Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 97032043-2 "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"
Обоснование необходимости принятия законопроекта
Общая характеристика и основные положения законопроекта
Состояние законодательства в сфере правового регулирования социальной
защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием
Разработка нормативных правовых актов, принятие которых необходимо
для реализации Федерального закона "О социальной защите граждан,
занятых на работах с химическим оружием"
Финансово-экономическое обоснование
Реализация законопроекта по Чувашской Республике
Ожидаемые социально - экономические последствия принятия данного
законопроекта
Обоснование необходимости принятия законопроекта
В период существования советского государства в стране разрабатывалось, производилось, испытывалось и хранилось химическое оружие (далее именуется - ХО). Объекты по производству ХО размещены в городах Дзержинске, Чапаевске, Березниках, Волгограде, Новочебоксарске. Хранение химического оружия осуществляется на базах в Кировской, Пензенской, Курганской, Брянской, Саратовской областях и в Республике Удмуртия.
В январе 1993 г. Россия подписала Конвенцию о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Современной военной доктриной Российской Федерации предусматривается в течение 10 лет при приоритетном обеспечении безопасности людей и защиты окружающей среды уничтожить все запасы химического оружия, а также все производства по его выпуску.
Решение проблемы химического разоружения включает в себя две важнейшие составляющие:
- уничтожение собственно запасов химического оружия и объектов по его производству;
- ликвидация последствий производства, хранения, испытания и уничтожения химического оружия.
Последней проблеме, ввиду ее остроты, необходимо уделить особое внимание со стороны органов государственной власти Российской Федерации. В течение многих лет на территории Чувашской Республики функционировало крупномасштабное производство самого токсичного вида оружия массового поражения. Несовершенство технологий, отсутствие адекватных средств защиты персонала, ряд технических аварий привели к тому, что практически все работающие в контакте с химическими веществами, отнесенными к ХО, получили поражение малыми дозами отравляющих веществ. Социальная защита граждан, занятых на работах с химическим оружием в условиях строгой секретности, регулировалась преимущественно ведомственными нормативными актами.
С прекращением выпуска химического оружия в 1987 г. практически перестали поступать средства из федерального бюджета на содержание объекта и социальные мероприятия, связанные с обследованием и лечением его персонала. Люди, не получая своевременной медицинской помощи, тяжело болеют, не доживают до льготного пенсионного возраста. Состояние здоровья детей, рожденных от родителей в период их работы с химическим оружием, а также населения, проживающего в зоне влияния "АООТ "Химпром", характеризуется высокой заболеваемостью. В регионе растет социальная напряженность.
Длительное функционирование объектов по производству, испытанию и хранению химического оружия в регионах Российской Федерации в отсутствии соответствующей законодательной базы создало ряд аналогичных тяжелых социальных, экологических и экономических проблем, решение которых не под силу органам государственной власти субъектов Федерации. Предстоящая ликвидация запасов химического оружия и объектов по его производству представляет наибольшую опасность для человека и окружающей среды.
Все мероприятия, направленные на решение проблем химического разоружения должны реализовываться в соответствии с законодательством, причем в первоочередном порядке должны разрабатываться законы, обеспечивающие права и социальную защиту граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Существующая в настоящее время нормативно-правовая база в области социальной защиты граждан, занятых на работах с ХО, неадекватна уровню опасности отравляющих веществ.
Общая характеристика и основные положения законопроекта
Предлагаемый проект Федерального закона закрепляет правовые основы социальной защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием, независимо от срока давности проведения этих работ, их детей, а также граждан, проживающих и (или) работающих в зоне защитных мероприятий, устанавливает их социальные гарантии и льготы, порядок и источники финансирования.
Проект федерального закона разработан с учетом:
- специфики работ с химическим оружием, многократно превосходящим по опасности химические вещества первого класса;
- неизученности отдаленных последствий влияния на здоровье человека малых доз веществ, относящихся к ХО;
- реального масштаба нанесенного ущерба и количества пострадавших при работах с ХО.
В главе 1 "Общие положения" приводятся основные понятия, категории граждан, на которые распространяется действие настоящего законопроекта, распределение работ с ХО по степени опасности. В качестве основного и дополнительных источников финансирования, связанных с реализацией данного законопроекта, определены федеральный бюджет, пенсионный фонд Российской Федерации и фонд социального страхования.
В главе 2 "Права граждан, их социальные гарантии и льготы" закрепляются права граждан на бесплатное медицинское обслуживание, лекарственное обеспечение, зубопротезирование, льготное пенсионное обеспечение, повышенный размер пенсии и другие в зависимости от степени опасности работ и категорий граждан, перечисленных в статье 2 законопроекта.
В главе 3 "Заключительные положения" определены меры ответственности за нарушение законодательства в области социальной защиты граждан, занятых на работах с ХО.
Состояние законодательства в сфере правового регулирования
социальной защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием
Отношения в области социальной защиты граждан, занятых на работах с химическим оружием, в настоящее время регулируются следующими нормативными правовыми актами:
1. Кодекс законов о труде Российской Федерации.
2. "Основы законодательства Российской Федерации об охране труда" (утв. ВС РФ 06.08.93 N 5600-1).
3. Федеральный закон от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
4. Закон РСФСР от 20.11.90 N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР".
5. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (утв. ВС РФ 22.07.93 N 5487-1).
6. Закон РСФСР от 19.04.91 N 1034-1 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.92 N 4214-1 "Об утверждении Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей".
Разработка нормативных правовых актов, принятие которых необходимо
для реализации Федерального закона "О социальной защите граждан,
занятых на работах с химическим оружием"
Для реализации Федерального закона "О социальной защите граждан", занятых на работах с химическим оружием" необходимо принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия".
2. Федеральный закон "О конверсии".
3. Федеральный закон о федеральной программе уничтожения химического оружия.
4. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении Перечня токсичных химикатов, относящихся к химическому оружию.
5. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении списка производств, работ, профессий, должностей, дающий право гражданам на льготы и компенсации, предусмотренные Федеральным законом "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием".
6. Постановление Правительства Российской Федерации "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона и порядке компенсации средств, затраченных предприятиями, учреждениями, организациями, органами местного самоуправления.
7. Постановление Правительства Российской Федерации о порядке и размерах компенсационных выплат гражданам, проживающим в зоне защитных мероприятий.
8. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении зоны защитных мероприятий объектов по производству, хранению, испытанию и уничтожению химического оружия.
Принятие Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием" не потребует отмены действующих в настоящее время законов и иных нормативных актов.
Финансово-экономическое обоснование
Расчет финансовых затрат, осуществляемых из федерального бюджета на реализацию данного законопроекта, проведен на основе среднестатистических данных по состоянию на 1 января 1997 года.
Реализация законопроекта по Чувашской Республике
Граждане, занятые на работах с химическим оружием (300 чел.) по ст.
6 (повышенная оплата труда)
2840 тыс. руб. х 12 мес. х 300 чел. = 10224000 тыс. руб.
по ст. 7 (дополнительно оплачиваемый отпуск)
а) гражданам, занятым на работах первой группы
140 тыс. руб. х 33 дн. х 210 чел. = 970200 тыс. руб.
б) гражданам, занятым на работах второй группы
135 тыс. руб. х 27 дн. х 40 чел. = 145800 тыс. руб.
в) гражданам, занятым на работах третьей группы
130 тыс. руб. х 24 дн. х 50 чел. = 156000 тыс. руб.
по ст. 11 (бесплатное лечебно-профилактическое питание)
10 тыс. руб. х 240 чел. х 250 дн. = 600000 тыс. руб.
_________________________
Итого: 12096000 тыс. руб.
Расходы на заработную плату, дополнительно оплачиваемый отпуск и лечебно-профилактическое питание не включаются в основные затраты по социальной защите граждан, так как средства выделяемые из федерального бюджета на реализацию вышеуказанных статей должны предусматриваться в ведомственных бюджетах соответствующих предприятий.
по ст. 8 (обследование и лечение с проездом)
2800 тыс. руб. х 300 х 0,3 = 252000 тыс. руб.
по ст. 9 (бесплатное лекарственное обеспечение)
амб. 176 тыс. руб. х 300 чел. = 52800 тыс. руб.
стац. 420 тыс. руб. х 300 чел. х 2 = 252000 тыс. руб.
по ст. 10 (бесплатное зубопротезирование)
320 тыс. руб. х 300 чел. х 0,5 = 48000 тыс. руб.
по ст. 12 (санаторно-курортное лечение с проездом)
а) гражданам, занятым на работах первой группы
3600 тыс. руб. х 210 чел. = 756000 тыс. руб.
б) гражданам, занятым на работах второй группы
3600 тыс. руб. х 0,5 х 0,5 х 40 чел. = 36000 тыс. руб.
________________________
Итого: 1396800 тыс. руб.
Граждане, ранее занятые на работах с химическим оружием
(2780 чел.)
по ст. 8 а) обследование на месте (по спецпрограмме)
500 тыс. руб. х 2780 чел. х 0,3 = 417000 тыс. руб.
б) обследование и лечение в специализированных клиниках (с
проездом)
2800 тыс. руб. х 100 чел. в год = 280000 тыс. руб.
по ст. 9 (бесплатное лекарственное обеспечение)
а) амб. 176 тыс. руб. х 2780 чел. = 489280 тыс. руб.
б) стац. 420 тыс. руб. х 2780 чел. х 2 = 2335200 тыс.руб.
по ст. 10 (бесплатное зубопротезирование)
320 тыс. руб. х 2780 чел. х 0,5 = 448800 тыс. руб.
по ст. 16 (50% надбавка к исчисленной пенсии)
240 тыс. руб. х 0.5 х 2780 чел. х 12 мес. = 4003200 тыс.руб.
по ст. 17 (лечение в профилактории по месту жительства)
150 тыс. руб. х 2780 чел. = 417000 тыс. руб.
________________________
Итого: 8390480 тыс. руб.
Граждане, получившие трудовые увечья или профзаболевание
Статус профбольного имеют 222 человека.
Нуждаются в срочном обследовании более 500 человек.
по ст. 8 а) обследование на месте (по спецпрограмме)
500 тыс. руб. х 222 чел. х 0,3 = 33300 тыс. руб.
б) обследование и лечение в специализированных клиниках (с
проездом)
2800 тыс. руб. х 222 чел. х 0,1 = 62160 тыс. руб.
по ст. 9 (бесплатное лекарственное обеспечение)
а) амб. 176 тыс. руб. х 222 чел. = 39072 тыс. руб.
б) стац. 420 тыс. руб. х 222 чел. х 2 = 186480 тыс. руб.
по ст.10 (бесплатное зубопротезирование)
320 тыс. руб. х 222 чел. х 0.5 = 35520 тыс. руб.
по ст. 12 (санаторно-курортное лечение с проездом)
3600 тыс. руб. х 222 чел. х 0,5 = 399600 тыс. руб.
по ст. 16 (50% надбавка к исчисленной пенсии)
120 тыс. руб. х 12 мес. х 222 чел.= 319680 тыс. руб.
по ст. 18 а) возмещение вреда
250 тыс. руб. х 222 чел. х 12 мес. = 666000 тыс. руб.
б) квартплата и коммунальные услуги
100 тыс. руб. х 0,5 х 12 мес. х 222 чел. = 133200 тыс. руб.
в) телефон (устан.)
3000 тыс. руб. х 0,5 х 20 чел. в год = 30000 тыс. руб.
г) польз. телеф. и радио
20 тыс. руб. х 0,5 х 12 х 222 чел. = 26640 тыс. руб.
д) налог на имущ. (жилье) и зем. налог
50 тыс. руб. х 0,5 х 222 чел. = 5550 тыс. руб.
________________________
Итого: 1937202 тыс. руб.
Граждане, проживающие в зоне защитных мероприятий
(1000 чел., из них 150 детей)
по ст. 8 а) обследование на месте (по спецпрограмме)
500 тыс. руб. х 1000 чел. = 500000 тыс. руб.
б) обследование в специализированных клиниках (с проездом)
2600 тыс. руб. х 1000 чел. х 0,1 = 260000 тыс. руб.
по ст. 9 (бесплатное лекарственное обеспечение)
взрослые
а) амб. 176 тыс. руб. х 850 чел. = 149600 тыс. руб.
б) стац. 420 тыс. руб. х 850 чел. = 357000 тыс. руб.
дети
а) амб. 132 тыс. руб. х 150 чел. = 19800 тыс. руб.
б) стац. 504 тыс. руб. х 150 чел. = 75600 тыс. руб.
по ст. 10 (бесплатное зубопротезирование)
320 тыс. руб. х 0,5 х 850 чел. = 136000 тыс. руб.
по ст. 19 (льготы детям)
а) оплата путевки в оздоровительное учреждение
1000 тыс. руб. х 0,9 х 150 чел. х 0,5 = 67500 тыс. руб.
б) оплата пуетвки в санаторий с проездом
3000 тыс. руб. х 0,9 х 150 чел. х 0,5 = 202500 тыс. руб.
________________________
Итого: 1768000 тыс. руб.
Дети, рожденные от родителей, занятых на работах с химическим оружием
(2000 чел.)
по ст. 8 а) обследование на месте (по спецпрограмме)
500 тыс. руб. х 2000 чел. = 1000000 тыс. руб.
б) обследование в специализированных клиниках (с проездом)
2600 тыс. руб. х 2000 чел. х 0,05 = 260000 тыс. руб.
по ст. 9 (бесплатное лекарственное обеспечение)
а) амб. 132 тыс. руб. х 2000 чел. = 264000 тыс. руб.
б) стац. 504 тыс. руб. х 2000 чел. = 1008000 тыс. руб.
по ст. 20 (льготы детям)
а) оплата путевки в оздоровительное учреждение
1000 тыс. руб. х 0,9 х 2000 чел. х 0,25 = 450000 тыс. руб.
б) оплата путевки в санаторий с проездом
3000 тыс. руб. х 0,9 х 2000 чел. х 0,5 = 2700000 тыс. руб.
________________________
Итого: 5682000 тыс. руб.
Всего по Чувашской Республике - 19174402 тыс. руб.
Для финансово-экономического обоснования по другим регионам, связанным с бывшим производством, испытанием, хранением ХО, химическим разоружением, с ликвидацией бывших объектов производства, испытания, хранения ХО, субъекты Федерации должны представить финансово-экономическое обоснование с учетом специфики региона.
Ожидаемые социально-экономические последствия принятия
данного законопроекта
Принятие данного Федерального закона позволит обеспечить необходимый уровень социальной защиты граждан и снизить социальную напряженность в ряде регионов Российской Федерации при решении проблем химического разоружения.
Председатель
Государственного Совета
Чувашской Республики |
В.Шурчанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.