Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Курчатовский" Бабича Н.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N151 района Щукино города Москвы от 24 января 2019 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 25 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N151 района Щукино города Москвы от 24 января 2019 года общество с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Курчатовский" (далее - ООО УО "Курчатовский", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.
Решением судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 25 февраля 2019 года указанное постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО УО "Курчатовский" Бабича Н.А. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе генеральный директор ООО УО "Курчатовский" Бабич Н.А. просит об отмене названных судебных актов и прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ссылается на то, что все доказательства, полученные в ходе проведения проверки, являются недопустимыми, так как она проведена с нарушением требований закона: Общество не было уведомлено о времени её проведения, представитель ООО УО "Курчатовский" не присутствовал при осмотре домов; протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, предусмотренный ст. 27.8 КоАП РФ, не составлялся; в подъездах части домов на момент проверки проводился капитальный ремонт; указанные в протоколе недостатки носят текущий характер, для их устранения необходимо предоставление времени; административным органом не было установлено, что в предельные сроки данные недостатки не были устранены; назначенное Обществу наказание является чрезмерно суровым, имеются основания для применения ст. 4.1.1 КоАП РФ или назначения наказания ниже низшего предела, установленного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, нахожу постановление мирового судьи и решение судьи районного суда законными и обоснованными.
Административная ответственность по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ наступает за о существление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
В силу ч. 1 ст. 8 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Подпункты "а" и "б" п. 3 Положения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года N 1110, к лицензионным требованиям относит соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ (при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несёт ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьёй 157.2 ЖК РФ, за обеспечение готовности инженерных систем) и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой по данному договору одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений и т.д.) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнить работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает, в том числе и соблюдение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда).
Согласно материалам дела, 19 ноября 2018 года в ходе систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований, проведённого должностным лицом Государственной жилищной инспекцией города Москвы (далее - Мосжилинспекция) на основании плана-графика, утверждённого начальником Жилищной инспекции по СЗАО г. Москвы 14 февраля 2018 года, и обращения главы Управы района Щукино города Москвы от 24 октября 2018 года N ****, при осмотре многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Москва, ул. Гамалеи, д. 10, д. 6, ул. Маршала Василевского, д. 3, к. 1, д. 5, к. 1, д. 1, к. 2, ул. Маршала Новикова, д. 5, д. 7, установлено, что ООО УО "Курчатовский", осуществляющее функции по управлению указанными многоквартирными домами на основании лицензии N *** от 20.03.2015 г. и договоров управления многоквартирными домами, нарушило лицензионные требования: не обеспечило соблюдение пп. 3.4.5, 5.6.2, 3.2.16, 3.2.2, 4.2.1.1, 3.2.11, 3.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, а именно:
- по адресу г. Москва, ул. Гамалеи, д. 10 :
не опечатан вход в подвальное помещение;
неисправны (отсутствует освещение) светильники под. 2 эт. 1,2;
захламлённость лестничной клетки бытовыми предметами эт. 1, под. 2 (что может создать угрозу жизни и здоровью граждан в случае наступления чрезвычайной ситуации);
неудовлетворительное (не выполнена уборка подъезда) санитарное состояние под. 2, эт. 1;
дефекты штукатурно-окрасочного слоя цокольной части здания в зоне под. 1-2.
- по адресу г. Москва, ул. Гамалеи, д. 6 :
неисправны (отсутствует освещение) светильники под. 1, эт. 3,4;
захламлённость лестничной клетки бытовыми предметами эт. 2, под. 1 (что может создать угрозу жизни и здоровью граждан в случае наступления чрезвычайной ситуации);
неудовлетворительное (не выполнена уборка) санитарное состояние под. 1, эт. 3, 4;
дефекты (отслоение) штукатурно-окрасочного слоя цокольной части здания в зоне под. 1.
- по адресу г. Москва, ул. Маршала Василевского, д. 1, к. 2 :
не опечатан вход в чердачное помещение;
захламлённость лестничной клетки бытовыми предметами эт. 3, под. 2 (что может создать угрозу жизни и здоровью граждан в случае наступления чрезвычайной ситуации);
дефекты (отслоение) штукатурно-окрасочного слоя стен подъезда 2, эт. 4;
неудовлетворение (не выполнена уборка) санитарное состояние под. 2, эт. 3;
неисправно (отсутствует) освещение эт. 1, под. 2;
дефекты (отслоение) штукатурно-окрасочного слоя цокольной части здания в зоне под. 1.
- по адресу г. Москва, ул. Маршала Василевского, д. 3, к. 1 :
не опечатан вход в подвальное помещение под. 2;
неисправно (местами отсутствует, открыты распаячные короба, не упорядочены электропровода) освещение на лестничных клетках под. 2, эт. 3;
отсутствует самозакрывающееся устройство на второй входной двери под. 2;
захламленность лестничной клетки бытовыми предметами и мусором эт. 3, под. 2 (что может создать угрозу жизни и здоровью граждан в случае наступления чрезвычайной ситуации);
дефекты (отслоение) штукатурно-окрасочного слоя стен на эт. 4, под. 2;
неудовлетворительное (не выполнена уборка) санитарное состояние под. 2, эт. 1,3,5;
дефекты (отслоение) штукатурно-окрасочного слоя цокольной части здания в зоне под. 1.
- по адресу г. Москва, ул. Маршала Василевского, д. 5, к. 1:
не опечатан вход в подвальное помещение в зоне под. 2;
неисправно (отсутствует) освещение на лестничных клетках под. 2 эт. 3,4;
захламленность (бытовыми предметами) лестничной клетки эт. 4 под. 2 (что может создать угрозу жизни и здоровью граждан в случае наступления чрезвычайной ситуации);
неудовлетворительное (не выполнена уборка) санитарное состояние под. 2, эт. 2,5;
- по адресу г. Москва, ул. Маршала Новикова, д. 5 :
не опечатан вход в подвальное помещение;
захламлённость (бытовыми предметами) лестничной клетки под.1, эт. 1 (что может создать угрозу жизни и здоровью граждан в случае наступления чрезвычайной ситуации);
дефекты (отслоение) штукатурно-окрасочного слоя стен под. 1, эт. 3;
неудовлетворительное (не выполнена влажная уборка) санитарное состояние под. 1, эт. 3;
неисправно (отсутствует) освещение эт. 1, под. 1;
дефекты (отслоение) штукатурно-окрасочного слоя цокольной части здания в зоне под. 1;
- по адресу г. Москва, ул. Маршала Новикова, д. 7 :
не опечатан вход в подвальное помещение;
неисправны (отсутствует освещение) светильники под. 2, эт. 4,2,1;
захламлённость (бытовыми предметами) лестничной клетки эт. 2, под. 2 (что может создать угрозу жизни и здоровью граждан в случае наступления чрезвычайной ситуации);
неудовлетворительное (не выполнена влажная уборка) санитарное состояние под. 2, эт. 4;
неисправно (отсутствует освещение) освещение эт. 1, под. 1;
дефекты (отслоение) штукатурно-окрасочного слоя цокольной части здания в зоне под. 2.
Действия ООО УО "Курчатовский" квалифицированы по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО УО "Курчатовский" административного правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; актами осмотра; фототаблицами; сообщением главы Управы района Щукино г. Москвы; копиями договоров управления многоквартирным домом; копией лицензии и другими доказательствами.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях (бездействии) ООО УО "Курчатовский" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что проверка Мосжилинспекции проведена с нарушением закона, являются несостоятельными.
На основании ч. 3 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учётом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи.
Постановлением Правительства Москвы от 21.01.2015 N 29-ПП утверждён Административный регламент исполнения Государственной жилищной инспекцией города Москвы государственной функции по осуществлению лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - Административный регламент), в соответствии с п. 1.4.1 и п. 1.4.4 которого исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Государственная функция осуществляется уполномоченными должностными лицами, помимо иных форм, в форме систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения лицензионных требований при осуществлении лицензиатом своей деятельности (п. 1.8 Административного регламента).
Основанием начала выполнения административной процедуры в форме систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований могут являться планы-графики, утверждаемые начальниками структурных подразделений Мосжилинспекции, поступление в Мосжилинспекцию обращений (заявлений) о фактах несоблюдения лицензионных требований (п. 3.5.1.4 и п. 3.5.1.5 Административного регламента).
В соответствии с п. 3.5.3.2 Административного регламента в ходе систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований уполномоченное должностное лицо Мосжилинспекции может осуществлять осмотр объекта жилищного фонда в целях его идентификации, определения работоспособности и технического состояния.
Систематическое наблюдение за исполнением лицензионных требований осуществляется без взаимодействия с проверяемыми лицами (п. 3.5.3.4 Административного регламента), то есть без их извещения и участия при наблюдении.
Согласно п. 3.5.3.5 Административного регламента в случае, если в ходе систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований выявляются нарушения при осуществлении лицензиатом лицензионных требований уполномоченные должностные лица Мосжиинспекции:
а) составляют акт осмотра по форме, утверждённой Мосжилинспекцией, в двух экземплярах в течение одного рабочего дня со дня завершения систематического наблюдения за исполнением лицензионных требований;
б) уведомляют при наличии состава административного правонарушения, предусмотренного законодательством об административных правонарушениях, представителя лица, в отношении которого проводится систематическое наблюдение, о составлении протокола об административном правонарушении и приглашают в Мосжилинспекцию для дачи объяснения.
При наличии нарушений лицензионных требований, указывающих на наличие состава административного правонарушения, выявленных в ходе систематического наблюдения, уполномоченные должностные лица Мосжилинспекции оформляют протокол об административном правонарушении (п. 3.6.3.4.).
Согласно материалам дела, нарушение ООО УО "Курчатовский" лицензионных требований выявлено должностным лицом Мосжилинспекции по результатам систематического наблюдения, проведённого на основании плана-графика, утверждённого начальником Жилищной инспекции по СЗАО г. Москвы 14 февраля 2018 года, и обращения главы Управы района Щукино города Москвы от 24 октября 2018 года N ****, в ходе осмотра многоквартирных жилых домов, в которых ООО УО "Курчатовский" осуществляет функции по управлению на основании лицензии N *** от 20.03.2015 г. и договоров управления.
По результатам выполнения указанной административной процедуры в установленном порядке 19 ноября 2018 года составлены акты осмотра, что согласуется с п. 3.5.4 Административного регламента.
Приведённые обстоятельства явились основанием для составления 28 ноября 2018 года должностным лицом Мосжилинспекции в отношении ООО УО "Курчатовский" протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вопреки утверждению заявителя, в отношении Общества не применялась мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренная ст. 27.8 КоАП РФ, в виде осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, в связи с чем основания для составления соответствующего протокола отсутствовали.
Ссылка заявителя на то, что в некоторых подъездах многоквартирных жилых домов на момент осмотра велись работы по капитальному ремонту, ничем объективно не подтверждена. Кроме того, выявленные нарушения относятся к текущему содержанию имущества многоквартирных домов и должны выявляться и устраняться управляющей организацией в процессе их ежедневного обслуживания.
Равным образом несостоятельным является довод жалобы о том, что Мосжилинспекцией не установлен предельный срок для устранения недостатков, выявленных в ходе проверки жилых домов.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда техническое обслуживание жилищного фонда включает работы по контролю за его состоянием, поддержанию в исправности, работоспособности, наладке и регулированию инженерных систем и т.д. Контроль за техническим состоянием следует осуществлять путём проведения плановых и внеплановых осмотров.
Целью осмотров является установление возможных причин возникновения дефектов и выработка мер по их устранению. В ходе осмотров осуществляется также контроль за использованием и содержанием помещений (п. 2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
Общие плановые осмотры, а также внеочередные проводятся соответствующими организациями по обслуживанию жилищного фонда (2.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
В соответствии с п. 2.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда устранение мелких неисправностей, а также наладка и регулировка санитарно-технических приборов и инженерного оборудования должны, как правило, производиться организацией по содержанию жилищного фонда.
Таким образом, организация, осуществляющая функции по управлению многоквартирным домом, должна обеспечивать надлежащее техническое обслуживание жилищного фонда, контролировать его состояние путём проведения плановых и внеплановых осмотров, своевременно устранять выявленные неисправности.
Выявленные в ходе проверки компетентным органом дефекты и неисправности свидетельствуют о ненадлежащем выполнении управляющей организацией своих функций по содержанию жилищного фонда, не осуществлении должного контроля, предусмотренного договором управления многоквартирного дома.
Каких-либо данных о том, что до проведения проверки должностными лицами Мосжилинспекции ООО УО "Курчатовский" в ходе осмотров выявило указанные в сводном акте проверки нарушения, принимало меры по их устранению, не имеется.
Факт выявления приведённых выше нарушений лицензионных требований в ходе проведения административной процедуры, указывающий на наличие события административного правонарушения, является достаточным основанием для составления протокола об административном правонарушении без установления срока устранения нарушений.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что к выводу о виновности ООО УО "Курчатовский" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, мировой судья и судья районного суда пришли на основании всесторонне, полно и объективно исследованных доказательств по делу. Достоверность и допустимость всех доказательств судебными инстанциями проверена, их совокупности дана надлежащая и мотивированная оценка.
При назначении наказания мировой судья учёл данные о юридическом лице, а также характер совершённого им административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности, и назначил минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ. Основания для применения ст. 4.11 КоАП РФ и ч. 32 и ч. 33 ст. 4.1 КоАП РФ, на что заявитель указывает в жалобе, отсутствуют.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ и вынес законное и обоснованное решение.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления мирового судьи и решения судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление мирового судьи судебного участка N 151 района Щукино города Москвы от 24 января 2019 года и решение судьи Хорошевского районного суда города Москвы от 25 февраля 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью Управляющая организация "Курчатовский" оставить без изменения, жалобу генерального директора ООО "УО "Курчатовский" Бабича Н.А. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.