Проект федерального закона
"О государственной политике Российской Федерации в отношении
соотечественников за рубежом"
Досье на проект федерального закона
См. обоснование необходимости принятия проекта закона
предложения о внесении изменений и дополнений
Глава I. Общие положения
Глава II. Принципы и цели государственной политики Российской
Федерации в отношении соотечественников
Глава III. Правовые основы отношений Российской Федерации
с соотечественниками
Глава IV. Основы деятельности по реализации государственной политики
Российской Федерации
Глава V. Организационные основы деятельности Российской Федерации
в области отношений с соотечественниками
Глава VI. Заключительные положения
Настоящий Федеральный закон исходит из того, что:
отношения с соотечественниками за рубежом являются важным направлением внешней и внутренней политики Российской Федерации;
эти отношения подлежат регулированию на основе государственной политики Российской Федерации, закрепленной в законодательном порядке;
главную ответственность за благополучие и обеспечение основных свобод, индивидуальных и коллективных прав и законных интересов соотечественников несут государства их проживания или пребывания;
соотечественники, где бы они ни оказались за рубежом, вправе полагаться на поддержку Российской Федерации во всем, что касается их гражданской, политической, социальной, экономической и культурной жизни, сохранения национальной самобытности;
деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками за рубежом должна проводиться в соответствии с принципами и нормами международного права при уважении законодательства иностранных государств, отвечающего общепринятым в мировом сообществе правилам.
Настоящий Федеральный закон устанавливает принципы и цели государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом, правовые и организационные основы этих отношений, основы деятельности по реализации государственной политики.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Понятие "соотечественники за рубежом"
1. Определение понятия "соотечественники за рубежом" основывается на понимании, что:
соотечественниками являются лица, родившиеся и проживающие в одном государстве или прибывшие для проживания в нем, имеющие гражданство этого государства и обладающие признаками общности языка, культуры, вероисповедания, духовного склада, традиций и обычаев, присущих той или иной национальности, населяющей данное государство;
соотечественники, оказавшиеся за пределами своего государства либо по причине выезда добровольно или в силу вынужденных обстоятельств для проживания в другом государстве или с временными целями либо в результате изменения границ своего государства, являются соотечественниками за рубежом для тех своих соотечественников, которые остались проживать на территории того же государства в его неизменных или изменившихся границах.
2. Для целей настоящего Федерального закона при условии принадлежности физического лица к гражданству Российской Федерации или признания им себя соотечественником в результате свободного волеизъявления "соотечественниками за рубежом" являются:
граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом или пребывающие за рубежом со служебными, деловыми, туристическими, научными, образовательными или иными целями;
лица с двойным гражданством, одно из которых является гражданством Российской Федерации;
бывшие граждане СССР, получившие гражданство иностранного государства или не определившиеся в вопросе о гражданстве;
выходцы (эмигранты) с территории Российской империи, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства (апатридами);
потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением лиц титульных национальностей иностранных государств и лиц, временно пребывающих за рубежом - (далее именуются соответственно - граждане Российской Федерации, лица с двойным гражданством, бывшие граждане СССР, выходцы (эмигранты), потомки соотечественников).
3. Понятие "соотечественники за рубежом" (далее именуются - соотечественники) применяется для обозначения в целом лиц, принадлежащих ко всем в совокупности группам, предусмотренным во втором пункте данной статьи, если в настоящем Федеральном законе не оговаривается иное.
Статья 2. Другие понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются также следующие понятия:
за рубежом - за пределами территории Российской Федерации;
государства на территории бывшего СССР - государства - участники Содружества Независимых Государств, Латвийская Республика, Литовская Республика и Эстонская Республика;
иностранное государство - иное, чем Российская Федерация, государство;
гражданская принадлежность - принадлежность к подданству Российской империи, гражданству РСФСР, СССР или Российской Федерации или подданству или гражданству иностранного государства;
иностранные граждане - лица, имеющие гражданство иного, чем Российская Федерация, государства;
лицо без гражданства (апатрид) - лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств о принадлежности к подданству или гражданству иностранного государства;
гражданин Российской Федерации, проживающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории иностранного государства на основании разрешения, выданного этим государством, и при этом не проживающее на территории Российской Федерации;
гражданин Российской Федерации, пребывающий за рубежом, - лицо, имеющее гражданство Российской Федерации, проживающее на территории Российской Федерации и не сменившее место жительства в результате выезда за рубеж;
трудящиеся мигранты - граждане Российской Федерации, выехавшие временно за рубеж для занятия на законном основании оплачиваемой деятельностью за исключением лиц, не являющихся трудящимися мигрантами по определению Международной организации труда;
выходцы (эмигранты) - подданные Российской империи, граждане РСФСР, СССР и Российской Федерации, добровольно или вынужденно покинувшие свое государство по политическим, экономическим, религиозным или иным мотивам, поселившиеся на жительство в иностранном государстве и ставшие гражданами этого государства или лицами без гражданства;
потомки соотечественников - родственники по прямой нисходящей линии лиц, принадлежащих к соотечественникам в соответствии со вторым пунктом статьи 1 настоящего Федерального закона, за исключением лиц титульных национальностей иностранных государств и лиц, временно пребывающих за рубежом, независимо от гражданской принадлежности или отсутствия таковой;
коренные национальности Российской Федерации - национальности, имеющие свои национально-государственные образования на территории Российской Федерации или основная территория расселения которых находится в Российской Федерации;
национальная самобытность - родной язык, вероисповедание, особенности культуры, духовного склада, традиций и обычаев, присущие лицам данной национальности;
титульные национальности - государствообразующие национальности иностранных государств.
Статья 3. Основания для установления принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом
Принадлежность соотечественника к той или иной группе, предусмотренной во втором пункте статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливается на основании имеющихся у него документов или иных свидетельств, подтверждающих:
гражданство Российской Федерации и проживание или пребывание за рубежом - для граждан Российской Федерации;
гражданство Российской Федерации и одновременно гражданство иностранного государства - для лиц с двойным гражданством;
гражданство СССР и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для бывших граждан СССР;
проживание в прошлом на территории Российской империи, РСФСР, СССР и Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления - для выходцев (эмигрантов);
родство по прямой нисходящей линии с указанными выше лицами за исключениями, оговоренными в настоящем Федеральном законе, для потомков соотечественников;
проживание за рубежом - для лиц с двойным гражданством, бывших граждан СССР, выходцев (эмигрантов) и потомков соотечественников.
Статья 4. Порядок подтверждения принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом
1. Для граждан Российской Федерации и лиц с двойным гражданством, проживающих или пребывающих за рубежом, документом, подтверждающим их принадлежность к соотечественникам, является документ о принадлежности к гражданству Российской Федерации или к гражданству Российской Федерации и одновременно гражданству иностранного государства.
2. Принадлежность соотечественника к бывшим гражданам СССР, выходцам (эмигрантам) или потомкам соотечественников может быть подтверждена выдачей ему документа установленного Правительством Российской Федерации образца.
3. Выдача документа производится по основаниям, указанным в статье 3 настоящего Федерального закона, по письменному заявлению заинтересованного лица в месячный срок дипломатическими представительствами или консульскими учреждениями Российской Федерации за рубежом или уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на территории Российской Федерации.
4. Решения и действия (или бездействие) должностных лиц в связи с выдачей документа могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. Указанный во втором пункте настоящей статьи документ признается участниками (субъектами) отношений Российской Федерации с соотечественниками, перечисленными в статье 25 настоящего Федерального закона, при решении вопросов, касающихся этих отношений.
Глава II. Принципы и цели государственной политики Российской
Федерации в отношении соотечественников
Статья 5. Государственная политика Российской Федерации в отношении соотечественников
1. Деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками осуществляется на основе государственной политики Российской Федерации, представляющей собой совокупность политических, правовых, социально-экономических, культурных, материально-финансовых, организационных и иных мер, предпринимаемых в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации в целях поддержания и развития связей с соотечественниками, защиты их основных свобод и прав человека и гражданина и законных интересов, оказания им поддержки (далее именуется - государственная политика Российской Федерации).
2. Государственная политика Российской Федерации проводится с учетом принадлежности соотечественников к той или иной группе, предусмотренной настоящим Федеральным законом, особенностей положения и правового статуса соотечественников в иностранных государствах.
Статья 6. Принципы государственной политики Российской Федерации
Государственная политика Российской Федерации, сочетающая учет исторических, культурных и иных особенностей положения соотечественников с интересами российского государства, основывается на следующих принципах:
универсальности и незыблемости основных свобод и прав человека и гражданина и прав национальных меньшинств;
приоритетности отношений с соотечественниками во внешней и внутренней политике Российской Федерации;
соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе принципа невмешательства государств во внутренние дела друг друга, и обязательности учета этих принципов и норм в национальном законодательстве;
взаимности в отношениях между государствами в обеспечении прав, свобод и законных интересов граждан одного государства, проживающих на территории другого.
Статья 7. Цели государственной политики Российской Федерации
Цели государственной политики Российской Федерации заключаются в содействии созданию необходимых условий для обеспечения соотечественникам в соответствии с принципами и нормами международного права, законами и международными договорами Российской Федерации и законодательством иностранных государств:
поддержки со стороны Российской Федерации;
положения в иностранном государстве, при котором не ущемлялись бы международно признанные личные и коллективные свободы и права соотечественников;
возможностей для нормальной жизнедеятельности и добровольной интеграции в гражданскую, политическую, социальную, экономическую и культурную жизнь государств проживания при сохранении собственной национальной самобытности;
права свободно сохранять и выражать национальную самобытность в области культуры, традиций и обычаев, языка и религии, поддерживать и развивать духовный и интеллектуальный потенциал во всех его аспектах;
права на культурную автономию, ее нормальное функционирование и получение ею поддержки от Российской Федерации;
права беспрепятственно устанавливать и осуществлять всесторонние связи с Российской Федерацией, получать о ней достоверную информацию, участвовать в развитии взаимовыгодных отношений между государством проживания или пребывания и Российской Федерацией;
возможности переселения на жительство в Российскую Федерацию по собственному желанию или в силу вынужденных обстоятельств и обустройства в Российской Федерации;
возможности решения вопросов гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права и режимом благоприятствования в законодательстве Российской Федерации.
Глава III. Правовые основы отношений Российской Федерации
с соотечественниками
Статья 8. Законодательство Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
Законодательство Российской Федерации в области отношений с соотечественниками основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов и принимаемых в соответствий с федеральными законами законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 9. Международные договоры
Международные договоры являются составной частью правового регулирования деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками.
Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.
Ничто в настоящем Федеральном законе не препятствует осуществлению Российской Федерацией ее обязательств, вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Статья 10. Отношения с гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом или пребывающими за рубежом
1. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами в соответствии с Конституцией Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, пользуются равными с гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Российской Федерации, свободами и правами и несут равные обязанности и ответственность в гражданской, политической экономической, социальной, культурной и других областях в соответствии с законами и международными договорами Российской Федерации при учете законодательства государства проживания.
Порядок осуществления гражданами Российской Федерации, проживающими за рубежом, во время их пребывания на территории Российской Федерации прав и законных интересов и несения обязанностей и ответственности определяется законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. В отношении граждан Российской Федерации, пребывающих за рубежом, применяются положения первой и второй частей первого пункта данной статьи, а также нормы международного права и международных договоров Российской Федерации, регулирующие пребывание граждан одного государства на территории другого.
3. Российская Федерация осуществляет посредством внутреннего законодательства и международных договоров меры по регулированию внешней трудовой миграции в интересах государства и с учетом прав и законных интересов граждан Российской Федерации, желающих выехать на временную работу за рубеж, в том числе их права на равенство возможностей на уровне не ниже, чем для граждан любого другого государства.
4. Правовой статус военнослужащих - граждан Российской Федерации и членов их семей во время пребывания за рубежом определяется международными договорами Российской Федерации.
Статья 11. Отношения с лицами с двойным гражданством, одно из которых является гражданством Российской Федерации
1. Российская Федерация допускает использование института двойного гражданства в целях создания при его посредстве благоприятных условий для реализации соотечественниками своих прав и интересов с помощью Российской Федерации и поддержания связей с Российской Федерацией при наличии соответствующего договора Российской Федерации с иностранным государством.
2. Лица с двойным гражданством пользуются правами и несут обязанности и ответственность, вытекающие из гражданства Российской Федерации, и защитой со стороны Российской Федерации в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации о двойном гражданстве.
Статья 12. Отношения с бывшими гражданами СССР
1. Отношения Российской Федерации с бывшими гражданами СССР, проживающими за ее пределами, определяются тем, что эти лица стали для Российской Федерации соотечественниками за рубежом, в том числе лица, принадлежащие к коренным национальностям Российской Федерации и в большинстве своем являющиеся русскими или говорящими на русском языке.
2. Отношения с бывшими гражданами СССР, проживающими в государствах на территории бывшего СССР, в связи с историческими особенностями возникновения этих государств имеют особое значение для Российской Федерации.
3. Российская Федерация выступает за обеспечение основных свобод и прав человека и гражданина, в том числе права на свободу выбора гражданства, и законных интересов бывших граждан СССР в государствах на территории бывшего СССР, оказывает им помощь и поддержку на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и нормативных правовых актов и международных договоров Российской Федерации с учетом законодательства государства их проживания.
По мере того, как в соответствии с законодательством государств на территории бывшего СССР бывшие граждане СССР либо приобретают гражданство Российской Федерации, государства проживания или третьего государства или двойное гражданство, либо становятся лицами без гражданства, отношения с ними подпадают под действие положений, касающихся соответствующих групп соотечественников, предусмотренных настоящим Федеральным законом, причем бывшие граждане СССР, ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства, приравниваются для целей настоящего Федерального закона к выходцам (эмигрантам).
4. Действие положений третьего пункта данной статьи распространяется на бывших граждан СССР, проживающих за пределами Российской Федерации и государств на территории бывшего СССР.
Статья 13. Отношения с выходцами (эмигрантами) с территории Российской империи, РСФСР, СССР и Российской Федерации
1. Российская Федерация создает для выходцев (эмигрантов) условия, благоприятствующие сохранению ими связей с Российской Федерацией во всех областях и использованию возможностей, предоставляемых соотечественникам в соответствии с главой IV настоящего Федерального закона, а также выступает в соответствии с принципами и нормами международного права в их поддержку в случаях нарушения их основных свобод и прав человека и гражданина.
2. Правоотношения между выходцами (эмигрантами) и Российской Федерацией, вытекающие из факта принадлежности выходцев (эмигрантов) в прошлом к подданству Российской империи или гражданству РСФСР, СССР и Российской Федерации, регулируются соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами и международными договорами Российской Федерации.
Статья 14. Отношения с потомками соотечественников
1. На потомков соотечественников, являющихся гражданами Российской Федерации или лицами с двойным гражданством, распространяется действие статей 11 и 12 настоящего Федерального закона.
2. Потомкам соотечественников в случае установления в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, их родства по прямой нисходящей линии с бывшими гражданами СССР и выходцами (эмигрантами) создаются участниками (субъектами) отношений Российской Федерации с соотечественниками условия, поощряющие их интерес к Российской Федерации, и осуществление ими связей с ней в рамках положений главы IV настоящего Федерального закона.
3. Права потомков соотечественников, которые могут вытекать из их родства с бывшими гражданами СССР и выходцами (эмигрантами), обеспечиваются в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.
Статья 15. Вопросы гражданства в отношениях с соотечественниками
1. Постоянное проживание граждан Российской Федерации за рубежом не прекращает их гражданства.
2. Бывшие граждане Российской Федерации, проживающие за рубежом, лишенные гражданства или утратившие его без их свободного волеизъявления, считаются восстановленными в гражданстве Российской Федерации, если они не заявят о своем нежелании признать это решение.
Подданные Российской империи, оказавшиеся за ее пределами и лишенные гражданства РСФСР или утратившие его без их свободного волеизъявления, и их потомки приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (в порядке регистрации).
Выходцам (эмигрантам), добровольно вышедшим из гражданства Российской Федерации, гражданство Российской Федерации может быть восстановлено по их ходатайству в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Бывшим гражданам СССР и потомкам соотечественников, являющимся гражданами иностранного государства, может быть по их ходатайству предоставлено гражданство Российской Федерации на условиях и в порядке, установленными законодательством и международными договорами Российской Федерации.
3. Бывшие граждане СССР, проживающие за рубежом и не определившиеся в вопросе о гражданстве, приобретают гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке (в порядке регистрации), если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.
4. Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего за рубежом, может иметь место по ходатайству гражданина или в порядке регистрации, если он выехал на жительство в иностранное государство с соблюдением законов Российской Федерации.
5. Российская Федерация способствует на основе общепризнанных международных норм сокращению безгражданства среди соотечественников.
Статья 16. Въезд в Российскую Федерацию и выезд соотечественников из Российской Федерации
Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда соотечественников из Российской Федерации устанавливается законами и международными договорами Российской Федерации применительно к принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Статья 17. Правовое положение соотечественников - иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
1. Во время пребывания на территории Российской Федерации соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации кроме случаев, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
2. Бывшим гражданам СССР и выходцам (эмигрантам), являющимся иностранными гражданами или лицами без гражданства, может быть предоставлено Правительством Российской Федерации право на проезд на территории Российской Федерации, размещение и обслуживание в гостиницах по тарифам, действующим для граждан Российской Федерации.
3. Соотечественники, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства, не могут:
избирать и быть избранными в органы представительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
принимать участие в референдумах;
заниматься деятельностью и замещать должности, если это в соответствии с законодательством Российской Федерации обусловлено принадлежностью к гражданству Российской Федерации;
привлекаться к исполнению воинской обязанности и проходить военную службу в Российской Федерации.
Глава IV. Основы деятельности по реализации государственной политики
Российской Федерации
Статья 18. Основы деятельности по реализации государственной политики Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон устанавливает основы, на которых осуществляется деятельность по реализации государственной политики Российской Федерации.
В соответствии с настоящим Федеральным законом Президент Российской Федерации определяет направления текущей политики Российской Федерации в отношении соотечественников.
Статья 19. Защита основных свобод и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав соотечественников
1. Российская Федерация оказывает соотечественникам поддержку общепринятыми в мировом сообществе средствами и в соответствии со своим законодательством и международными договорами в защите основных свободы и гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и иных прав применительно к их принадлежности к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
2. Российская Федерация выступает против дискриминации соотечественников по признакам расы, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения или любого другого обстоятельства, за их полное равенство перед законом.
3. Российская Федерация содействует реализации соотечественниками в рамках законодательства государства проживания их права:
на поддержание контактов между собой и с Российской Федерацией как в индивидуальном, так и коллективном порядке без какой бы то ни было дискриминации;
на участие в принятии решений, касающихся их жизни и жизни тех регионов и мест, где они проживают;
на самоорганизацию посредством создания и беспрепятственной деятельности культурной автономии, собственных органов самоуправления, общественных объединений.
Российская Федерация оказывает материальную и иную помощь культурным автономиям, органам самоуправления и общественным объединениям соотечественников при соблюдении законодательства государств их проживания и в соответствии с законами и международным договорами Российской Федерации.
4. Права, обязанности и интересы граждан Российской Федерации, проживающих за рубежом, учитываются в законодательных и нормативных правовых актах и международных договорах Российской Федерации, которые затрагивают эти права, обязанности и интересы.
Программы сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами разрабатываются, принимаются и реализуются с учетом соблюдения тем или иным государством международных норм в области основных свобод и прав человека, а также особенностей положения и интересов соотечественников.
5. Российская Федерация принимает в необходимых случаях в целях защиты основных свобод и прав человека и интересов соотечественников международно признанные меры по отношению к тем государствам, в которых нарушаются эти права и интересы.
Статья 20. Поддержка соотечественников в экономической и социальной областях
1. Российская Федерация стимулирует деловое сотрудничество хозяйствующих субъектов соотечественников с российскими хозяйственными товариществами и обществами, создание совместных предприятий, товариществ и обществ, участие соотечественников в инвестициях в российскую экономику.
Российская Федерация поощряет связи российских предприятий с предприятиями государств на территории бывшего СССР, на которых работают преимущественно соотечественники, развитие взаимовыгодной кооперации между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и государств на территории бывшего СССР.
Российская Федерация содействует привлечению российских предпринимателей к деятельности соотечественников и их организаций и финансированию этой деятельности в любой форме, допускаемой законодательством Российской Федерации и иностранного государства.
При заключении международных договоров Российской Федерации о торгово-экономическом сотрудничестве и предоставлении Российской Федерацией кредитов иностранным государствам учитываются положение и интересы соотечественников.
2. Российская Федерация оказывает в первоочередном порядке поддержку социально незащищенным категориям соотечественников, в том числе в области пенсионного обеспечения, с учетом принадлежности соотечественников к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и законодательства государств их проживания, на основании законов и международных договоров Российской Федерации.
Соотечественникам, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях, может быть предоставлена гуманитарная помощь в порядке и на условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Статья 21. Поддержка соотечественников в области культуры, языка и образования
1. Российская Федерация поддерживает соотечественников в сохранении и развитии национальной культуры, языка и образования, составляющих основу национальной самобытности, и принимает с этой целью соответствующие меры в рамках законодательства иностранных государств, законов и международных договоров Российской Федерации.
Российская Федерация осуществляет всестороннее сотрудничество с культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах.
2. В области культуры Российская Федерация:
оказывает помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;
содействует всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками;
предоставляет возможности российских центров науки и культуры в иностранных государствах для удовлетворения культурных запросов соотечественников.
3. Российская Федерация способствует сохранению соотечественниками знания родных языков коренных национальностей Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления публично и в частной жизни, обучения на этих языках.
Российская Федерация поддерживает предложения соотечественников, проживающих в государствах на территории бывшего СССР, о придании статуса второго государственного языка или языка межнационального общения русскому языку, являющемуся важным средством межнационального общения и наиболее широко распространенному среди соотечественников.
Российская Федерация оказывает помощь в подготовке и повышении квалификации преподавателей языков коренных национальностей Российской Федерации, осуществляет изготовление и доставку соотечественникам для удовлетворения их потребностей печатной продукции и аудио- и видеоматериалов на их родных языках.
4. Российская Федерация способствует получению бывшими гражданами СССР, выходцами (эмигрантами) и потомками соотечественников наравне с гражданами Российской Федерации среднего и высшего профессионального образования и повышению ими квалификации, в том числе в аспирантуре и докторантуре, в учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях Российской Федерации; они в обязательном порядке учитываются в квоте на прием иностранных граждан на обучение и повышение квалификации за счет средств федерального бюджета.
Российская Федерация содействует соотечественникам в соответствии с законами государства проживания, законодательством и международными договорами Российской Федерации в получении общего образования на языках коренных национальностей Российской Федерации, созданию и официальному признанию в иностранных государствах учебных заведений, осуществляющих обучение на этих языках, включая признание эквивалентности дипломов, выдаваемых этими учебными заведениями.
В Российской Федерации осуществляется разработка при участии специалистов-соотечественников учебников, программ и других учебно-методических пособий на языках коренных национальностей Российской Федерации для нужд учебных заведений за рубежом с учетом особенностей организации образовательного процесса в иностранных государствах.
5. В отношениях с государствами на территории бывшего СССР Российская Федерация проводит линию на выработку согласованной политики в сфере образования и формирование единого образовательного пространства, в котором учитывались бы также права и интересы соотечественников.
Статья 22. Поддержка соотечественников в информационной области
1. Российская Федерация поддерживает право соотечественников на получение, пользование и распространение информации на языках коренных национальностей Российской Федерации на территории государств своего проживания, на поддержание и развитие информационных связей между собой и между соотечественниками и Российской Федерацией.
Российская Федерация предпринимает меры по распространению в иностранных государствах и Российской Федерации достоверной информации о реализации государственной политики Российской Федерации и положении соотечественников.
2. Российской Федерацией создаются необходимые условия путем принятия мер внутригосударственного характера и заключения международных договоров для передачи соотечественникам информации из Российской Федерации посредством телевизионного и радиовещания и распространения периодических и иных печатных изданий.
Российским средствам массовой информации, осуществляющим информирование соотечественников, предоставляются государством финансовые и материально-технические средства для выполнения этой задачи.
3. Российская Федерация оказывает поддержку средствам массовой информации, принадлежащим соотечественникам, при соблюдении законодательства государства, на территории которого эти средства существуют, и в соответствии с законами и международными договорами Российской Федерации.
4. Российская Федерация принимаются меры на основе международных договоров по учреждению российских центров науки и культуры в государствах на территории бывшего СССР, обеспечению беспрепятственной деятельности указанных центров и аналогичных центров, уже действующих в других иностранных государствах, и использованию их для удовлетворения запросов соотечественников.
Статья 23. Поддержка соотечественников при переселении и обустройстве в Российской Федерации
1. Российская Федерация принимает меры по созданию для соотечественников благоприятных правовых и иных условий выезда из государства проживания на жительство в Российскую Федерацию посредством заключения международных договоров о регулировании процессов переселения и защите прав переселенцев.
2. Граждане Российской Федерации и лица с двойным гражданством, вынужденные покинуть место жительства на территории иностранного государства по обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации о вынужденных переселенцах, признается по их ходатайству вынужденными переселенцами в порядке, определяемом этим законодательством.
3. Вынужденными переселенцами признаются бывшие граждане СССР, проживавшие за рубежом, получившие статус беженца в Российской Федерации и утратившие этот статус в связи с приобретением гражданства Российской Федерации, при наличии обстоятельств, препятствовавших данному лицу в период действия статуса беженца в обустройстве на территории Российской Федерации.
4. Соотечественники, не имеющие гражданства Российской Федерации, вынужденные покинуть государство своего проживания по обстоятельствам, предусмотренным законодательством Российской Федерации, признаются по их ходатайству беженцами в порядке, установленном этим законодательством.
5. Порядок и условия обустройства соотечественников при добровольном или вынужденном переселении на жительство на территории Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации в зависимости от приобретенного соотечественниками в соответствии с законодательством Российской Федерации статуса.
Статья 24. Эвакуация соотечественников в случаях вооруженных конфликтов и угрозы их личной безопасности
Российская Федерация обеспечивает гражданам Российской Федерации и лицам с двойным гражданством, а также при их обращении за помощью бывшим гражданам СССР и выходцам (эмигрантам), являющимся лицами без гражданства, эвакуацию из районов вооруженных конфликтов и при возникновении ситуаций, угрожающих их личной безопасности, и прием на территории Российской Федерации.
Глава V. Организационные основы деятельности Российской Федерации
в области отношений с соотечественниками
Статья 25. Участники (субъекты) отношений Российской Федерации с соотечественниками
Участниками (субъектами) отношений Российской Федерации с соотечественниками являются:
органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления;
общественные объединения, включая партии и профсоюзные организации;
религиозные организации;
хозяйствующие субъекты всех форм собственности;
физические лица.
Статья 26. Полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
В полномочия Российской Федерации в области отношений с соотечественниками входят:
установление основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации;
принятие и изменение федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за их соблюдением;
принятие федеральных программ;
заключение международных договоров Российской Федерации и контроль за исполнением взятых по ним обязательств;
другие полномочия, определенные федеральными законами.
Статья 27. Полномочия субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
1. Вне пределов полномочий Российской Федерации в области отношений с соотечественниками субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
2. В число полномочий субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками входят:
участие в разработке основ государственной политики Российской Федерации и деятельности по ее реализации, федеральных законов;
принятие законов и нормативных правовых актов в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
участие в разработке и реализации федеральных программ;
принятие и выполнение региональных (территориальных) программ.
Статья 28. Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками
Государственные управление и контроль в области отношений с соотечественниками осуществляются:
на федеральном уровне Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти;
в субъектах Российской Федерации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти.
Статья 29. Обязанности государства в области отношений с соотечественниками
Органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны:
разрабатывать и осуществлять меры по реализации государственной политики Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом,
содействовать тому, чтобы соотечественникам применительно к их принадлежности к группам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, была обеспечена возможность в полном объеме пользоваться правами, предоставляемыми международным правом, законодательством государств проживания или пребывания, законами и международными договорами Российской Федерации, защищать интересы соотечественников, а при необходимости принимать меры для восстановления нарушенных прав и интересов;
руководствоваться положениями настоящего Федерального закона при решении вопросов, касающихся соотечественников.
Статья 30. Государство и участники (субъекты) отношений Российской Федерации с соотечественниками
Наряду с органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, государство обеспечивает соблюдение прав и интересов других участников (субъектов) отношений Российской Федерации с соотечественниками, указанных в статье 25 настоящего Федерального закона, оказывает им помощь и поддержку.
Помимо предоставления налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ в соответствии с законодательством Российской Федерации государственные помощь и поддержка могут выражаться в виде привлечения этих участников (субъектов) к разработке и выполнению государственных программ, целевого финансирования общественно-полезных программ по их заявкам (государственные гранты), заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и оказание услуг.
Статья 31. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками
1. Финансирование деятельности Российской Федерации в области отношений с соотечественниками осуществляется за счет:
средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
средств органов местного самоуправления, общественных объединений, включая партии и профсоюзные организации, религиозных организаций, хозяйствующих субъектов всех форм собственности и физических лиц;
иных не запрещенных законом источников.
2. Государственные ассигнования на федеральном уровне на деятельность Российской Федерации в области отношений с соотечественниками выделяются в федеральном бюджете отдельной строкой.
Порядок распределения этих государственных ассигнований и контроля за их использованием определяется Правительством Российской Федерации.
3. Субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют размеры и порядок использования собственных доходных средств, направляемых на финансирование деятельности в области отношений с соотечественниками.
4. В Российской Федерации могут создаваться государственно-общественные и общественные фонды, образуемые из взносов государства, юридических и физических лиц, для финансовой и материальной поддержки соотечественников и их организаций.
Статья 32. Предоставление льгот и преимуществ соотечественникам и их организациям, российским и иностранным организациям и лицам, оказывающим поддержку соотечественникам
Для достижения целей государственной политики Российской Федерации соотечественникам и их организациям, равно как российским и иностранным организациям и лицам, оказывающим соотечественникам материальную и финансовую помощь и поддержку, могут быть предоставлены налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества на основании законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.
Статья 33. Государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками
В Российской Федерации ведется государственный мониторинг в области отношений с соотечественниками, включающий в себя сбор, анализ и оценку положения соотечественников, создание банка данных, прогнозирование ситуации и проведение научно-исследовательских работ.
Результаты государственного мониторинга доводятся до сведения органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, других участников (субъектов) отношений Российской Федерации с соотечественниками, а также общественности и средств массовой информации Российской Федерации и иностранных государств.
Порядок ведения государственного мониторинга устанавливается Правительством Российской Федерации.
Глава VI. Заключительные положения
Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 35. Мери в связи с принятием настоящего Федерального закона
Поручить Правительству Российской Федерации:
привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные им нормативные правовые акты;
подготовить и представить в установленном порядке в Федеральное Собрание Российской Федерации предложения о внесении изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона;
принять нормативны правовые акты в области отношений с соотечественниками, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.