Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе: председательствующего судьи Семченко А.В.,
судей Дегтеревой О.В, Рачиной К.А,
при секретаре Иосебашвили Э.Х,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В,
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Военного комиссариата Московской области на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2019 года, которым постановлено:
Признать незаконным решение заместителя начальника ЦСО Военного комиссариата Московской области от 13 апреля 2018 года об отказе в назначении ежемесячной компенсации.
Признать за несовершеннолетним Александровым Р.Е. право на получение ежемесячной денежной компенсации как члену семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, предусмотренной частью 9 статьи 3 ФЗ от 07.11.2011 г. N 306 - ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".
Взыскать с Военного комиссариата Московской области в пользу несовершеннолетнего Александрова Р.Е. недополученную сумму ежемесячной компенсации за период с 28 августа 2017 года по 15 января 2018 года.
Обязать Военный комиссариат Московской области назначить и выплачивать несовершеннолетнему Александрову Р.Е. ежемесячную денежную компенсацию на основании части 9 статьи 3 ФЗ от 07.11.2011 года N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", с 16 января 2018 года.
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Балашихинского гарнизона в интересах Александрова Р.Е. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Московской области, в котором с учетом уточнений просил суд признать незаконным решение заместителя начальника Центра социального обеспечения военного комиссариата Московской области от 13.04.2018 N ЦСО/1390 об отказе в назначении несовершеннолетнему А лександрову Р.Е. ежемесячной денежной компенсации как члену семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11. 2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и признать за несовершеннолетним А лександровым Р.Е. право на получение ежемесячной денежной компенсации как члену семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, взыскать с ФКУ "Военный комиссариат Московской области" в пользу несовершеннолетнего А лександрова Р.Е. недополученную сумму ежемесячной денежной компенсации за период с момента наступления смерти А лександрова Е.В, то есть с 28.08.2017 г, назначить и выплачивать ежемесячную денежную компенсацию как члену семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, предусмотренной частью 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" с даты поступления заявления.
Заявленные требования истец мотивировал тем, что проведенной прокурорской проверкой исполнения должностными лицами Военного комиссариата Московской области законодательства в сфере социального обеспечения установлено, что Александрову Р.Е, 24.12.2004 года рождения, в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семей" 01.09.2017г. назначена и с 28.11.2017г. выплачивается пенсия по случаю потери кормильца - Александрова Е.В, ***** года рождения. В период с 01.08.2000 г..по 28.08.2017 г..Александров Е.В, умерший ****г, проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, являлся супругом Александровой В.В, отцом несовершеннолетнего Александрова Р.Е. Приказом командира в/части **** от 07.09.2017 N34 старший инженер - испытатель испытательного отдела (приема и обработки ТМИ, подготовки исходных данных, расчета данных оповещения) испытательного центра (информационно-аналитического обеспечения управления космических комплексов, космических систем, запусков РКН и пусков МБР) в/части 32103 майор Александров Е.В. с 28.08.2017 исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и снят со всех видов обеспечения в связи со смертью, которая наступила в период прохождения военной службы, при исполнении обязанностей военной службы.
Согласно заключению военно-врачебной комиссии филиала N 1 ФГКУ Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации от 20.03.2018 N2/5/29 заболевание Александрова Е.В, приведшее к его смерти ****, получено им в период военной службы. 26 декабря 2017 года Александрова В.В. обратилась через военный комиссариат городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области в военный комиссариат Московской области с заявлением о назначении ее несовершеннолетнему сыну ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306- ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в связи со смертью военнослужащего супруга, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, которое поступило в Военный комиссариат Московской области 16.01.2018 г..14 февраля 2018 г..за исх. N ЦСО/526 начальником Центра социального обеспечения Военного комиссариата Московской области Лазаревым А.А. на указанное Заявление дан ответ о том, что для решения вопроса о назначении Александрову Р.Е. ежемесячной денежной компенсации пенсионное (личное) дело Александрова Е.В. направлено в ФГКУ "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации. 13 апреля 2018 г..заместителем начальника Центра социального обеспечения Иванниковым О.Н. принято решение от 13.04.2018 N ЦСО/1390 об отказе Александровой В.В. в назначении указанной выплаты несовершеннолетнему сыну в соответствии с частями 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 г..N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат". В ходе проверки Центром социального обеспечения представлены сведения о том, что Александровой В.В. отказано по мотиву отсутствия заключения военно - врачебной комиссии о причинной связи заболевания Александрова Е.В, приведшего к его смерти, с исполнением обязанностей военной службы.
Полагает незаконными приведенные доводы о том, что Александров Р.Е. не имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306-ФЗ со ссылкой на отсутствие причинно - следственной связи между исполнением обязанностей военной службы и наступившей смертью Александрова Е.В.
Представитель истца - Военный прокурор Балашихинского гарнизона в судебное заседание явился, исковые требования с учетом уточнений поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Н елюбина А.Н. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала по доводам письменных возражений.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просит отменить представитель ответчика.
Представитель Александрова Р.Е. - Александрова В.В. на заседание судебной коллегии не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, письменно просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, в соответствии со ст.167 ГПК РФ судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения представителя ответчика по доверенности Нелюбиной А.Н, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя истца - Военного прокурора Балашихинского гарнизона Белова В.Д, поддержавшего доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в соответствии с положениями частью 9 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 N306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", несовершеннолетний Александров Р.Е. имеет право на выплату ежемесячной денежной компенсации, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что действия прокурора направлены на восстановление прав истца в сфере пенсионного обеспечения, то есть гарантированных государством социальных обязательств, и правильно удовлетворены судом.
Так, Согласно ч. 9-11 ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, каждому члену его семьи выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида I группы, на количество членов семьи (включая погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, проходившего военные сборы). Указанная компенсация выплачивается также членам семьи военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы и в установленном законом порядке признанных безвестно отсутствующими или объявленных умершими. При этом категории военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, пропавших без вести при исполнении ими обязанностей военной службы, члены семей которых имеют право на получение ежемесячной денежной компенсации, определяются Правительством Российской Федерации.
Каждому члену семьи инвалида вследствие военной травмы в случае его смерти (гибели) выплачивается ежемесячная денежная компенсация, которая рассчитывается путем деления ежемесячной денежной компенсации, установленной частью 13 настоящей статьи для инвалида соответствующей группы, на количество членов семьи (включая умершего (погибшего) инвалида).
Членами семьи военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы, имеющими право на получение единовременного пособия, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, и ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9 и 10 настоящей статьи, независимо от нахождения на иждивении погибшего (умершего, пропавшего без вести) кормильца или трудоспособности считаются:
1) супруга (супруг), состоящая (состоящий) на день гибели (смерти, признания безвестно отсутствующим или объявления умершим) военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы в зарегистрированном браке с ним. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеет супруга (супруг), не вступившая (не вступивший) в повторный брак, достигшая возраста 50 лет (достигший возраста 55 лет) или являющаяся (являющийся) инвалидом;
2) родители военнослужащего, гражданина, призванного на военные сборы, или инвалида вследствие военной травмы. При этом право на ежемесячную денежную компенсацию, установленную частями 9 и 10 настоящей статьи, имеют родители, достигшие возраста 50 и 55 лет (соответственно женщина и мужчина) или являющиеся инвалидами;
3) дети, не достигшие возраста 18 лет, или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения, - до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
Из содержания ч. 9 ст. 3 Федерального закона N 306-ФЗ следует, что гибель (смерть) военнослужащего признается основанием для выплаты членам его семьи ежемесячных платежей в двух имеющих самостоятельное значение случаях: если она наступила при исполнении им обязанностей военной службы, либо вследствие военной травмы до истечения одного года со дня увольнения с военной службы.
Пунктом 1 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ определен перечень случаев, когда военнослужащий признается исполняющим обязанности военной службы.
Так, в соответствии с подп. "б" и "з" данного пункта военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случаях исполнения должностных обязанностей, нахождения на лечении, следования к месту лечения и обратно.
В п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ приводится исчерпывающий перечень случаев, когда военнослужащий не признается погибшим (умершим), получившим увечье (ранение, травму, контузию) или заболевание при исполнении обязанностей воинской службы. К ним отнесены случаи: а) самовольного нахождения вне расположения воинской части или установленного за пределами воинской части места военной службы, за исключением случаев, предусмотренных подп. "л,м,н,о,п,р" (нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен), в положении заложника или интернированного; безвестного отсутствия - до признания военнослужащего в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; защиты жизни, здоровья, чести и достоинства личности; оказания помощи органам внутренних дел, другим правоохранительным органам по защите прав и свобод человека и гражданина, охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности; участия в предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; совершения иных действий, признанных судом совершенными в интересах личности, общества и государства); б) добровольного приведения себя в состояние опьянения; в) совершения им деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным.
В п. 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что исходя из положений ч. 8 и 9 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" в случае гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие военной травмы, членам его семьи выплачиваются установленные этим законом пособия и компенсации. Разрешая споры, связанные с предоставлением членам семьи указанных лиц социальных гарантий и компенсаций, судам следует проверять, наступила ли гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, принимая во внимание то, что при обстоятельствах, перечисленных в п. 2 ст. 37 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (например, совершение ими деяния, признанного в установленном порядке общественно опасным), военнослужащие или граждане, призванные на военные сборы, не признаются погибшими (умершими), получившими увечье или заболевание при исполнении обязанностей военной службы.
Аналогичные положения содержатся в Правилах выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной ч.ч. 9, 10, 13 ст. 3 Федерального закона, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 г. N 142.
При этом, согласно пп. "б" п. 4 указанных Правил, в целях назначения выплат члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего также предоставляют копию документа, подтверждающего гибель (смерть) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, при исполнении ими обязанностей военной службы, либо копия заключения военно-врачебной комиссии, подтверждающего, что смерть военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, наступила вследствие военной травмы.
Таким образом, из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что для решения вопроса о выплате членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего ежемесячных платежей в связи с его гибелью (смертью) при исполнении обязанностей военной службы доказательствами, подтверждающими гибель (смерть) военнослужащего при исполнении им обязанностей военной службы, являются соответствующие документы, в том числе справка, составленная уполномоченным должностным лицом на основании рапорта по факту гибели (смерти) военнослужащего или материалов административного расследования, расследования, проводимого органами дознания (следствия), вынесенных судебных решений, о том, что военнослужащий погиб (умер) при исполнении обязанностей военной службы, заключение военно-врачебной комиссии о причинной связи заболевания, приведшего к смерти военнослужащего, с исполнением им обязанностей военной службы предоставляется для подтверждения смерти военнослужащего вследствие военной травмы (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017 г.)
Судом при рассмотрении дела установлено и подтверждается материалами дела, Александров Е.В. являлся супругом Александровой В.В. и отцом несовершеннолетнего Александрова Р.Е, проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации в период с 01 августа 2000 года по 28 августа 2017 года.
*** 2017 года Александров Е.В. умер, что подтверждается свидетельством о смерти, выданным 29.08.2017 года Краснознаменским отделом ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области, выпиской из протокола патологоанатомического вскрытия N 9 от ****2017 г, выданной ФГБУ "3 ЦВКГ им. А.А. Вишневского" МО РФ.
В заключении военно-врачебной комиссии от 20 марта 2018 года N2/5/29 указано, что заболевание майора Александрова Е.В. "*********" получено в период военной службы.
Согласно приказа командира в/части **** от 07.09.2017г. N34 старший инженер - испытатель испытательного отдела (приема и обработки ТМИ, подготовки исходных данных, расчета данных оповещения) испытательного центра (информационно-аналитического обеспечения управления космических комплексов, космических систем, запусков РКН и пусков МБР) в/части 32103 майор Александров Е.В. с 28.08.2017 исключен из списков личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и снят со всех видов обеспечения в связи со смертью, которая наступила в период прохождения военной службы, при исполнении обязанностей военной службы.
26 декабря 2017 года Александрова В.В. обратилась через Военный комиссариат городов Одинцово, Звенигород, Краснознаменск и Одинцовского района Московской области в военный комиссариат Московской области с заявлением о назначении несовершеннолетнему сыну Александрову Р.Е. ежемесячной денежной компенсации, предусмотренной ч. 9 ст. 3 Федерального закона от 07.11.2011 N 306- ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в связи со смертью военнослужащего супруга, наступившей при исполнении им обязанностей военной службы, которое поступило в военный комиссариат Московской области 16.01.2018 г.
14 февраля 2018 г. за исх. N ЦСО/526 начальником Центра социального обеспечения Военного комиссариата Московской области пенсионное (личное) дело Александрова Е.В. направлено в ФГКУ "Главный центр военно-врачебной экспертизы" Министерства обороны Российской Федерации.
13 апреля 2018 г. заместителем начальника Центра социального обеспечения Иванниковым О.Н. принято решение от 13.04.2018 N ЦСО/1390 об отказе Александровой В.В. в назначении указанной выплаты несовершеннолетнему сыну Александрову Р.Е. в соответствии с частями 9, 10 и 13 ст. 3 Федерального закона от 07 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", по мотиву отсутствия заключения военно - врачебной комиссии о причинной связи заболевания Александрова Е.В, приведшего к его смерти, с исполнением обязанностей военной службы.
Установив вышеуказанные обстоятельства по делу, руководствуясь вышеназванными положениями закона и разъяснениями, суд пришел к правильному выводу, что отказ Военного комиссариата Московской области в назначении и выплате несовершеннолетнему Александрову Р.Е. ежемесячных выплат, как члену семьи погибшего военнослужащего Александрова Е.В, не может быть признан законным и обоснованным.
Обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. 37 Федерального закона N 53-ФЗ, исключающих возможность признания Александрова Е.В. умерше го при исполнении обязанностей военной службы, судом не установлено, поскольку смерть Александрова Е.В. произошла в военном госпитале, суд правомерно пришел к выводу, что смерть наступила при исполнении обязанностей военной службы.
С учетом изложенного, суд удовлетворил требования в интересах несовершеннолетнего Александрова Р.Е. в части обязания Военного комиссариата Московской области назначить ежемесячную денежную компенсацию, начиная с 16.01. 2018 г. и взыскания задолженности по выплате ежемесячных платежей за период с 28.08.2017 г. по 15.01.2018 г.
Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение для дела. Выводы суда основаны на полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств дела, установленных по результатам надлежащей правовой оценки представленных доказательств, они подтверждаются материалами дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе об исключительной компетенции установления причинной связи смерти военнослужащего с военной травмой (исполнением обязанностей военной службы) медицинских специалистов и военно-врачебной комиссии, и отсутствии у истца права на получение выплат, основаны на неправильном толковании и применении положений Федеральных законов от 07.11.2011 N306-ФЗ, правовых позиций, изложенных в судебных актах Конституционного Суда РФ (Постановление от 19.05.2014 N 15-П) и Верховного Суда РФ (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 5 (2017), утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017), а также на иной оценке собранных по делу доказательств об обстоятельствах смерти военнослужащего Александрова Е.В.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определилюридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены судом верно, а доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, к отмене судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 19 февраля 2019 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.