Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича,
судей Р.Б. Михайловой, О.В. Гордеевой,
при секретаре Д.А. Михайлове,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе Комитета г. Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (в дальнейшем ? Москомстройинвест) на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года по делу по административному иску Н.А. Тарасовой к Москомстройинвесту об оспаривании решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены,
УСТАНОВИЛА:
Н.А. Тарасова обратилась в суд с административным иском к Москомстройинвесту, не соглашаясь с решением указанного органа государственной власти об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены.
По мнению административного истца, она представила документы, подтверждающие выполнение ей финансовых обязательств по приобретению объекта недвижимости.
Решением Пресненского районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года постановлено: Признать незаконным решение Москомстройинвеста от 27 апреля 2018 года N *** во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенного по адресу: *** Обязать Москомстройинвест устранить допущенные нарушения и включить Н.А. Тарасову в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенного по адресу: ***.
В апелляционной жалобе Москомстройинвеста ставится вопрос об отмене решения суда.
В заседании судебной коллегии представитель административного истца Н.А. Тарасовой по доверенности И.Б. Хуснутдинов просил решение суда оставить без изменения.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Москомстройинвеста, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя административного истца, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке: нарушение и неправильное применение норм материального права и норм процессуального права.
Согласно пункту 2 ст. 27 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (в дальнейшем ? Закон от 30 декабря 2004 года) данный нормативный акт распространяет своё действие на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Первоначальный текст Закона от 30 декабря 2004 года опубликован в "Российской газете" N292 от 31 декабря 2004 года, а потому в соответствии с его пунктом 1 статьи 27 Закон от 30 декабря 2004 года вступил в силу по истечении трёх месяцев после дня официального опубликования, то есть 1 апреля 2005 года.
В "Обзоре практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 4 декабря 2013 года) (ред. от 4 марта 2015 года) разъяснено, что в соответствии с частью 2 статьи 27 названного Федерального закона его действие распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после его вступления в силу ? начиная с 1 апреля 2005 года. Договоры участия в долевом строительстве таких домов (объектов недвижимости), заключенные в соответствии с данным Законом, подлежат государственной регистрации в силу части 3 его статьи 4 также начиная с указанной даты.
К отношениям, возникшим в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены до указанной даты, в целях приобретения в собственность жилого или нежилого помещения исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, применяются общие положения гражданского законодательства об обязательствах, возникающих из договора, положения об отдельных видах обязательств, а также законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей. Применительно к рассмотрению судами гражданских дел, возникающих из таких отношений, сохраняют свою силу правовые позиции, изложенные в Обобщении практики рассмотрения судами Российской Федерации дел по спорам между гражданами и организациями, привлекающими денежные средства граждан для строительства многоквартирных жилых домов (утверждено Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, опубликовано в "Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации", 2003, N2).
В соответствии с ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2004 года государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (ч. 4 названной статьи).
В целях реализации приведённых законоположений издан Приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Данным Приказом утверждены Правила ведения реестра таких граждан (Приложение N 2).
В соответствии с п. 4 приведённых Правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введённых на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключённой сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 Приложения N1 к настоящему Приказу.
Согласно указанному Приложению критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее ? Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются:
1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления;
2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину;
3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлёкшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключённым договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены);
4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства;
6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлёкшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими;
8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключённым с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлёкших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлёкшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Согласно пунктам 9, 10, 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Приложение N 2 к упомянутому Приказу), включение в реестр осуществляется на основании заявления (приложение к настоящим правилам) (п. 9).
Таким образом, Приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", о применении которого заявлено Н.А, Тарасовой принят во исполнение конкретных норм Закона от 30 декабря 2004 года, а потому он не может распространять своё действие на правоотношения, которые данным Законом не регулируются.
В частности, упомянутый Приказ не распространяется на те отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, ? до 1 апреля 2005 года, а равно на те отношения, которые не подпадают под действие Закона от 30 декабря 2004 года, являясь производными от него, например, сфера оказания потребителям разного рода посреднических услуг, оказываемых лицами, не имеющими права привлекать денежные средства участников долевого строительства в соответствии с настоящим Законом для строительства (создания) на специально отведенном земельном участке для целей строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, названных в п. 2 ст. 2 Закона от 30 декабря 2004 года.
Иными словами, основным критерием включения в реестр пострадавших граждан, по поводу которого возник спор, является возможность распространения на заключенный административными истцами договор положений Закона от 30 декабря 2004 года.
12 января 2017 года Н.А. Тарасова обратилась в Москомстройинвест с заявлением о включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены, в котором указала, что объектом долевого строительства, в которое она вложила свои денежные средства, является *** ООО "Меркурий", денежные средства привлекло ООО "ИСК Правильный выбор".
Возникновение правоотношений между указанными лицами, по мнению Н.А. Тарасовой, подтверждают договор соинвестирования от 20 июля 2010 года, заключенный ею с ООО "Меркурий и договор с ООО "ИСК Правильный выбор" от 2 июня 2008 года.
Согласно указанным договорам 2 июня 2008 года Н.А. Тарасова заключила с ООО "ИСК Правильный выбор" договор по оказанию посреднических услуг по приобретению прав на недвижимое имущество на объект недвижимости - двухкомнатную квартиру, площадью 73 кв.м, расположенную ***. Минимальная стоимость услуг по договору - *** рублей.
В соответствии с дополнением к указанному договору Н.А. Тарасова в тот же день оплатила сумму *** рублей.
2 июня 2008 года Н.А. Тарасова по платежному поручению перечислила по тому же договору ООО "ИСК Правильный выбор" сумму гарантийного взноса в размере *** рублей, а 9 декабря 2009 года - *** рублей.
18 декабря 2008 года Н.А. Тарасова заключила с той же организацией договор по оказанию услуг - по поиску наиболее перспективного объекта недвижимости в своих интересах, адрес которого в договоре не определен.
20 июля 2010 года между Н.А. Тарасовой и ООО "Меркурий" заключен договор строительства жилого комплекса, расположенного в ***.
По его условиям сделка не требовала государственной регистрации и была заключена в соответствии с Федеральным законом РФ от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
В п. 2.1 договора строительства от 20 июля 2010 года содержалась ссылка на инвестиционный контракт N *** от 29 августа 2005 года о застройке земельного участка, расположенного в *** являющегося собственностью Российской Федерации и находящегося в пользовании Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 4.1 договора строительства стороны определили, что на дату его заключения объем соинвестиций Н.А. Тарасовой составил *** рублей, которые она должна оплатить в течение 5 банковских дней с момента подписания договора.
21 июля 2010 года был составлен Акт о выполнении финансовых поручений, согласно которому Н.А. Тарасова перечислила ООО "Меркурий" денежные средства по договору N *** от 20 июля 2010 года в размере *** рублей.
Постановлением следователя 1 отдела СЧ по РОПД СУ УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве от 15 апреля 2014 года Н.А. Тарасова признана потерпевшей в результате хищения мошенническим путем денежных средств сотрудниками ООО "ИСК Правильный выбор" и ООО "Меркурий".
Решением Москомстройинвеста от 20 января 2017 года Н.А. Тарасовой было отказано во включении в реестр, поскольку не представлено документов, подтверждающих оплату денежных средств по договору соинвестирования. Кроме того, Н.А. Тарасовой не представлен полный пакет документов, она не отвечает критериям включения в реестр
Это решение признано незаконным Пресненским районным судом г. Москвы по административному делу N2а-239/17.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 6 декабря 2017 года на Москомстройинвест возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Н.А. Тарасовой от 12 января 2017 года.
27 апреля 2018 года Москомстройинвест повторно рассмотрел указанное заявление Н.А. Тарасовой от 12 января 2017 года, в соответствии с указаниями судебной коллегии, применяя положения Приказа Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены", действовавшего на момент первоначального обращения Н.А. Тарасовой, и принял решение об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту долевого строительства, расположенного по адресу: ***.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что Н.А. Тарасова заключила договор соинвестирования, после чего обязательства по договорам не были выполнены. Кроме того, суд полагал, что Н.А. Тарасова соответствует критериям, установленных подпунктам 3, 5, 6 пункта 2 Приложения N 2 к Приказу Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о включении в Реестр, поскольку они не мотивированы и не подтверждены доказательствами, а иные имеющиеся в деле доказательства не получили оценки в решении по правилам ст. 84 КАС РФ.
Так, установив, что обязательства по договору соинвестирования не выполнены, суд не принял во внимание, что Н.А. Тарасовой заключен договор об оказании посреднических услуг по приобретению прав на объект недвижимости с рассрочкой платежа.
Предметом указанного договора явилось не участие в строительстве многоквартирных домов, а оказание услуг по поиску наиболее перспективного объекта инвестирования долевого строительства или организации процедуры оформления не только инвестиционного, но и иного договора.
Договор не прошел государственную регистрацию в порядке, предусмотренном Законом от 30 декабря 2004 года, а услуга по привлечению денежных средств заявителя оказана лицом, не являющимся участником правоотношений, регулируемых Законом от 30 декабря 2004 года.
При этом разрешение на строительство дома не выдавалось, земельный участок находиться в федеральной собственности и занят жилыми домами военного городка.
В административном иске Н.А. Тарасовой не приведены обстоятельства, подтверждающие заключение основного инвестиционного контракта на строительство жилого дома по указанному выше адресу.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что на заключённый административным истцом с ООО "ИСК Правильный выбор" договор в сфере оказания услуг не распространяется Закон от 30 декабря 2004 года и принятый в его исполнение Приказ Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Согласно п. 14 названных Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются:
1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших;
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил;
3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения;
4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N25, ст. 3070; 2011, N49, ст. 7040);
5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей.
На основании изложенного судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение принято в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюдён, основания для принятия оспариваемого решения имелись, его содержание соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, Н.А. Тарасова не доказала факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов, защищаемых Законом от 30 декабря 2004 года и принятым в его исполнение Приказом Министерства регионального развития РФ от 20 сентября 2013 г. N403 "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены".
Допущенные судом первой инстанции нарушения норм материального права являются существенными, повлекли принятие незаконного решения, которое подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об отказе удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пресненского районного суда г. Москвы от 25 октября 2018 года отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска Н.А. Тарасовой к Москомстройинвесту об оспаривании решения об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома на территории г. Москвы и чьи права нарушены
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.