Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Пильгуна А.С.,
Судей Грибовой Е.Н, Раскатовой Н.Н,
при секретаре Волковой М.А,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. дело по апелляционной жалобе Леонова С.В. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 мая 2019 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Леонова С.В. к ДГИ г.Москвы о признании отказа незаконным, обязании поставить на учет, предоставить жилье вне очереди,- отказать.
УСТАНОВИЛА:
Леонов С.В. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, с предоставлением жилого помещения вне очереди.
Требования мотивированы тем, что истец зарегистрирован и проживает по адресу: ***, является инвалидом 2 группы, имеет хроническое психическое заболевание, при наличии которого имеет право на отдельное жилое помещение. Кроме него в квартире зарегистрированы Карякина Н.С, Карякин С.В, с которым истец ведет отдельное хозяйство.
Истец обратился с заявлением о признании его нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Уведомлением от 09.11.2018 N*** ДГИ г.Москвы было принято решение об отказе истцу в предоставлении государственной услуги.
Не согласившись с отказом, истец обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Истец Леонов С.В. в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика ДГИ г.Москвы по доверенности Алексанян А.А. в судебное заседание явилась, просила отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку истец не подпадает под действие норм закона, позволяющих ему получить жилое помещение, поддержала доводы возражений на иск.
Третьи лица Карякина Н.С, Карякин С.В, ГБУ МФЦ г.Москвы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Леонов С.В., ссылаясь на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права, нарушены нормы процессуального права.
В соответствии с положениями ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, выслушав Леонова С.В, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ДГИ г.Москвы Шевкину А.В, возражавшую против отмены решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено, что заявитель Леонов С.В, проживающий по адресу: ***, обратился с запросом (заявлением) о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Истец зарегистрирован по месту жительства в составе семьи из трех человек (Леонов С.В, Карякина Н.С, Карякин С.В.) по адресу: *** где на основании договора социального найма жилого помещения от 02.09.2010 N ***занимает трехкомнатную квартиру площадью жилого помещения 64,7 кв. м.
Уведомлением от 09.11.2018 г. истцу отказано в предоставлении государственной услуги.
Разрешая спор, суд исходил из того, что предоставление государственной услуги осуществляется ДГИ г.Москвы в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги города Москвы "Рассмотрение запроса (заявления) о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением Правительства Москвы от 08.08.2017 519-ПП "О внесении изменений в правовые акты города Москвы и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) города Москвы".
Жители города Москвы подлежат постановке на жилищный учет, если, в том числе, все члены семьи проживают в городе Москве на законных основаниях не менее 10 лет, занимают жилое помещение, в котором размер площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет менее учетной нормы, при этом учитываются все жилые помещения, имеющиеся на праве пользования или в собственности у всех членов семьи, а также если они не совершали в течение пяти лет действий, повлекших ухудшение жилищных условий и признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы (ст. ст. 7, 8, 10 Закона N 29).
Членами семьи заявителя являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от их места жительства, лиц, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в одном жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем (ч. 2 ст. 1 Закона N29).
Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования, либо правом собственности, и делится на количество членов семьи.
Судом установлено, что размер площади жилого помещения на праве пользования, приходящейся на каждого члена семьи заявителя, составляет 21,57 кв. м, что составляет более учетной нормы и не соответствует установленным ст. 8 Закона г.Москвы N 29 "Об обеспечении жителей города Москвы на жилые помещения" основаниям признания жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.
Учитывая, что совокупный размер всех жилых помещений, находящихся в пользовании и в собственности истца и членов его семьи составил более учетной нормы - 10 кв.м, истец обеспечен жилыми помещениями по установленной норме, ДГИ г.Москвы обосновано было принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги.
Суд дал оценку доводам истца о том, что он и проживающие в квартире Карякины являются отдельными семьями, что установлено решением Чертановского районного суда г.Москвы от 11.02.2014 г, придя к правильному выводу о несостоятельности данных доводов.
С 28.09.2008 порядок учета в целях реализации городских жилищных программ граждан определен Постановлением Правительства Москвы от 09.09.2008 N 815-ПП.
Согласно п. 4.4. данного Порядка (в редакции действующей на момент рассмотрения заявления) определено, что критерием, определяющим единицу учета, является адрес жилого помещения (комнаты в коммунальной квартире, квартиры или индивидуального жилого дома). Все граждане, подавшие заявление о постановке на учет и проживающие по месту жительства на законных основаниях в данном жилом помещении, включаются в одно учетное дело. В этом учетном деле также должна содержаться информация об иных гражданах, проживающих по месту жительства в данном жилом помещении на законных основаниях.
Пунктом 4.6. установлено, что на каждую единицу учета формируется одно учетное дело. Разделение учетных дел не производится.
Это также не дает возможность принимать на учет нуждающихся в жилых помещениях лишь части граждан, зарегистрированных по данному адресу по месту жительства.
Судом учтено, что не включение части граждан, постоянно проживающих в жилом помещении, несмотря на их временное отсутствие, в число принимаемых на учет, ведет к созданию неприемлемой ситуации, когда не может быть проверено соответствие требованиям п. 5 ст. 7 Закона (малоимущность) в соответствии с Законом г.Москвы N7 от 25.01.2006 "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях"; при улучшении в установленном порядке жилищных условий граждан, состоящих на учете нуждающихся, будут автоматически улучшаться жилищные условия и тех граждан, не состоящих на данном учете.
Определяющим критерием для отнесения гражданина к числу членов семьи в рамках Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона является регистрация в жилом помещении по месту жительства. Отсутствие между гражданами, зарегистрированными в одном жилом помещении, семейных правоотношений, не является основанием для реализации гражданами жилищных прав в качестве отдельных семей.
Ч. 2 ст. 1 вышеуказанного Закона г.Москвы, определено понятие члена семьи заявителя, разных семей. В квартире, занятой несколькими семьями, граждане, считающие себя разными семьями, проживают на основании отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования, заключенных с городом Москвой в установленном порядке, в отношении отдельных жилых помещений в квартире (комнат) или на основании права собственности на отдельные жилые помещения в квартире (комнаты).
Согласно ст. ст. 15, 16 ЖК РФ, жилым помещением (жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната) признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом, то есть самостоятельным объектом права, и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам).
Поскольку истец и зарегистрированные в спорном жилом помещении занимают одно жилое помещение, отдельных договоров социального найма, найма, безвозмездного пользования в отношении занимаемого жилого помещения с истцом, Карякиной Н.С, Карякиным С.В. не заключалось, суд пришел к верному выводу о том, что указанные лица являются членами одной семьи.
Судом правильно учтено, что из решения Чертановского районного суда г. Москвы от 11.02.2014 г. данные обстоятельства также не усматриваются, поскольку указанным решением определены лишь доли по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Статьей 17 Закона города Москвы N 29 от 14.06.2006 года "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" определено, что жители города Москвы, принятые на жилищный учет, имеют право на предоставление в пользование, приобретение в собственность жилых помещений с помощью города Москвы в порядке очередности в соответствии с поданным заявлением о форме обеспечения, исходя из времени принятия их на жилищный учет, за исключением категорий граждан, установленных настоящим Законом.
Пунктом 2 указанной нормы определено, что вне очереди жилые помещения предоставляются жителям города Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в приложении 2.1 к настоящему Закону, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями.
При этом суд принял во внимание, что Леонов С.В. на жилищном учете в городе Москве не состоит.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 12.04.2011 N 551-0-0, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Сама по себе статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в оспариваемой заявителем части, являясь по своему характеру отсылочной нормой, применяемой в системной взаимосвязи с иными положениями того же Федерального закона и нормами жилищного законодательства, не может рассматриваться как ограничивающая конституционные права заявителя.
Суд обоснованно учел, что тот факт, что Леонов С.В. является инвалидом 2 группы в связи с заболеванием не является безусловным основанием для удовлетворения иска.
Судебная коллегия, соглашается с выводами суда первой инстанции, считает их правильными и обоснованными.
В целом, доводы апелляционной жалобы аналогичны содержанию искового заявления, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, и не содержат предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, основаны на ошибочном толковании норм материального права, и сводятся к переоценке добытых судом доказательств, обстоятельств дела, установленных и исследованных судом, надлежащая оценка которым дана в решении суда, также не содержат обстоятельств, которые не были бы учтены судом первой инстанции при вынесении судебного решения и имели бы правовое значение для разрешения спора, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не опровергают их.
Суд первой инстанции правильно определилобстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, представленным сторонами доказательствам дал надлежащую оценку, что нашло отражение в мотивировочной части решения, спор разрешилв соответствии с материальным и процессуальным законом, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 22 мая 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Леонова С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.