Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "О приватизации государственных и муниципальных предприятий агропромышленного комплекса"
I. Социально-экономическое обоснование законопроекта
II. Характеристика законопроекта
III. Финансовое обоснование
IV. Состояние законодательства
Таблица. Различия между кооперативами и частными предприятиями других
организационно - правовых форм, применительно к
перерабатывающим и агросервисным предприятиям
I. Социально-экономическое обоснование законопроекта
К настоящему времени завершен первый этап земельной и аграрной реформы, целью которого было разгосударствление и приватизация основной части сельскохозяйственных предприятий и земель, создание фермерского уклада.
Приватизация значительной части перерабатывающих и обслуживающих сельское хозяйство предприятий и торговли проведена автономно, без учета корпоративных и технологических связей в агропромышленном секторе.
В ходе приватизации производители сельскохозяйственной продукции потеряли контроль и рычаги влияния на предприятия переработки, оптовой и розничной торговли продовольственными товарами, агросервиса. Сегодня частные, как и государственные предприятия, выступают по отношению к сельскохозяйственным производителям в качестве местных монополистов.
На начальном этапе реформ в аграрном комплексе были разрушены все формы вертикальных отраслевых структур. В результате вследствие своей маломощности и разрозненности подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий и фермеров не могут исполнять эффективно многие новые для них предпринимательские функции, необходимые в условиях рыночной экономики.
В аграрном комплексе при свободном ценообразовании и разрушенных корпоративных связях сформировалась конкурентная среда, которую следует характеризовать как избыточную. Ни в одной отрасли народного хозяйства нет такого положения, когда бы сотни тысяч хозяйствующих субъектов предлагали на рынке аналогичный товар.
Не оправдывается прогноз на широкое развитие частного предпринимательства по сервисному обслуживанию сельскохозяйственного производства. Новые предпринимательские структуры (банки, страховые, инвестиционные компании, юридические, консалтинговые фирмы и т.д.) не проявляют сколь-либо серьезного интереса к аграрному комплексу из-за его низкой платежеспособности и наличия более привлекательных сфер приложения капитала и клиентуры. Поэтому с необходимостью возникает задача создания рыночной инфраструктуры самими сельхозтоваропроизводителями.
Одной из самых серьезных проблем остаются взаимоотношения сельскохозяйственных товаропроизводителей с перерабатывающими предприятиями, оптовой и розничной торговлей. Их приватизация без какого-либо серьезного участия хозяйств привела к тому, что при поголовной незагруженности имеющихся мощностей по переработке молока, мяса и другой сельскохозяйственной продукции, сельские товаропроизводители тратят миллиарды рублей на создание собственных перерабатывающих мини-цехов, которые не способны обеспечить глубокую, и следовательно, более эффективную переработку продукции сельского хозяйства, но по крайней мере дают возможность прямого выхода на рынок конечной продукции и получения дохода. На эти цели ежегодно расходуются средства из областного и федерального бюджетов. В условиях финансового кризиса вряд ли это можно считать целесообразным.
Переработчики и торговля хронически не рассчитываются с сельскохозяйственными товаропрозводителями за поставленную продукцию. Сельскохозяйственные товаропроизводители получают за реализованную продукцию неоправданно низкие доходы. Так, затраты в производстве молочной продукции, поставляемой населению, распределяются следующим образом: на долю сельскохозяйственных товаропроизводителей приходится 74 процента, перерабатывающих предприятий - 16, торговых - 10 процентов. Распределение же прибыли носит совершенно иной характер: производителям - 4,8 процента, переработке - 21, торговле - 74,2 процента. В связи с этим большинство хозяйств работает с убытками.
Содержание недогруженных мощностей имеющихся перерабатывающих предприятий по молоку, мясу, овощам, картофелю и др. перекладывается на сельхозтоваропроизводителей путем занижения закупочных цен.
Поиски наиболее выгодных условий сдачи продукции на переработку приводят к нестабильности связей.
В общем и целом автономное на частных началах существование сельхозтоваропроизводителей и перерабатывающих предприятий приводит после временного успеха и торжества перерабатывающих и обслуживающих частных структур к разорению и сокращению обеих сфер деятельности.
Как показывает мировой опыт реформирования и обеспечения эффективного функционирования аграрных национальных комплексов обязательным и одним из важнейших направлений современной аграрной политики развитых стран является государственная поддержка и широкое развитие сельскохозяйственной кооперации.
Сегодня нет ни одной цивилизованной страны, где бы сельскохозяйственная кооперация не занимала ключевого положения в аграрно-продуктовых комплексах. Именно формирование кооперативных систем являлось одним из важнейших направлений аграрных реформ в целом ряде стран в нынешнем столетии (США, Италия, Франция, Голландия и др.).
Главной целью формирования системы сельскохозяйственной кооперации на имеющейся в стране производственной базе является создание особым образом организованного агропромышленного рыночного пространства, экономической среды и механизмов, учитывающих особенности сельскохозяйственного производства и обеспечивающих самозащиту, саморегуляцию, самовоспроизводство, саморазвитие аграрного комплекса.
Целью настоящего законопроекта является:
- Изменение экономического статуса производителей сельскохозяйственной продукции. Из субъекта подчиненного, зависимого от монополизированных внешних промышленных структур (производители продукции и услуг для села, переработчики сельскохозяйственной продукции и т.д.) в кооперативных системах сельскохозяйственный товаропроизводитель становится фигурой главенствующей, под руководством, под контролем и в интересах которого действуют все прочие субъекты агропромышленного комплекса.
- Восстановление на новой, рыночной, кооперативной основе вертикальных и горизонтальных структур агропромышленного комплекса (межхозяйственных, районных, отраслевых, многопрофильных, областных кооперативов и их объединений), с передачей им хозяйственных функций, которые более экономично и эффективно выполняются на более высоком уровне. Восстановление за счет этого управляемости агропромышленным комплексом.
- Формирование в лице кооперативных структур крупных предпринимательских субъектов, способных самостоятельно решать многие хозяйственные проблемы в сфере АПК, вести конкурентную борьбу с финансово-промышленными группами, зарубежными конкурентами, на высоком профессиональном уровне взаимодействовать с органами государственной власти и управления, имея при этом возможность брать на себя всю полноту финансовой, имущественной и юридической ответственности.
- Создание условий для сохранения и динамичного развития действующих сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств граждан через получение ими дополнительной экономии и доходов за счет объединения отдельных функций, обеспечивающего для них равноправное участие в местных, общероссийском и международных рынках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Приватизация остающихся в государственной или муниципальной собственности перерабатывающих и обслуживающих сельское хозяйство предприятий послужит способом структурной перестройки АПК и созданию третьего кооперативного сектора, конкурирующего с частным и государственным секторами АПК.
В связи со значительным спадом сельскохозяйственного производства даже имеющиеся мощности избыточны, тем более нерационально новое строительство.
Пол Дарби, вице-президент Фермерского кредитного совета США утверждает: "Если бы фермер надеялся только на себя, он имел бы 1/4 доходов, которые дает производимая им продукция. Благодаря созданию системы кооперативов он получает от 50 до 80 процентов ее розничной цены. Еда стала дешевле, а наибольшую выгоду получили покупатели".
II. Характеристика законопроекта
На основании статьи 116 ГК РФ, Федерального Закона "О сельскохозяйственной кооперации", определяющих законодательные нормы создания и деятельности потребительских сельскохозяйственных кооперативов (в научной литературе называемых вертикальными, в которых объединяетсятолько часть функций сельхозтоваропроизводителей), и учитывая, что до принятия Гражданского Кодекса и Закона "О сельскохозяйственной кооперации" российское законодательство не признавало такую организационно-правовую форму предпринимательской деятельности как кооператив, и поэтому она отсутствует в приватизационном законодательстве, разработан законопроект о процедуре приватизации государственных и муниципальных предприятий по переработке сельхозпродукции и иному обслуживанию сельхозпроизводства в варианте потребительского кооператива.
Законопроект базируется на основных направлениях государственной политики в реформировании агропромышленного комплекса, установленных Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года N 565 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 1996 года N 723 "О мерах по стабилизации экономического положения и развитию реформ в агропромышленном комплексе". Развитие кооперативных отношений в агропромышленном комплексе признано в этих документах в качестве наиболее приоритетного направления аграрной реформы.
Законопроект состоит из преамбулы и 16 статей:
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим законом.
Статья 2. Инициатива в проведении приватизации.
Статья 3. Комиссия по приватизации.
Статья 4. Полномочия комиссии по приватизации.
Статья 5. Членство в кооперативе.
Статья 6. Информация о приватизируемом предприятии.
Статья 7. План приватизации. Акт оценки имущества и устав кооператива.
Статья 8. Льготы для трудового коллектива.
Статья 9. Общее собрание трудового коллектива.
Статья 10. Преобразование в кооператив.
Статья 11. Общее организационное собрание членов кооператива.
Статья 12. Имущество кооператива.
Статья 13. Паевые взносы и выкупные платежи.
Статья 14. Паевой взнос РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
Статья 15. Иные формы передачи государственного имущества кооперативам.
Статья 16. Заключительные положения.
К предприятиям, приватизируемым в соответствии с настоящим проектом, относятся все предприятия, занимающиеся производством, переработкой, хранением и сбытом сельскохозяйственной продукции илипроизводственно-техническим обслуживанием и материально-техническим обеспечением агропромышленного комплекса.
Перечень предприятий, включенный в статью 1, носит не ограничительный, а поясняющий характер. Отсутствие в перечне какой-либо категории предприятий не означает, что действие данного закона на них не распространяется. Достаточно, чтобы предприятие подпадало под общие признаки, указанные в преамбуле и статье 1 законопроекта, а объем участия сельхозтоваропроизводителей всех видов и форм составлял более 50 процентов.
Инициатива в проведении приватизации в предлагаемом варианте принадлежит сельхозтоваропроизводителям и их кооперативам.
Комиссия по приватизации выполняет функции комиссии по приватизации, установленные законодательством о приватизации, так и функции организационного комитета по созданию кооператива, установленные Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", в ней участвуют не менее 50 проц. представителей сельхозпроизводителей.
Информация о начале работы по созданию кооператива, условиях вступления в члены кооператива и иная информация о предприятии, публикация которой предусмотрена Законом РФ "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ", публикуется комиссией в местных средствах массовой информации по всей зоне обслуживания предприятия.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, имеющие с приватизируемым предприятием постоянные договорные связи, извещаются комиссией письменно в индивидуальном порядке, независимо от места нахождения, а правом участия в кооперативе наделаются все заинтересованные сельскохозяйственные товаропроизводители зоны обслуживания.
Предусматривается предоставление членам трудового коллектива и приравненным к ним лицам льгот в соответствии с "первым вариантом", установленным Государственной программой приватизации РФ, при этом вместо неголосующих привилегированных акций они получают аналогичное право ассоциированного членства.
Комплекс объектов производственной инфраструктуры преобразованного предприятия, переданный кооперативу, составляет его неделимый фонд. Стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, передаваемых кооперативу по договору, не учитывается при определении размера паевого фонда кооператива.
Общее организационное собрание членов кооператива рассматривает и утверждает устав кооператива. Правом на вступление в члены кооператива обладают сельскохозяйственные товаропроизводители, хозяйствующие в зоне действия приватизируемого предприятия, независимо от вида и формы собственности, взявшие обязательство участвовать в хозяйственных операциях предприятия. На собрании формируется состав членов кооператива, органы управления. Предусмотрено сохранение роли государства в управлении кооперативом.
Внесение паевых взносов производится членами кооператива в соответствии с планом приватизации и решением общего организационного собрания членов кооператива.
Выкуп имущества, переданного кооперативу, производится из доходов кооператива в срок от 3 до 10 лет. Выкупные платежи распределяются на паи (доли) членов кооператива пропорционально объему их участия в деятельности кооператива.
Основные фонды приватизируемого предприятия или другие активы могут быть внесены в кооператив в качестве пая государства или муниципалитета как ассоциированного члена.
Имущественный комплекс государственного или муниципального предприятия АПК может быть продан, передан в аренду, долгосрочное пользование или доверительное управление сельскохозяйственным потребительским кооперативам в преимущественном порядке.
III. Финансовое обоснование
Реализация данного законопроекта не требует государственных финансовых затрат. Развитие сельскохозяйственной кооперации на имеющейся производственной базе даст доход государству от продажи имущества предприятий, послужит стабилизации технологических связей в АПК, увеличению налогооблагаемой базы, повышению доходности сельскохозяйственных структур и снижению бюджетных трат на поддержку сельского хозяйства.
IV. Состояние законодательства
Предлагаемый законопроект не требует изменения действующих федеральных законов.
Для его реализации на федеральном уровне, уровне субъектов РФ требуется принятие программы создания сельскохозяйственной кооперации на базе действующих предприятий.
Законопроекту может быть дано другое название: "О порядке создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов путем приватизации государственных и муниципальных предприятий агропромышленного комплекса".
Приложение: сравнительная таблица.
Различия между кооперативами и частными предприятиями других
организационно-правовых форм, применительно к перерабатывающим
и агросервисным предприятиям
Критерий | Кооперативы | Частные предприятия других организационно- правовых форм |
Цель | Максимизация чистого до- хода членов из числа с/х производителей. |
Получение прибыли для инвесторов, повышение курса акций. |
Задачи | В первую очередь удов- летворять потребности членов в гарантированной переработке с/х продук- ции, ее сбыте и получе- нии других услуг по бо- лее низким ценам. |
Удовлетворять потребнос- ти инвесторов в макси- мальном доходе. |
Организация | Организуется при наличии общего интереса членов, т.е. единых хозяйствен- ных функций, которые бо- лее целесообразно испол- нять совместно. Нет открытой продажи па- ев, они не котируются на фондовом рынке. |
Организуется при наличии свободного капитала. Акции АООТ продаются на фондовом рынке. |
Контроль | Осуществляется членами - клиентами. |
Осуществляется инвесто- рами, держателями акций. |
Кто осуществляет политику |
Политика формируется членами - клиентами че- рез выборные органы уп- равления. Управление, как правило, осуществляется по прин- ципу - "один член - один голос". |
Политика формируется ак- ционерами и директорами. Право голоса пропорцио- нально доле в акционер- ном капитале. |
Кому принадлежит прибыль |
Членам-пайщикам пропор- ционально степени поль- зования услугами коопе- ратива. |
Собственникам предприя- тия (партнерам, акционе- рам) пропорционально вкладам в предприятие. |
Отношение с/х това- ропроизводителей как инвесторов |
Заинтересованы в инвес- тировании собственных средств на цели модерни- зации производства, как собственники и клиенты перерабатывающих и агро- сервисных предприятий. |
Не заинтересованы в ин- вестировании собственных средств. |
Отношение с/х това- ропроизводителей как пользователей |
Заинтересованы в макси- мальной загрузке имею- щихся мощностей, ста- бильной работе, сохране- нии профессионального кадрового состава, рас- ширении ассортимента вы- пускаемой продукции. |
Заинтересованы в сотруд- ничестве в той степени, в какой эти предприятия устраивают их по качест- ву и цене услуг, сроках и условиях оплаты. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.