Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 97801843-2 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об акцизах"
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров" Правительством Российской Федерации 1 апреля 1996 года было принято постановление за N 479 "Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза за нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в федеральный бюджет", которым в целях компенсации потерь федерального бюджета в связи с отменой экспортных пошлин на нефть предусматривалось увеличение средневзвешенной ставки акциза на нефть с 1 апреля 1996 г. до 55 тыс. рублей, а с 1 июля 1996 г. до 70 тыс. рублей на 1 тонну, введение сбора на перекачку, перевалку и налив нефти в размере 3,8 рубля за ткм и сбора за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства в среднем в размере 12 рублей за 1 кВт.ч электроэнергии, с зачислением сумм сборов в доход федерального бюджета.
При рассмотрении расчетов по акцизам на нефть, включая газовый конденсат, на Согласительной комиссии по уточнению основных характеристик федерального бюджета на 1997 год была уменьшена средневзвешенная ставка до 55000 рублей за 1 тонну и увеличена собираемость акциза до 100 % без изменения суммы акциза в расчете на год.
Однако, в течение первого квартала 1997 года такая собираемость акциза не была обеспечена. По данным отчета Главного управления федерального казначейства фактические поступления акциза на нефть составили 3939,7 млрд. рублей при плане 4216,7 млрд. рублей.
Затем Федеральный закон Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об акцизах" от 10 января 1997 г. N 12-ФЗ с 21 января 1997 г. установил средневзвешенную ставку акциза на нефть, включая газовый конденсат, в размере 55 тыс. рублей за 1 тонну, а также отменил ежемесячную индексацию ставок в соответствии с изменением курса рубля по отношению к доллару США за предыдущий месяц.
Таким образом, фактически принятым законом был снижен уровень налогообложения нефтяной отрасли. В тоже время в 1 квартале 1997 г. цены на нефть лидировали по темпам роста и существенно (в 1,5 раза опережали рост цен в экономике.
Размеры дифференцированных ставок сбора за реализуемую электроэнергию по территориальным акционерным обществам энергетики и электрофикации Правительством Российской Федерации утверждены не были. В связи с этим сбор указанных средств в федеральный бюджет нормативными документами определен не был и в 1996 году и в текущем году не осуществлялся. Кроме того, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 1 апреля 1997 г. N 6-П по делу о соответствии Конституции Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. N 479 внесен в Правительство Российской Федерации соответствующий проект постановления об отмене сбора.
Прогноз поступления сбора за перекачку, перевалку и налив нефти в расчете на 1997 год ожидается в сумме 1875,2 млрд. рублей. Однако, учитывая названное решение Конституционного Суда Российской Федерации, поступление данного сбора в бюджет вряд ли состоится.
Иными словами, принятые в апреле 1996 г. меры по компенсации потерь федерального бюджета в связи с отменой вывозных таможенных пошлин либо в настоящее время не работают, либо действовали непродолжительное время.
В этих условиях увеличение ставки акциза на нефть, включая газовый конденсат, с 55 тыс. рубл. до 70 тыс. рублей могло бы частично компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета за счет восстановления ранее существовавшего уровня налогообложения нефтяного сектора.
Принятие этого решения наиболее актуально в связи с введением рассматриваемого режима секвестра.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.