Судья Московского городского суда Селиверстова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" ФИО на постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды ФИО от 29 августа 2018 года N 0402-1075/2018/СЗАО, решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия научно-технический центр оборонного комплекса "КОМПАС" ( далее - ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас", Предприятие),
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды ФИО от 29 августа 2018 года N 0402-1075/2018/СЗАО, оставленным без изменения решением судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2019 г, ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 300000 руб.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" ФИО просит об отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица, решения судьи и прекращении производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что материалы дела не содержат доказательств вины ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" в совершении административного правонарушения, факт принадлежности Предприятию земельного участка, на котором были выявлены повреждения деревьев, материалами дела не подтвержден; кроме того, в доводах жалобы защитник ссылается на малозначительность вмененного Предприятию административного правонарушения.
Защитник ФИО в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал, по изложенным в ней основаниям.
Исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" ФИО, прихожу к выводу о том, что решение судьи и постановление должностного лица являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
В соответствии со ст. 4.18 КоАП г. Москвы повреждение зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1 Закона г. Москвы от 05.05.1999 года N 17 "О защите зеленых насаждений" озелененные территории - участки земли, на которых располагаются растительность естественного происхождения, искусственно созданные садово-парковые комплексы и объекты, бульвары, скверы, газоны, цветники, малозастроенная территория жилого, общественного, делового, коммунального, производственного назначения, в пределах которой не менее 70 процентов поверхности занято растительным покровом.
В силу ст. ст. 2, 7 Закона защите подлежат все зеленые насаждения, расположенные на территории города Москвы, независимо от форм собственности на земельные участки, где эти насаждения расположены. Граждане, должностные лица и юридические лица обязаны осуществлять меры по сохранению зеленых насаждений, не допускать незаконных действий или бездействия, способных привести к повреждению или уничтожению зеленых насаждений. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, на которых расположены зеленые насаждения, обязаны осуществлять контроль за их состоянием, обеспечивать удовлетворительное состояние и нормальное развитие зеленых насаждений. Работы по уходу за зелеными насаждениями, связанные с проведением агротехнических мероприятий, осуществляются специализированными организациями. Хозяйственная и иная деятельность осуществляется с соблюдением требований по защите зеленых насаждений, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
Граждане и юридические лица обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений, производить весь комплекс агротехнических мероприятий по уходу за зелеными насаждениями на земельных участках, предоставленных им в собственность, пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование, временное пользование, аренду, в том числе и на озелененных территориях; возмещать вред, причиненный повреждением или уничтожением зеленых насаждений, в соответствии со статьями 10, 12, 13 настоящего Закона.
На озелененных территориях и в зеленых массивах запрещается: повреждать или уничтожать зеленые насаждения, за исключением случаев, установленных статьей 3 настоящего Закона; разбивать огороды без соответствующего разрешения; разводить костры, жечь опавшую листву и сухую траву, совершать иные действия, создающие пожароопасную обстановку; проезд и стоянка автотранспортных средств, строительной и дорожной техники, кроме техники, связанной с эксплуатацией данных территорий и уходом за зелеными насаждениями; складирование различных грузов, в том числе строительных материалов; ремонт, слив отходов, мойка автотранспортных средств, установка гаражей и тентов типа "ракушка"; производить другие действия, способные нанести вред зеленым насаждениям, в том числе запрещенные настоящим Законом и иными законодательными актами. Лица, имеющие права на земельный участок, принимают на охрану и содержание находящиеся на нем зеленые насаждения, что может закрепляться специальным охранным свидетельством, и несут ответственность в соответствии с главой 6 настоящего Закона.
В соответствии с п. 8.1.6 "Правил создания, содержания и охраны зеленых насаждений и природных сообществ города Москвы", утвержденных постановлением Правительства Москвы от 10 сентября 2002 г. N 743-ПП, вырубка деревьев и кустарников при осуществлении санитарно-оздоровительных мероприятий в процессе содержания территорий производится при наличии порубочного билета на санитарные рубки и реконструкцию зеленых насаждений.
В соответствии с п. 8.10.1 Правил, в целях защиты зеленых насаждений Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы осуществляет контроль за: уничтожением, повреждением, обрезкой и пересадкой зеленых насаждений и возмещением ущерба, нанесенного зеленым насаждениям;
За незаконную вырубку или повреждение зеленых насаждений возмещается вред в соответствии с законодательством города Москвы.
Как следует из материалов дела и установлено должностным лицом, судьей районного суда, 07 сентября 2017 года в 11 часов 30 минут по адресу: г. Москва, Волоколамское шоссе, д. 77 ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" в нарушение требований ст. 1,2, 7 Закона г. Москвы "О защите зеленых насаждения", п. 4.1.4.18 вышеприведенных Правил допустило повреждение зеленых насаждений, а именно: в ходе производственных работ на территории ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" повреждены деревья не до степени прекращения роста: один из стволов первого поврежденного двуствольного дерева удален; второе поврежденное дерево трехствольное, два из стволов которого удалены; третье поврежденное дерево двуствольное, один из стволов которых также удален, на втором стволе удалена ветвь. Действия ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" квалифицированы по ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы.
Указанные обстоятельства и вина ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" объективно подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела: определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 04 апреля 2018 года; протоколом об административном правонарушении от 13 августа 2018 года N 1402-150/2018, согласно которому 07 сентября 2017 года в 11 часов 30 минут по адресу: г..Москва, Волоколамское шоссе, д. 77 ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" допустило повреждение зеленых насаждений, а именно: в ходе производственных работ на территории ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" повреждены деревья не до степени прекращения роста: один из стволов первого поврежденного двуствольного дерева удален; второе поврежденное дерево трехствольное, два из стволов которого удалены; третье поврежденное дерево двуствольное, один из стволов которых также удален, на втором стволе удалена ветвь. В соответствии с протоколом осмотра места происшествия от 07.09.2017 по адресу: г..Москва, Волоколамское шоссе, д. 77 и заключением эксперта от 07.11.2017 N 12/13-524 поврежденные три дерева имели следующие характеристики: 1) рассматриваемое зеленое насаждение N 1 представляет собой двуствольное дерево породы клен ясенелистный, возраст которого не менее 17 лет, удаленный ствол которого является сухостойным, согласно заключению эксперта от 07.11.2017 N 12/13-524, повреждено; 2) рассматриваемое зеленое насаждение N 2 представляет собой трехствольное дерево породы клен ясенелистный, возраст которого не менее 21 года (повреждено, спилены два ствола); 3) рассматриваемое зеленое насаждение N 5 представляет собой двуствольное дерево породы вязь, возраст которого не менее 17 лет (повреждено, спилен один ствол, у второго ствола спилена ветвь).
Разрешительная документация на удаление стволов деревьев и ветви дерева отсутствует; письменными объяснениями ФИО от 07 сентября 2017 года; у ставом ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас"; договором аренды земельного участка от 10 октября 1997 года, заключенным на 25 лет между Московским земельным комитетом (Москомзем) (арендодатель) и Научно-Исследовательским институтом Межотраслевой информации (ВНИИМИ) (арендатор), предметом которого является земельный участок площадью 39 000 кв.м. по адресу: г..Москва, Волоколамское шоссе, вл. 77, предназначенный для эксплуатации зданий ВНИИМИ с приложением к нему; листом записи в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении- ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас"; свидетельствами о постановке на учет ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" в налоговом органе, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц; листом записи Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которому. 19 декабря 2017 года внесена запись о реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица: Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации ? Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности" прекратило свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Федеральному государственному унитарному предприятию научно-технический центр оборонного комплекса "Компас"; уведомлением о снятии с учета в налоговом органе Федеральное государственное унитарное предприятие "Всероссийский научно- исследовательский институт межотраслевой информации - Федеральный информационно-аналитический центр оборонной промышленности", с 19 декабря 2017 года; протоколом места происшествия от 07 сентября 2017 года; фототаблицей; заключением эксперта Главного управления МВД РФ по г..Москве от 07 ноября 2017 года N 12/13-524, а также данными в суде первой инстанции устными показаниями государственного
инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды ФИО, предупрежденного об административной ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ, указавшего, что какая-либо разрешительная документация на спил стволов деревьев должностными лицами ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" не получалась и иными материалами дела.
Данные доказательства соответствуют требованиям, предъявляемым ст. 26.2 КоАП РФ, и обоснованно положены в основу постановления.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, получили надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Не согласиться с оценкой указанных доказательств оснований не имеется.
Вопреки доводам жалобы о недоказанности вины ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" в совершении административного правонарушения, данный факт подтверждается совокупностью имеющихся в деле доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывает.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства.
Довод о недоказанности факта принадлежности ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" земельного участка, расположенного по адресу: Москва, Волоколамское шоссе, д. 77, также не может быть признан состоятельным, и влекущим отмену состоявшихся по делу актов ввиду следующего.
Согласно договора аренды земельного участка от 10 октября 1997 года земельный учас ток по адресу: Москва, СЗАО, Волоколамское шоссе, д. 77 на момент 07 сентября 2017 года находился в аренде у Федерального государственного унитарного предприятия Вс ероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации".
В соответствии с гл. 5 договора аренды земельного участка от 10 октября 1997 года аре ндатор - ФГУП "ВНИИ" обязан: не осуществлять на участке работы без разрешения соответствующих ко мпетентных органов (природоохранных) для проведения которых требуется соо тветствующее разрешение; не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом участке и прилегающей к нему территории; исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации и городскими нормативными актами.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ФГУП "ВНИИ" прекратила свою деятельность путем реорганизации в форме присоединения 19 декабря 2017 года к ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас".
Согласно ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Реорганизация допускает как прекращение юридических лиц, так и возникновение новых.
В случае присоединения одного юридического лица к другому к последнему пер еходят все имущественные права и обязанности присоединенного юридического лица.
В силу ч. 4 ст. 2.10 КоАП РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
Учитывая, что в настоящее время деятельность ФГУП "ВНИИ" прекращена в связи с его реорганизацией, надлежащим юридическим лицом, ответственным за совершение административного правонарушения по данному делу является ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас".
С учетом изложенного, должностное лицо, судья районного суда пришли к правомерному выводу о наличии в действиях ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" состава вмененного административного правонарушения.
Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего природоохранного законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас".
При таких обстоятельствах, действия ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" по ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы квалифицированы правильно.
По существу доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться. Не согласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Указание заявителя на наличие оснований для освобождения Предприятия от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью административного правонарушения также не может быть принято во внимание.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Совершенное ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" административное правонарушение посягает на охраняемые законом отношения в области охраны окружающей среды и защиты зеленых насаждений, поэтому такое правонарушение по своему характеру не может быть признано малозначительным.
Административное наказание ФГУП "НТЦ оборонного комплекса "Компас" назначено должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ и соответствует санкции ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных норм должностным лицом и судьей районного суда не допущено, в связи с чем обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи являются законными и обоснованными, оснований для их отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного инспектора города Москвы в области окружающей среды ФИО от 29 августа 2018 года N 0402-1075/2018/СЗАО, решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 25 апреля 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.18 КоАП г. Москвы, в отношении Федерального государственного унитарного предприятия научно-технический центр оборонного комплекса "КОМПАС" оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Московского городского суда А.А. Селивёрстова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.