Судья Московского городского суда Мисюра С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" по доверенности Дьяченко Е.Ю. на постановление зам. начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости N ***от 14.03.2019, решение судьи Перовского районного суда г. Москвы от 01.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.9 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях в отношении ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости N***от 14.03.2019 ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.9 КоАП г. Москвы, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Решением Перовского районного суда г. Москвы от 01.07.2019 указанное постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" Дьяченко Е.Ю. ставит вопрос об отмене названных выше административных актов, прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указывает на их незаконность, необоснованность, выражает несогласие с выводами должностного лица административного органа и суда, с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств.
Законный представитель ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" извещен о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, направил защитника Павлову А.А, которая доводы жалобы поддержала.
Проверив материалы дела, изучив указанные доводы жалобы, выслушав объяснение защитника Павловой А.А, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи не нахожу ввиду следующего.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.9 КоАП г.Москвы предусмотрена за захламление земельных участков.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В силу пп. 2 п. 3 ст. 27 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве", использование земель в городе Москве должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение природного, рекреационного и историко-культурного потенциала соответствующих территорий, способности этих земель быть основой осуществления хозяйственной и иной деятельности. Целями охраны земель в городе Москве являются, в том числе, предотвращение загрязнения, захламления и другой порчи земель при осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В пунктах 1, 2, 10 статьи 28 того же Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года закреплены обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков по использованию земель в городе Москве, в соответствии с которой собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их разрешенным использованием, соблюдением экологических, санитарных, градостроительных и иных норм и правил, предусмотренных законодательством; не допускать химического, радиоактивного, микробиологического загрязнения земель (в том числе чужих земельных участков и земель общего пользования), их засорения отходами производства и потребления, развития процессов, способствующих ухудшению земель (подтопление, эрозия почв и другие); не допускать захламления земельных участков.
Согласно пунктам 10.1, 10.2 Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в Москве, утвержденных Постановлением Правительства Москвы от 09 ноября 1999 года N 1018, юридические, должностные лица и граждане должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории города, в том числе и на территориях частных домовладений. На территории города не допускается сброс бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега.
По смыслу п. 1.1 Положения о Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 22 августа 2006 года N 602-ПП, Госинспекция по недвижимости является органом исполнительной власти города Москвы, уполномоченным на осуществление государственного контроля, в том числе за соблюдением требований по использованию и охране земель, установленных правовыми актами г. Москвы.
Как следует из материалов настоящего административного дела и установлено судьей районного суда, главным инспектором Управления контроля за объектами недвижимости по ВАО Госинспекции по недвижимости 26.02.2019 г. проведено плановое (рейдовое) обследование земельного участка по адресу: г. Москва, *** с кадастровым номером *** кв.м, согласно сведениям Информационной системы по формированию и ведению реестра объектов недвижимости города Москвы (ИС РЕОН), принадлежащего ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" на основании договора аренды от 26.02.2004 N ***, предоставленного для эксплуатации автозаправочной станции сроком до 15.10.2028 (статус договора - действующий). На земельном участке расположен автозаправочный комплекс, находящийся в собственности ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" (запись ЕГРП от 27.12.2017 N ***). В ходе проведения обследования 26.02.2019 установлено, что на указанном земельном участке ведется реконструкция расположенного на нем автозаправочного комплекса. Данный факт подтверждается информационным щитом, размещенным на ограждении земельного участка. Кроме того, в границах земельного участка оборудован бытовой городок, работает строительная техника, выполнены работы по демонтажу наземных элементов автозаправочного комплекса, ведутся строительно-монтажные работы по возведению новых объектов. В границах земельного участка с кадастровым номером *** кв.м выявлены очаги захламления площадью ***, чем нарушены п.10.1, п.10.2 "Правил санитарного содержания территорий, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в г. Москве" (приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 9 ноября 1999 г. N 1018), пункта 2, подпункта 2 пункта 3 ст.27, пунктов 2,10 ст. 28 Закона города Москвы от 19.12.2007 N 48 "О землепользовании в городе Москве".
Действия ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт", допустившего захламление земельного участка, квалифицированы по ч. 1 ст. 6.9 КоАП г. Москвы.
Вопреки доводам жалобы, факт совершения ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе: поручением руководителя Госинспекции по недвижимости по г.Москве о проведении планового (рейдового) обследования территории с адресным ориентиром: г. Москва, ***; рапортом главного инспектора Управления контроля за объектами недвижимости Госинспекции по недвижимости по г.Москве о выявлении на земельном участке с кадастровым номером *** кв.м, находящимся в пользовании ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" на основании действующего договора аренды, захламления строительным мусором и металлом территории, площадью ***, с указанием на ведение фотосъемки; актом обмера площади земельного участка по вышеназванному адресу со схематическим чертежом земельного участка; фотоматериалом, зафиксировавшим очаговое захламление строительным мусором территории данного земельного участка; сведениями из Государственного кадастра недвижимости в отношении указанного земельного участка; сопроводительной запиской начальника УКОН по ЗАО Госинспекции по недвижимости по г.Москве; копией заключенного между ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" и Департаментом городского имущества г.Москвы договора аренды земельного участка с кадастровым номером *** кв.м, с адресным ориентиром: г.Москва, ***, для целей эксплуатации автозаправочной станции, и в соответствии с условиями которого, общество обязалось надлежащим образом использовать предоставленный земельный участок, в том числе с учетом ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт", протоколом об административном правонарушении от 28.02.2019, составленным в отношении ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" по ч.1 ст.6.9 КоАП г.Москвы, в котором подробно приведено событие административного правонарушение;
Представленные доказательства обоснованно признаны административным органом и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств должностным лицом и судьей установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" правильно квалифицированы по ч.1 ст.6.9 КоАП г.Москвы, т.к. указанное юридическое лицо допустило захламление принадлежащего ему земельного участка.
Выводы судьи о виновности ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Доводы жалобы об отсутствии события правонарушения, поскольку обнаруженные в ходе проверки места, где хранились отходы строительства, образовавшиеся в результате демонтажа ранее установленного на заправочной станции оборудования, являлись специально оборудованными местами временного хранения отходов, предусмотренные строительной документацией, проверялись судом первой инстанции и не нашли своего подтверждения.
Утверждения защиты о том, что в ходе проведения обследования земельного участка административным органом не было учено, что имело место не захламление земельного участка строительным мусором, а временное складирование отходов сноса в специально предназначенных для этого местах, не могут быть приняты во внимание, поскольку они так же не подтверждены.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 4.1, 4.4, 4.6 постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 98 ВПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями- природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках", временное хранение отходов производства и потребления на территориях природопользователей осуществляется в специально отведенных и оборудованных для этой цели местах (на площадках временного хранения отходов).
Для временного хранения отходов производства и потребления могут эксплуатироваться специально оборудованные открытые и/или закрытые площадки.
Временное хранение отходов производства и потребления в пределах открытой площадки может осуществляться при условии соблюдения нормативов допустимого воздействия на окружающую среду и гигиенических нормативов. На открытой площадке могут храниться отходы IV-V классов опасности для окружающей природной среды или более высокого класса в специальной герметично закрывающейся таре.
Пунктами 4.6.1 - 4.6.2 постановления Правительства Москвы от 12 декабря 2006 года N 981-ПП "Об утверждении Единых экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов производства и потребления организациями- природопользователями города Москвы на занимаемых земельных участках" предусмотрено, что открытая площадка временного хранения отходов производства и потребления представляет собой специально выделенный и оборудованный участок, предназначенный для временного хранения отходов и оборудованный в соответствии с требованиями экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности. Площадка временного хранения отходов производства и потребления должна:
- располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- быть загорожена забором или сеткой-рабица для предотвращения доступа посторонних лиц;
иметь твердое водонепроницаемое покрытие (асфальтовое, бетонное, железобетонное, керамзитобетонное и др.);
- спланирована так, чтобы участок складирования отходов был защищен от подтопления поверхностными водами. При необходимости перехвата дождевых и паводковых вод по границе площадки проектируется водоотводный лоток, ограждение или обваловка. Необходимо исключить попадание поверхностного стока с площадки временного хранения отходов производства и потребления в ливнесток. Для очистки указанного поверхностного стока предусматриваются или используются имеющиеся специальные очистные сооружения или обеспечивается оборудование площадки (крыша, навес), исключающее сток.
Пунктом 3.4. Порядка обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 25.06.2002 N 469-ПП "О Порядке обращения с отходами строительства и сноса в г. Москве", определено, что места временного хранения (складирования) отходов строительства и сноса (далее - места хранения) должны отвечать следующим требованиям:
- места хранения должны располагаться непосредственно на территории объекта образования отходов строительства и сноса или в непосредственной близости от него на участке, арендованном отходопроизводителем под указанные цели у собственника (пользователя) такого участка;
- размер (площадь) места хранения определяется расчетным путем, позволяющим распределить весь объем временного хранения образующихся отходов строительства и сноса на площади места хранения с нагрузкой не более 3 т/кв. м;
- места хранения должны иметь ограждение по периметру площадки в соответствии с ГОСТ 25407-78 "Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ";
- места хранения должны быть оборудованы таким образом, чтобы исключить загрязнение отходами строительства и сноса почвы и почвенного слоя;
- освещение мест хранения в темное время суток должно отвечать требованиям ГОСТ 12.1.046-85 "Нормы освещения строительных площадок";
- размещение отходов в местах хранения должно осуществляться с соблюдением действующих экологических, санитарных, противопожарных норм и правил техники безопасности, а также способом, обеспечивающим возможность беспрепятственной погрузки каждой отдельной позиции отходов строительства и сноса на автотранспорт для их удаления (вывоза) с территории объекта образования отходов строительства и сноса;
- для раздельного складирования габаритных отходов строительства и сноса (по позициям, классам опасности и последующему назначению: переработка, захоронение или обезвреживание) места хранения должны быть оборудованы бункерами-накопителями объемом не менее 2,0 куб. м в необходимом количестве;
- раздельное складирование негабаритных отходов (НГСО), не относящихся к опасным, осуществляется на открытых площадях мест хранения;
- к местам хранения должен быть исключен доступ посторонних лиц, не имеющих отношения к процессу обращения отходов или контролю за указанным процессом.
В ходе рассмотрения дела ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" представлен суду проект организации по сносу и демонтажу объектов капитального строительства - проектная и рабочая документация для реконструкции АЗС N 631, по адресу: Москва, ул. Б.Косинская, д.8, с планом земельного участка.
Согласно указанному проекту и плану при реконструкции АЗС предполагалось наличие места в ременно го хранени отходов строительства в пределах отведенного земельного участка - одной временной площадки складирования и резки металлоконструкций.
При сопоставлении данного плана рабочей документации и чертежа земельного участка с указанием очагов захламления - приложения к акту обмера земельного участка с фототаблицей, суд делает вывод, что указанные в акте и приложении к акту два места захламления общей площадью ***, не соответствуют месту временной площадки складирования и резки металлоконструкций в пределах отведенного земельного участка, указанному в плане рабочей документации.
Анализ содержания указанной выше документации позволяет сделать однозначный вывод о том, что ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" произведено складирование строительного мусора на участке вне специально отведенного места, т.е. осуществлено захламление принадлежащего земельного участка.
В этой связи ссылка защиты на то, что ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" было вправе 7 дней не вывозить отходы со строительной площадки основана на ином толковании закона и не может быть принята во внимание.
Довод жалобы о том, что обжалуемое постановление было вынесено административным по истечении срока давности привлечения к ответственности, не обоснован.
Как установлено в суде факт нарушения ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" правил землепользования выявлен 26.02.2019. Постановление должностным лицом административного органа вынесено 14.03.2019, то есть в пределах 2-х месячного срока.
В порядке ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Вместе с тем, материалы настоящего дела не содержат каких-либо доказательств, подтверждающих, что ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, регламентирующих порядок использования земельного участка за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт", будучи юридическим лицом, обязано осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и предвидеть последствия совершения или не совершения им юридически значимых действий, чего в данном случае обществом сделано не было.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом и судом соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 6.9 КоАП г. Москвы, с учетом характера совершенного правонарушения, выразившегося в нарушении требований к землепользованию в городе Москве, степени общественной опасности, конкретных обстоятельств, соответствует принципам справедливости, законности, неотвратимости наказания, отвечает признаку индивидуализации административной ответственности, согласуется с его предупредительными целями.
Исключительных обстоятельств, которые могли бы повлиять на выводы суда о виде и размере назначенного обществу наказания, не установлено.
Бремя доказывания по делу распределено верно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ, принцип презумпции невиновности соблюден, каких-либо неустранимых сомнений, которые должны бы трактоваться в пользу общества, материалы дела не содержат.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов должностного лица административного органа и решения судьи районного суда, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья Московского городского суда
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника Управления административного производства Госинспекции по недвижимости N***от 14.03.2019, решение судьи Перовского районного суда города Москвы от 01.07.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.9 КоАП г.Москвы, в отношении ООО "Лукойл-Центрнефтепродукт" оставить без изменения, жалобу защитника по доверенности Дьяченко Е.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Мисюра С.Л.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.