Судья Московского городского суда Селивёрстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе защитника ФИО в интересах Чекалиной М.В. на постановление начальника отдела по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве ФИО N134/1345 от 19 апреля 2018 г., решение начальника УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве ФИО от 04 июня 2018 г., решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении коменданта ООО "Комфорт" Чекалиной М.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением начальника отдела по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве ФИО N134/1345 от 19 апреля 2018 г, оставленным без изменения решением начальника УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве ФИО от 04 июня 2018 г, решением судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 г, комендант ООО "Комфорт" Чекалина М.В. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.
Не согласившись с указанными выше постановлениями, защитник ФИО в интересах Чекалиной М.В. обратилась в Московский городской суд с жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу постановления отменить. В обоснование жалобы указала на то, что состав административного правонарушения в действиях Чекалиной М.В. отсутствует, обязанность по уведомлению органов миграции исполнена, список съехавших жильцов был направлен, требования п. 45 Правил осуществления миграционного учета не распространяется на гостиницы.
Чекалина М.В. и ее защитник ФИО в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. При таких обстоятельствах, на основании ст.ст. 25.1, 25.5 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящую жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления, решения должностных лиц, решения судьи не нахожу.
Частью 1 ст. 18.9 КоАП РФ установлено, что административная ответственность наступает за нарушение приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, и влечет наложение административного штрафа.
В соответствии с примечаниями к ст.18.9 КоАП РФ в случае нарушения приглашающей или принимающей стороной либо должностным лицом юридического лица, обеспечивающего обслуживание иностранного гражданина или лица без гражданства либо выполняющего обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации или транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы в отношении двух и более приглашенных либо принимаемых иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная настоящей статьей, наступает в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Согласно положениям Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ) и Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ) необходимыми элементами единой системы миграционного учета являются постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую его сторону.
Учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания ( п.6 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ).
Из содержания п.7 ч.1 ст.2 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ следует, что стороной, принимающей иностранного гражданина, является лицо, у которого иностранный гражданин фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
В соответствии с ч.3 ст.23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9 утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации (далее - Правила).
Пунктом 45 Правил установлено, что при убытии иностранного гражданина из организации (учреждения) из числа указанных в пункте 44 данных правил (оказывающие гостиничные услуги (за исключением гостиниц), санаторий, дом отдыха, пансионат, детский оздоровительный лагерь, туристская база, кемпинг, медицинская организация, оказывающая медицинскую помощь в стационарных условиях, или организация социального обслуживания, предоставляющая социальные услуги в стационарной форме, в том числе лицам без определенного места жительства, либо учреждение, исполняющее административное наказание) администрация соответствующей организации (учреждения) обязана не позднее 12 часов дня, следующего за днем убытия иностранного гражданина, уведомить об этом территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации путем направления (передачи) отрывной части бланка уведомления о прибытии для его снятия с учета по месту пребывания (абзац первый). Уведомление территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации администрациями указанных организаций и учреждений об убытии иностранного гражданина из места пребывания может осуществляться с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (абзац второй).
Как усматривается из материалов настоящего дела, 21 декабря 2017 года в 10 час. 00 мин. в ходе административного расследования, проведенного сотрудниками ОМК ОВМ УВД по СЗАО ГУ МВД России по Москве по адресу: г. Москва, Карамышевская наб, д. 14, выявлен факт нарушения п.3 ст.23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", п. 45 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.01.2007 N9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", выразившийся в не предоставлении комендантом ООО "***" Чекалиной М.В. до 12 час. 00 мин. 30 августа 2017 г. в территориальный орган МВД РФ отрывной части бланка уведомления о прибытии для снятия с учета по месту пребывания гражданина Республики Узбекистан ФИО, убывшего 29 августа 2017 г. из гостиницы ООО "***" по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 95.
Действия должностного лица ООО "Комфорт" Чекалиной М.В. квалифицированы по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Чекалиной М.В. подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; рапортами сотрудников полиции; письменными объяснениями свидетеля Семененко Р.В.; письменными объяснениями Чекалиной М.В.; договором аренды объектов недвижимого имущества; выпиской из ЕГРЮЛ; списком иностранных граждан, выбывших из гостиницы ООО "Комфорт" 29 августа 2017 г.; копией отрывной части к бланку уведомления о прибытии гражданина Республики Узбекистан ФИО ; сведениями АС ЦБДУИГ в отношении иностранного гражданина ФИО ; копией паспорта на имя ФИО и иными доказательствами.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом, судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены должностным лицом, судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Выводы должностного лица, судьи о виновности Чекалиной М.В. в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным при рассмотрении настоящего дела. Не согласиться выводами должностного лица, судьи районного суда оснований не имеется.
Согласно письменным объяснениям законного представителя ООО "***" генерального директора ФИО, Чекалина М.В. назначена ответственным лицом за подачу уведомлений прибытия иностранных граждан в место пребывания и совершения иных действий в соответствии с Федеральным законном России от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ, а также письменным объяснениям самой Чекалиной М.В, которая пояснила, что при убытии (выезде) из гостиницы ООО "КОМФОРТ" иностранного гражданина ей в печатном виде составляются список съехавших жильцов и представляется в ОВМ ОМВД России по району Покровское-Стрешнево Москвы, в установленные законном сроки, из чего следует, что обязанность по отправления отрывной части бланка уведомления о прибытии гражданина для снятии с учета по месту пребывания иностранного гражданина ей не была выполнена, что в совокупности с иными добытыми по делу доказательствами является достаточным для квалификации действий Чекалиной М.В... по ч.1 ст.18.9 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела должностным лицом, судьей районного суда в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены все обстоятельства дела, подлежащие доказыванию.
Довод жалобы об отсутствии у Чекалиной М.В. обязанности и возможности направлять для уведомления о снятии иностранного гражданина с миграционного учета отрывную часть уведомления о постановке на миграционный учет такого гражданина является несостоятельным.
Миграционным учетом иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - миграционный учет) является государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства ( пункт 1 части 1 статьи 2 Федерального закона "О миграционном учете"), которая осуществляется для целей, указанных в части 1 статьи 4 Закона и подразумевает комплекс мер, связанных с соблюдением прав и свобод граждан Российской Федерации и иностранных граждан, а также исполнением возложенных на них обязанностей, для формирования полной и достоверной информации о перемещении иностранных граждан, систематизации сведений о них, прогнозирования, статистического наблюдения, а также для реализации иных целей.
Устанавливая обязательность миграционного учета иностранных граждан по месту пребывания, Федеральный закон N 109 также определяет порядок постановки и снятия с учета по месту пребывания иностранных граждан, лиц, ответственных за извещение органов миграционного учета о прибытии и убытии иностранных граждан по месту пребывания, а также ответственность за несоблюдение миграционного законодательства лицами, на которых возложена обязанность по осуществлению такого учета.
Постановка иностранных граждан на учет и снятие их с учета по месту пребывания являются необходимыми элементами единой системы миграционного учета, предполагающие возложение определенных обязанностей как на иностранного гражданина, так и на принимающую сторону.
Для юридических лиц, оказывающих гостиничные услуги, законом установлены особые условия постановки и снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания: сокращенный срок подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина по сравнению с иными, установленными законом случаями (пункт 3 части 3 статьи 20); обязательность учета по месту пребывания, несмотря на срок прибытия не более семи дней (пункт 5 части 6 статьи 20); полномочия по фиксации сведений об иностранных гражданах для последующего уведомления в установленном порядке соответствующего органа миграционного учета о прибытии и об убытии данных иностранных граждан (часть 9 статьи 22); возможность осуществления уведомления органа миграционного учета о прибытии и убытии иностранного гражданина с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи в порядке и на условиях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2010 г. N 310 "Об утверждении Правил передачи сведений о прибытии в место пребывания и убытии из места пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи" ( часть 10 статьи 22 и часть 4 статьи 23); возложение обязанности по направлению в установленном порядке уведомления об убытии, в отличие от иных лиц из числа относящихся к принимающей стороне (часть 3 статьи 23).
Организации (учреждения), выступающие в качестве принимающей стороны, с особым порядком регулирования их деятельности по обеспечению миграционного учета перечислены в пункте 44 Правил.
Согласно части 7 статьи 22 Федерального закона N 109-ФЗ гостинице делегировано право проставления отметки в отрывной части бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания с целью подтверждения выполнения действий, необходимых для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания.
Как указано в пункте 27 Правил, принимающая сторона заполняет бланк уведомления о прибытии на каждого иностранного гражданина, подлежащего постановке на учет по месту пребывания. В случае пребывания иностранного гражданина в гостинице бланк уведомления о прибытии заполняется в 2 экземплярах, 1 из которых хранится у администрации гостиницы в течение 1 года. В случае уведомления администрацией гостиницы территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи бланк уведомления о прибытии заполняется в 1 экземпляре, который хранится в администрации гостиницы в течение 1 года.
Основания и порядок снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания регламентированы в статье 23 Федерального закона N 109.
В силу части 3 данной статьи закона при убытии иностранного гражданина из гостиницы или из иной организации, оказывающей гостиничные услуги, из санатория, дома отдыха, пансионата, детского оздоровительного лагеря, с туристской базы, из кемпинга, медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, или организации социального обслуживания администрация указанных организаций обязана не позднее двенадцати часов дня, следующего за днем убытия данного иностранного гражданина, в установленном порядке уведомить об этом орган миграционного учета.
Порядок уведомления администрацией этих организаций об убытии иностранного гражданина определен полномочным федеральным органом исполнительной власти в пункте 45 Правил.
С учетом этого, ООО "***", оказывающее гостиничные услуги и должностным лицом которого комендантом является Чекалина М.В, при постановке на миграционный учет иностранных граждан обязано иметь свой экземпляр бланка уведомления о постановке на учет по месту пребывания иностранного гражданина, в данном случае гражданина Республики Узбекистан ФИО, и в соответствии с вышеназванными требованиями ч.3 ст.23 Федерального закона N 109 и п.45 Правил, а также п.39 Административного регламента обязано направить отрывной бланк уведомления о снятии с учета данного иностранного гражданина после его убытия.
Федеральным законом от 29 июля 2018 г. N 257-ФЗ, введенным в действие с 10 августа 2018 года, внесены изменения в статьи 8 и 23 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ в части снятия иностранного гражданина или лица без гражданства с учета по месту пребывания в Российской Федерации, согласно которым убытие иностранного гражданина из места пребывания является одним из оснований снятия иностранных граждан с учета по месту пребывания, которое осуществляется органом миграционного учета по указанному основанию после получения уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания. Форма такого уведомления устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
Однако, на дату рассмотрения дела указанные изменения не вступили в законную силу, форма уведомления об убытии иностранного гражданина из места пребывания не была утверждена, в связи с чем подлежал применению действующий на то время порядок уведомления организациями, названными в пункте 44 Правил, об убытии иностранного гражданина из этих организаций, предусмотренный пунктом 45 Правил, что согласуется с положениями п.1 ст.1.7 КоАП РФ.
Наличие в действиях должностного лица Чекалиной М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.9 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном решении.
Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода судьи о доказанности вины Чекалиной М.В. в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Утверждение заявителя о том, что в силу пп.44, 45 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. N 9, согласно которым данные правила действуют за исключением гостиниц, и вправе уведомлять органы миграционного учета об убытии иностранных граждан из гостиницы путем направления списка убывших иностранных граждан без направления отрывной части к бланку уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, а также указание на Определение Конституционного суда РФ от 06 июля 2010 года N 934-О и указание, что гостиница может уведомить об этом уполномоченный орган в любой доступной форме, свидетельствует об ошибочном толковании заявителем приведенных выше норм.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 06.07.2010 N 934-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы некоммерческого частного учреждения "Национальная информационная система паспортизации специалистов "RU PASS" на нарушение конституционных прав и свобод статьями 22 и 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и статьей 18.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", отсутствие в законе прямого упоминания об обязанности иностранного гражданина вернуть отрывную часть бланка уведомления принимающей стороне, официально подтвердившей свое согласие на временное нахождение у нее иностранного гражданина и тем самым добровольно принявшей на себя соответствующие обязательства по осуществлению миграционного учета, само по себе не может служить основанием для ее освобождения от необходимости предпринять все доступные меры для исполнения адресованных ей требований миграционного законодательства. Иное означало бы не только отступление от закрепленных в федеральном законе принципов осуществления миграционного учета, но и по сути противоречило бы положениям статьи 15 (часть 2) Конституции Российской Федерации, директивным образом обязывающим органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Принимающая сторона в целях исполнения обязанности, возложенной на нее пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", должна заблаговременно предпринять все возможные усилия для получения от иностранного гражданина отрывной части бланка уведомления, а в случае его убытия без возврата данного документа - проинформировать об этом территориальный орган миграционного учета в любой доступной форме, обеспечивающей адекватное и своевременное доведение до него соответствующих сведений.
Однако, должностное лицо Чекалина М.В. не уведомляла территориальный орган миграционного контроля о том, что иностранным гражданином при убытии из гостиницы не предоставлена отрывная часть бланка уведомления о прибытии иностранного гражданина в место пребывания и в деле отсутствуют доказательства того, что комендант заблаговременно приняла все возможные усилия для получения от иностранного гражданина отрывной части бланка уведомления.
Иные доводы жалобы не содержат в себе правовых аргументов, ставящих под сомнение правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Чекалиной М.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 35 000 руб. назначено Чекалиной М.В. в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ, с учетом характера, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения. Выводы по мере наказания мотивированы, оснований не согласиться с назначенной мерой наказания, не имеется.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменения обжалуемых постановлений, по делу не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление начальника отдела по вопросам миграции УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве ФИО N134/1345 от 19 апреля 2018 г, решение начальника УВД по СЗАО ГУ МВД России по г. Москве ФИО от 04 июня 2018 г, решение судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 26 июня 2019 г. по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ в отношении Чекалиной М.В. оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.