Заместитель председателя Московского городского суда Базькова Е.М., рассмотрев жалобу Турсунова Д.М. на вступившее в законную силу постановление судьи Бутырского районного суда города Москвы от 26 мая 2015 года по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Бутырского районного суда города Москвы от 26 мая 2015 года гражданин Республики Таджикистан Турсунов Д.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации путем самостоятельного контролируемого выезда.
Определением судьи Московского городского суда от 12 мая 2017 года отказано в удовлетворении ходатайства Турсунова Д.М. и его защитника Турсунова М.М. о восстановлении срока обжалования постановления судьи районного суда.
В настоящей жалобе Турсунов Д.М. просит об изменении названного судебного акта путем исключения назначенного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, указывая на признание вины и отсутствии обстоятельств отягчающих административную ответственность.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ ( все нормы приведенные в настоящем постановлении изложены в редакции, действовавшей на день выявления обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Турсунова Д.М, к административной ответственности) административная ответственность наступает за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию, в нарушении правил миграционного учета, передвижения или порядка выбора места пребывания или жительства, транзитного проезда через территорию Российской Федерации, в неисполнении обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в случаях, установленных федеральным законом.
Согласно ч.3 ст.18.8 КоАП РФ нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Закон о миграционном учете) миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - это государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства.
В соответствии со ст.20 Закона о миграционном учете иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания обязан встать на учет по месту пребывания в порядке и на условиях, которые установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 20 Закона о миграционном учете постановке на учет по месту пребывания подлежит временно проживающий или временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - по истечении семи рабочих дней со дня прибытия в место пребывания, за исключением случаев, когда указанный иностранный гражданин находится в гостинице или в иной организации, оказывающей гостиничные услуги, в санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в детском оздоровительном лагере, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или учреждении социального обслуживания; находится в специальном учреждении для социальной реабилитации лиц без определенного места жительства; находится в учреждении, исполняющем административное наказание.
В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Таджикистан и граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013) граждане одной Стороны временно пребывающие на территории другой Стороны свыше 15 дней обязаны зарегистрироваться (встать на учет по месту пребывания) в компетентных органах Стороны пребывания в соответствии с ее законодательством (п.3 ст.1 Соглашения).
Как установлено судьей районного суда, 25 мая 2015 года в 12 часов 05 минут по адресу: г.Москва, ул.Декабристов, д.4, корп.1 в результате проверки соблюдения требований миграционного законодательства сотрудниками ОМВД России по району Отрадное г. Москвы был выявлен гражданин Республики Таджикистан Турсунов Д.М, прибывший в Российскую Федерацию 06.04.2015 в порядке, не требующем получения визы, и по истечении 15 дней со дня прибытия в место пребывания, не встал на миграционный учет, чем нарушил требования ст.20 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 109 ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Факт совершения административного правонарушения и виновность Турсунова Д.М. подтверждается совокупностью, имеющихся в деле доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении; протоколом об административном задержании; протоколом о доставлении лица; рапортом сотрудников ОМВД России по району Отрадное г. Москвы ; копией паспорта иностранного гражданина; копией отрывной части уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания; выпиской из АС ЦБДУИГ ФМС России; письменные объяснениями Турсунова Д.М, отобранными у него на досудебной стадии производства по делу уполномоченным должностным лицом; иными материалами дела.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ, и доказанности вины Турсунова Д.М. в его совершении.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении судебными инстанциями в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства данного дела. В силу ст. 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, нарушившее режим пребывания в Российской Федерации, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Из материалов дела и приложенных к жалобе документов не усматривается выполнение Турсуновым Д.М. установленных правил миграционного учета, согласно которым в случае его пребывания на территории Российской Федерации свыше 15 дней Турсунов Д.М. был обязан встать на учет по месту пребывания.
Представленная в материалы дела копия отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, согласно которой 16.04.2015 Турсунов Д.М. был поставлен принимающей стороной ООО "***" в лице Лискаковой Д.В. на миграционный учет по адресу: ***, сроком до 04.07.2015, не может быть принята во внимание, поскольку данные сведения материалами дела не подтверждаются.
Справки из АС ЦБДУИГ не содержат сведений о прибытии Турсунова Д.М. на территорию Российской Федерации в юридически значимый период.
Бремя доказывания распределено правильно, с учетом требований ст.1.5 КоАП РФ. Принцип презумпции невиновности не нарушен. Каких-либо неустранимых сомнений по делу не усматривается.
Действия Турсунова Д.М. образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.8 КоАП РФ.
Не оспаривая факта совершения административного правонарушения, Турсунов Д.М. указывает, что назначенное ему дополнительное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации является чрезмерным.
Конституция Российской Федерации гарантирует право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации только тем, кто законно на ней находится (статья 27 часть 1). Это соотносится с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе со статьями 3 и 8, а также с пунктом 1 статьи 2 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 1985 года), закрепляющим, что ее нормы не должны толковаться как ограничивающие право государства принимать законы и правила, касающиеся въезда иностранцев и условий их пребывания, или устанавливать различия между его гражданами и иностранцами и как узаконивающие незаконное проникновение иностранца в государство или его присутствие в государстве ( Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 июня 2013 года N 902-О).
Относительно критериев допустимости высылки в демократическом обществе Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что значение, придаваемое тому или иному из них, будет различным в зависимости от обстоятельств конкретного дела, государство, связанное необходимостью установить справедливое равновесие между конкурирующими интересами отдельного лица и общества в целом, имеет определенные пределы усмотрения; в то же время право властей применять выдворение может быть важным средством предотвращения серьезных и неоднократных нарушений иммиграционного закона, поскольку оставление их безнаказанными подрывало бы уважение к такому закону.
При этом законность проживания мигранта позволяет судить о его лояльности к правопорядку страны пребывания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность ( ч.ч.1, 2 ст.4.1 КоАП РФ).
Необходимость назначения дополнительного административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации была предусмотрена санкцией ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в редакции, действовавшей на дату привлечения Турсунова Д.М. к административной ответственности.
Правонарушения в области миграционного законодательства в силу закона и по законному решению суда могут быть квалифицированы именно как обстоятельства, вынуждающие к применению такого наказания, как административное выдворение, в силу насущной социальной необходимости.
Сведения об осуществлении Турсуновым Д.М. трудовой деятельности в порядке, установленном законом на территории Российской Федерации, а также об источниках дохода в материалах дела отсутствуют и заявителем при подаче жалобы не представлены.
При назначении Турсунову Д.М. административного наказания, судебными инстанциями требования ст.4.1 КоАП РФ были соблюдены. Каких-либо сведений, которые указывали бы на то, что назначенное Турсунову Д.М. наказание в виде административного выдворения не соответствует преследуемым законом целям и означает вмешательство со стороны публичных властей в осуществление его права на личную и семейную жизнь, в материалах дела не имеется.
Н азначение Турсунову Д.М. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему этой меры ответственности, а также ее соразмерность целям административного наказания, предусмотренным ч.1 ст.3.1 КоАП РФ и связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Вместе с тем имеются основания для изменения постановления судьи районного суда.
Согласно ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент выявления обстоятельств, которые послужили основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении) нарушения, предусмотренные частями 1, 1.1 и 2 ст. 18.8 КоАП РФ, совершенные в городе федерального значения Москве и Санкт-Петербурге либо в Московской и Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, с 9 января 2017 года ч. 3 ст. 18.8 названного Кодекса действует в следующей редакции: нарушения, предусмотренные частями 1 и 2 данной статьи, совершенные в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Федеральный закон от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ улучшает положение Турсунова Д.М. совершившего административное правонарушение до вступления этого закона в силу (9 января 2017 года), так как санкцией ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ в новой редакции предусмотрено альтернативное дополнительное административное наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст.54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В силу ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Объективных данных об исполнении постановления судьи Бутырского районного суда города Москвы от 26 мая 2015 года не имеется, в связи с чем положения Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ распространяются на Турсунова Д.М, совершившего административное правонарушение до вступления данного закона в силу.
Таким образом, обжалуемое постановление подлежит изменению путем переквалификации действий Турсунова Д.М. с ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ на ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 года N 490-ФЗ) с назначением наказания, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, связанных с нарушением Турсунова Д.М. правил миграционного учета на территории Российской Федерации, данных о его личности, в виде административного штрафа в размере 5 000,00 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации.
Имеются также основания для изменения постановления судьи районного суда, путем уточнения объективной стороны правонарушения, вмененного Турсунову Д.М. в соответствии со ст.1 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан о порядке пребывания граждан Российской Федерации на территории Республики Таджикистан и граждан Республики Таджикистан на территории Российской Федерации (заключено в г. Москве 08.02.2013), а именно путем указания в описательно-мотивировочной части постановления на неисполнение Турсуновым Д.М. обязанности встать на миграционный учет по истечении 15 дней со дня прибытия в место пребывания, вместо семи рабочих дней.
Данные изменения направлены на уточнение объективной стороны вменяемого Турсунову Д.М. деяния, не влекут усиление административного наказания и никаким иным образом его положение не ухудшают.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.13, 30.17, 30.18 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
постановление судьи Бутырского районного суда города Москвы от 26 мая 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Турсунова Д.М.а изменить:
- переквалифицировать действия Турсунова Д.М. с ч.3 ст.18.8 КоАП РФ на ч.3 ст.18.8 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 N 490-ФЗ) с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000,00 (пять тысяч) рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда;
- указать в описательно-мотивировочной части постановления на неисполнение Турсуновым Д.М. обязанности встать на миграционный учет по истечении 15 дней со дня прибытия в место пребывания.
В остальной части постановление судьи Бутырского районного суда города Москвы от 26 мая 2015 года оставить без изменения, жалобу Турсунова Д.М. - без удовлетворения.
Заместитель председателя
Московского городского суда Е.М. Базькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.