативами);
8) своевременно представлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления установленные законодательством сведения об использовании земель;
9) оказывать содействие должностным лицам специально уполномоченных органов государственной власти по контролю за использованием и охраной земель в осуществлении ими своих полномочий в пределах компетенции;
10) хранить и передавать правопреемнику планы земельных участков, иные документы о праве на земельные участки. Иные обязанности собственников, владельцев. пользователей и арендаторов земельных участков могут быть установлены другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 8. Регистрация крестьянского хозяйства
1. После получения документа, удостоверяющего государственную регистрацию прав крестьянского хозяйства на землю, глава крестьянского хозяйства регистрирует свое хозяйство в соответствующих органах государственной регистрации, представляет свидетельство о регистрации хозяйства в органы государственной статистики, органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования и органы налоговой инспекции.
Уполномоченные на то органы обязаны провести регистрацию крестьянского хозяйства в месячный срок, которое считается образованным со дня его государственной регистрации.
2. Крестьянское хозяйство регистрируется органами местного самоуправления сельских поселений, при этом регистрационный сбор не взимается, устав не требуется.
3. Крестьянское хозяйство имеет право открывать в учреждении банка расчетный и другие счета, включая валютный, иметь печать, вступать в договорные отношения с юридическими и физическими лицами, обращаться за защитой своих интересов в суд и арбитражный суд.
Статья 9. Плата за землю
1. Крестьянские хозяйства за земельные участки, находящиеся у них в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании. уплачивают земельный налог. За земельные участки, взятые в аренду, уплачивается арендная плата.
2. Порядок определения земельного налога и арендной платы устанавливаются федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
3. Граждане, впервые организующие крестьянские хозяйства, освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Раздел III. Имущество крестьянского хозяйства
Статья 10. Состав имущества и его формирование
1. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное.
2. В совместной собственности членов крестьянского хозяйства находятся: представленный в собственность этому хозяйству или приобретенный земельный участок. насаждения, хозяйственные или иные постройки, мелиоративные и другие сооружения. продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника, оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов.
3. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского хозяйства и используются по соглашению между ними.
4. Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются:
- денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства, в том числе земельные и имущественные паи. полученные при выходе из сельскохозяйственного предприятия;
- доходы от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов трудовой или предпринимательской деятельности;
- доходы от ценных бумаг;
- доходы от деятельности в кооперативах и других коммерческих и некоммерческих организаций;
- страховые возмещения;
- кредиты банков и других кредиторов;
- дотации из бюджета, в том числе пособия по переселению;
- безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций и граждан;
- иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Статья 11. Владение, пользование и распоряжение имуществом (кроме земельного участка)
1. Члены крестьянского хозяйства, если иное не предусмотрено соглашением между ними, сообща владеют и пользуются общим имуществом.
2. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности членов крестьянского хозяйства, осуществляет глава хозяйства по согласованию с членами крестьянского хозяйства. Глава хозяйства вправе доверять совершение сделок по распоряжению имуществом членам крестьянского хозяйства.
3. При выходе одного или нескольких членов крестьянского хозяйства из его состава средства производства хозяйства, являющиеся общей совместной собственностью его членов, разделу не подлежат. При выделении в натуре доли члена крестьянского хозяйства из общей совместной собственности может быть выделено только имущество, необходимое для удовлетворения его личных потребностей и не связанное с основной хозяйственной деятельностью. Остальная часть имущественной доли выплачивается ему в денежном выражении. Порядок раздела имущества (средств производства) и выплаты компенсации устанавливаются по соглашению всех членов крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии, в случае возникновения спора, в судебном порядке. При выплате компенсации соразмерно его доле в общей собственности на имущество в рассрочку размер платежей подлежит индексированию. С получением компенсации член крестьянского хозяйства утрачивает право на долю в общем имуществе.
4. При прекращении деятельности крестьянского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов или по иным обстоятельством общее имущество подлежит разделу между членами крестьянского хозяйства по правилам, предусмотренным статьями 252 и 254 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Статья 12. Наследование имущества
1. В случае смерти члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе крестьянского хозяйства определяется в стоимостном выражении в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. К правоотношениям по поводу наследования имущества крестьянского хозяйства применяются нормы гражданского законодательства Российской Федерации.
Стоимость наследуемого имущества, приходящаяся на долю наследников - не членов хозяйства, устанавливается и выплачивается в соответствии с законодательством, но не позднее, чем через два года после смерти наследодателя. Иные условия выплаты наследственной доли могут быть установлены по договоренности между наследниками.
3. В случае смерти члена крестьянского хозяйства его доля в общей совместной собственности, приходящаяся наследникам - членам крестьянского хозяйства, присоединяется к долям собственности других членов хозяйства и остается в общей совместной собственности, а при долевой собственности идет на пропорциональное увеличение их долей в имуществе крестьянского хозяйства, если иное не предусмотрено завещанием или соглашением членов крестьянского хозяйства.
Раздел IV. Деятельность крестьянского хозяйства
Статья 18. Сферы деятельности крестьянского хозяйства
1. Основными видами деятельности крестьянского хозяйства является производство, реализация, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции. Крестьянское хозяйство вправе осуществлять другие виды деятельности не противоречащие целям его создания и не запрещенные действующим законодательством. При занятии лицензируемой деятельностью крестьянское хозяйство получает лицензию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2. Крестьянское хозяйство вправе заниматься внешнеэкономической деятельностью в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Статья 14. Материально-техническое обеспечение
Крестьянское хозяйство самостоятельно приобретает материально-технические ресурсы, необходимые для обеспечения сельскохозяйственного и иного производства.
Статья 15. Реализация продукции
1. Крестьянское хозяйство реализует произведенную продукцию потребителям по своему усмотрению: в рамках контрактной системы поставок продовольствия для государственных нужд, на основе заключенных договоров, самостоятельно или через потребительские кооперативы.
2. Крестьянское хозяйство обязано соблюдать установленные требования по качеству и сертификации производимой и реализуемой сельскохозяйственной и иной продукции, товаров.
Статья 16. Денежные средства
1. Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), кредитов, займов, пожертвований и других поступлений.
2. Крестьянское хозяйство самостоятельно определяет порядок и очередность расходования средств после уплаты обязательных платежей в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.
3. Крестьянское хозяйство может производить расчеты, связанные с основными видами деятельности, наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.
4. Списание средств со счетов крестьянского хозяйства производится только с его согласия или по распоряжению органов, которым законом предоставлено право на списание денежных средств без согласия владельца счета.
Статья 17. Заем и кредит
1. Крестьянское хозяйство имеет право пользоваться заемными средствами и кредитами, в том числе льготными.
2. Возврат заемных средств и кредитов гарантируется крестьянским хозяйством с помощью залога имущества и иными способами обеспечения обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 18. Налогообложение крестьянского хозяйства
1. Крестьянское хозяйство является плательщиком налогов в соответствии с действующим законодательством о налогах.
2. На крестьянское хозяйство, признанное сельскохозяйственным товаропроизводителем, распространяются налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
3. Государство в целях создания условий для становления и развития крестьянских хозяйств предоставляет налоговые льготы членам крестьянских хозяйств в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 19. Учет и отчетность в крестьянских хозяйствах
1. Крестьянское хозяйство осуществляет бухгалтерский учет хозяйственной деятельности по упрощенным формам, рекомендованным для соответствующей категории сельских товаропроизводителей, представляет бухгалтерскую и статистическую отчетность по месту регистрации крестьянского хозяйства в установленном порядке.
2. Органы государственной власти вправе осуществлять контроль за деятельностью крестьянских хозяйств в области землепользования, охраны труда, профилактики заболеваний животных, борьбы с болезнями и вредителями растений, соблюдением законодательства об охране природы, окружающей среды.
Органы государственной власти вправе осуществлять контроль за финансовой деятельностью крестьянских хозяйств в части, касающейся уплаты налогов и неналоговых сборов в бюджеты всех уровней и обязательных страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Статья 20. Ответственность крестьянского хозяйства
1. Крестьянское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание.
2. По обязательствам, вытекающим из сделок, не связанных с основной деятельностью крестьянского хозяйства, члены крестьянского хозяйства отвечают своим личным имуществом, на которое по действующему законодательству может быть обращено взыскание, а также своей долей в имуществе крестьянского хозяйства.
Раздел V. Труд, социальное страхование и социальное обеспечение
крестьянских хозяйствах
Статья 21. Труд в крестьянском хозяйстве
1. Крестьянское хозяйство ведется, как правило, трудом его членов с возможным привлечением труда временных (сезонных) наемных работников для выполнения отдельных видов работ.
2. Трудовые отношения членов крестьянского хозяйства и наемных работников регулируются КЗоТом РСФСР.
3. В свободное от работы в крестьянском хозяйстве время глава крестьянского хозяйства и его члены вправе трудиться в другом месте. Ограничений на совмещение работы в крестьянском хозяйстве и иных местах для главы крестьянского хозяйства и его членов не устанавливается.
4. Период трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и наемных работников засчитывается в трудовой стаж на основании записей в трудовой книжке и данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования.
5. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и наемных работников вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства. Порядок ведения трудовых книжек в крестьянском хозяйстве устанавливается Министерством труда и социального развития Российской Федерации.
6. Глава крестьянского хозяйства обеспечивает безопасные условия труда членам своего хозяйства и наемным работникам в соответствии с действующим законодательством об охране труда и технике безопасности.
7. Члены крестьянских хозяйств, наемные работники вправе создавать профессиональные союзы или вступать в действующие профессиональные союзы.
Статья 22. Социальное страхование и социальное обеспечение работающих в крестьянских хозяйствах
1. Члены крестьянского хозяйства и наемные работники подлежат государственному пенсионному и социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством.
2. Крестьянское хозяйство уплачивает взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за членов хозяйства и наемных работников в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
3. Члены крестьянского хозяйства и наемные работники обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности, другими пособиями и иными видами обеспечения по государственному социальному страхованию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Женщинам - членам крестьянских хозяйств и наемным работницам, предоставляются отпуск по беременности и родам, другие отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин в соответствии с трудовым законодательством.
4. Члены крестьянского хозяйства и наемные работники имеют право на государственную пенсию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Основанием для начисления пенсии являются записи в трудовой книжке и документы об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
5. Крестьянское хозяйство несет материальную ответственность за ущерб, причиненный здоровью работников, связанный с их гибелью или увечьем в порядке, предусмотренным действующим законодательством.
6. Социальное и культурное обслуживание членов крестьянского хозяйства и наемных работников обеспечивается за счет собственных средств и общественных фондов потребления. Услугами социальных объектов общественного пользования члены крестьянского хозяйства пользуются наравне с другими гражданами.
Раздел VI. Объединения крестьянских хозяйств
Статья 23. Производственные объединения крестьянских хозяйств
1. Для организации совместного сельскохозяйственного производства крестьянские хозяйства могут объединяться между собой, с иными физическими и юридическими лицами, а также участвовать в деятельности хозяйственных обществ, товариществ, производственных сельскохозяйственных кооперативов (коопхозов).
Крестьянские хозяйства вправе создавать между собой простые товарищества для осуществления основных видов своей деятельности.
2. Условия создания, правовой статус перечисленных объединений, права и обязанности в них крестьянских хозяйств регулируются законодательством Российской Федерации.
Статья 24. Потребительские объединения, кооперативы, хозяйственные товарищества
1. Для обеспечения потребностей крестьянских хозяйств в снабжении, переработке, хранении и реализации продукции, кредитовании, страховании и ином обслуживании они вправе объединяться (вступать) в потребительские объединения, кооперативы, хозяйственные товарищества.
2. Членами крестьянского хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.
Такое хозяйственное товарищество или кооператив как юридическое лицо обладает правом собственности на имущество, переданное ему в форме вкладов и других взносов членами фермерского хозяйства, а также на имущество, полученное в результате его деятельности и приобретенное по иным основаниям, допускаемым законом.
3. Размер вкладов участников товарищества или членов кооператива, созданного на базе имущества крестьянского хозяйства, устанавливается исходя из их долей в праве общей собственности на имущество хозяйства, определяемых в соответствии с пунктом 3 статьи 258 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
Статья 25. Территориальные объединения крестьянских хозяйств
1. Члены крестьянских хозяйств вправе создавать местные (в рамках населенного пункта или иной территории компактного расположения крестьянских хозяйств), региональные, межрегиональные и общероссийские добровольные общества, объединения с целью представления своих интересов в органах государственной власти и удовлетворения иных нематериальных потребностей.
Общественные объединения крестьянских хозяйств являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы. Деятельность указанных общественных объединений осуществляется в рамках законодательства Российской Федерации.
2. Общественные объединения крестьянских хозяйств совместно с ассоциациями (союзами) хозяйств и коммерческих организаций, созданные крестьянскими хозяйствами, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций.
Раздел VII. Государственное регулирование финансирования, кредитования
и страхования в сфере деятельности крестьянских хозяйств
Статья 26. Государственное регулирование финансирования и кредитование крестьянских хозяйств
1. В отношении крестьянских хозяйств и кооперативов применяются все меры государственной поддержки, оказываемой сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с Федеральной целевой программой стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996-2000 годы, а также установленные постановлениями Правительства Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации на возвратной и безвозвратной основе из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. местных бюджетов и иных источников.
2. Средства государственной поддержки направляются на следующие цели:
финансирование государственных мероприятий по повышению плодородия почв, ветеринарному обслуживанию;
дотирование продукции элитного семеноводства, льноводства, племенного животноводства и птицеводства, овцеводства;
компенсация затрат товаропроизводителям, специализирующимся на размножении семян овощных, бахчевых культур и кормовых корнеплодов;
дотации на шерсть, поставляемую в государственные ресурсы, сырье льна и конопли;
дотация на соевые бобы, реализуемые на внутреннем рынке;
поставка техники и племенного скота на основе долгосрочной аренды (лизинга);
компенсация части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений, комбикормов - животноводческими комплексами, энергоносителей - специализированными овощеводческими хозяйствами;
финансирование землеустроительных работ, связанных с упорядочением существующих землепользований и организацией устройства их территории;
компенсация до 50 процентов затрат на разработку проектно-сметной документации и осуществление мероприятий по освоению земель;
оказание стартовой помощи крестьянским хозяйствам в первые пять лет, включая гарантии получения кредитов вновь создающимися хозяйствами, поддержку формирований производственной инфраструктуры (строительство подъездных путей, мостов, линий электропередачи, газификация, связь, водоснабжение, мелиорация земель, закладка многолетних насаждений);
возмещение начинающим хозяйствам первоначального взноса при приобретении сельскохозяйственной техники на условиях лизинга или соответствующей части затрат при приобретении техники;
содействие в создании системы кредитной кооперации в аграрном секторе путем оказания помощи в формировании паевых фондов и предоставления кредитных ресурсов;
формирование системы страхования в аграрном секторе с долевым участием федерального бюджета;
льготное кредитование сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе на сезонные затраты;
финансирование подготовки кадров для агропромышленного комплекса, издание специальной литературы для фермеров;
компенсация части страховых платежей при страховании урожая;
развитие межфермерской кооперации по совместному использованию сельскохозяйственной техники, обработке земли, производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению сбыту, агросервису;
компенсация до 50 процентов затрат на строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, рыбоводных прудов, других производственных объектов;
выплата пособий семьям, переселившимся в сельскую местность для создания крестьянских хозяйств;
льготное кредитование строительного жилья;
оказание крестьянским хозяйствам и кооперативам другой финансовой помощи на возвратной и безвозвратной основе.
3. Укрепление производственной базы и инженерное обустройство крестьянских хозяйств и кооперативов будет осуществляться в рамках федеральных и региональных целевых программ развития отраслей сельского хозяйства, а также программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, строительству дорог, развитию средств связи в сельской местности.
4. Распределение средств государственной поддержки крестьянским хозяйствам и кооперативам производится в адресном порядке преимущественно на конкурсной основе. Приоритет будет отдаваться тем, кто обеспечивает устойчивую работу, целевое и эффективное использование выделенных средств.
5. Из федерального бюджета направляются средства на обеспечение материально-техническими ресурсами, в том числе на поставку техники и приобретение племенного скота на условиях лизинга, развитие кооперации, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, издание специальной литературы, информационно-консультативное обслуживание, строительство жилья для фермеров в размерах не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции с учетом расчетного увеличения численности хозяйств и кооперативов.
6. Из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (на возвратной и безвозвратной основе) средства выделяются на инженерное обустройство. развитие производственной инфраструктуры, строительство, расширение и реконструкцию животноводческих помещений, других производственных объектов сельскохозяйственного назначения, жилья, приобретение техники, развитие кооперации, пособия по переселению, помощь начинающим фермерам и сельским семейным детским домам, проведение землеустроительных работ, разработку документации по улучшению и охране земель, дотаций на отдельные виды продукции и другие цели.
7. На капитальные затраты по приобретению техники, строительству производственных объектов, жилья, объектов производственной и социальной инфраструктуры крестьянским хозяйства м кооперативам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетом выделяется не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель.
8. Кредитование крестьянских хозяйств и кооперативов осуществляется из специального фонда кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации.
Кредитование затрат сезонного характера осуществляется в размере не менее доли крестьянских хозяйств в площади используемых земель или в производстве продукции.
9. Финансовые средства государственной поддержки ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах при их формировании по представлению органов государственного управления агропромышленным комплексом на основании заявок органов фермерского самоуправления в пределах сумм, предусмотренных на реализацию Федеральной целевой программы стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации на 1996-2000 годы и региональных программ.
Статья 27. Государственное регулирование страхования в сфере деятельности крестьянских хозяйств
1. При страховании урожая сельскохозяйственных культур крестьянские хозяйства за счет собственных средств уплачивают страховщикам 50 процентов страховых взносов, остальные 50 процентов страховых взносов уплачиваются страховщикам за счет средств федерального бюджета.
Правительство Российской Федерации может дифференцировать размеры уплаты страховых взносов за счет средств федерального бюджета по сельскохозяйственным культурам и по регионам.
2. Государственная поддержка страхования крестьянских хозяйств возлагается на государственных агентов, определяемых Правительством Российской Федерации.
3. Порядок и условия организации и проведения страхования крестьянских хозяйств, обеспеченного государственной поддержкой, включая перечень страховых рисков, порядок определения страховой стоимости урожая принимаемых на страхование сельскохозяйственных культур, сроки действия договора страхований, условия формирования дополнительных страховых резервов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
4. Суммы страховых взносов крестьянских хозяйств, уплаченных за счет собственных средств по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, относятся на себестоимость сельскохозяйственной продукции.
Уплата страховых взносов по сельскохозяйственному страхованию производится после уплаты налогов и иных платежей в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации.
5. В целях обеспечения устойчивости сельскохозяйственного страхования образуется федеральный сельскохозяйственный страховой резерв.
Сельскохозяйственный страховой резерв формируется за счет отчислений в размере 5 процентов от общей суммы страховых взносов, поступивших по договорам страхования сельскохозяйственных культур.
Положение о федеральном сельскохозяйственном страховом резерве утверждается Правительством Российской Федерации.
6. Страховые организации, осуществляющие страхование урожая сельскохозяйственных культур с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Статья 28. Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в сфере деятельности крестьянских хозяйств
1. При залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия с участием государства залогодержателями являются юридические лица, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление залога, а залогодателями - товаропроизводители - крестьянские хозяйства.
2. Перечень сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, сдаваемых в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенной в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия и другие условия данного залога определяются Правительством Российской Федерации.
3. Предметом залога может быть как уже произведенная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая.
Участие государства в залоге сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляется в следующих формах:
выделение бюджетных ресурсов;
кредитование;
выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.
4. Залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия может быть прекращен по инициативе залогодателя с исполнением обеспеченного залогом обязательства или приобретением в установленном порядке в собственность государства заложенных сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
Перешедшая в собственность государства заложенная сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие используются для проведения государственных товарных интервенций, формирования государственных продовольственных фондов и для иных целей. Порядок использования и реализации указанных сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определяется Правительством Российской Федерации.
5. Залог сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия без участия государства осуществляется в соответствии с положениями гражданского законодательства.
Статья 29. Государственная поддержка рынка материально - технических ресурсов (услуг) для крестьянских хозяйств
1. Государство содействует созданию системы оптовых рынков материально-технических ресурсов, работ и услуг в области снабжения, ремонта и технического обслуживания, расширению сети машинно-технологических станций, образованию коммерческих лизинговых компаний в различных регионах страны и принимает участие в финансировании лизинговых операций.
2. Лизинг в сфере деятельности крестьянских хозяйств с участием государства осуществляют юридические лица, уполномоченные на то соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень имущества, являющегося предметом лизинга, ставки арендной платы. источники кредитования, необходимые для его проведения, и другие условия лизинга в сфере деятельности крестьянских хозяйств определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Лизинг без участия государства осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
Раздел VIII. Прекращение деятельности крестьянских хозяйств
Статья 30. Основания для прекращения деятельности крестьянского хозяйства
1. Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях:
а) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности;
б) если не остается ни одного члена крестьянского хозяйства или наследника крестьянского хозяйства, желающего продолжить деятельность хозяйства;
в) банкротства;
г) прекращения прав на земельный участок по основаниям, предусмотренным земельным законодательством;
д) реорганизации в другую организационно-правовую форму.
Крестьянское хозяйство по решению его членов может быть реорганизовано в любые организационно-правовые формы юридического лица, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 31. Порядок прекращения деятельности крестьянского хозяйства
1. Деятельность крестьянского хозяйства прекращается по решению членов крестьянского хозяйства или арбитражного суда. Споры, возникающие при прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются арбитражным судом.
2. Деятельность крестьянского хозяйства считается прекращенной со дня внесения соответствующей записи в регистрационные документы. Информация о ликвидации крестьянского хозяйства сообщается местным органам исполнительной власти, органам статистики, органам Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Фонда обязательного медицинского страхования и органы налоговой инспекции.
3. Имущество и денежные средства крестьянского хозяйства используются на оплату труда временных (сезонных) наемных работников, платежи в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. При нехватке имущества крестьянского хозяйства для расчетов с кредиторами субсидиарную ответственность по его обязательствам несут члены крестьянского хозяйства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4. При ликвидации крестьянского хозяйства члены крестьянского хозяйства, наемные работники пользуются правами, предоставленными работникам Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".
Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 33. Переходные положения
1. Признать утратившим силу Закон РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст.324; 1991, N 1, ст.5; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966; 1993, N 21, ст.748).
2. Предложить Президенту Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.
3. Поручить Правительству Российской Федерации в трехмесячный срок привести в соответствие с настоящим Федеральным законом принятые им правовые акты.
Крестьянские хозяйства, созданные и зарегистрированные как юридические лица в соответствии с законом РСФСР "О крестьянском (фермерском) хозяйстве от 21 ноября 1990 года, приводят свой статус в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящего Федерального закона до 1 января 1999 года.
4. Крестьянские хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при государственной регистрации изменений их правового статуса в связи с приведением его статуса в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
Президент
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.