Заключение по проектам федеральных законов
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон
"О предупреждении распространения в Российской
Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекции)", внесенным Законодательным Собранием
Тверской области, Законодательным Собранием Краснодарского края
и Законодательным Собранием Ульяновской области.
Законодательные Собрания Тверской области, Краснодарского края и Ульяновской области внесли на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О предупреждении распространений в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)", основной целью которых является расширение контингентов лиц, подлежащих обязательному медицинскому обследованию для выявления ВИЧ-инфекции (статья 9 указанного Федерального закона).
Предлагается установить обязательное медицинское освидетельствование для лиц, употребляющих наркотики (Законодательное Собрание Тверской области), лиц, принимающих психоактивные вещества парэнтерально и больных по клиническим показаниям (Законодательное Собрание Ульяновской области), а также граждан, названных в части первой пункта 4 статьи 24 Закона РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Законодательное Собрание Краснодарского края).
Каким бы привлекательным ни казалось расширение контингента обязательно обследуемых лиц из групп риска, оно на практике неосуществимо без колоссальных финансовых затрат на диагностикумы, с одной стороны, и чрезвычайно низкой эффективности - с другой - вследствие невозможности установить разумную кратность обследования указанных лиц. Только сознательное поведение граждан, свободно обращающихся для обследования, уравновешивает оба этих обстоятельства. Репрессивные меры, напротив, могут загнать проблему "в подполье". Кроме того, следует иметь в виду, что мероприятия по выявлению ВИЧ-инфекции должны сопровождаться выделением финансовых средств на лечение и наблюдение за такими больными. Решение только одной проблемы - увеличение числа обследуемых - становится бессмысленной акцией, так как трудности с Федеральным бюджетом 1998 года не позволят решить и вторую часть проблемы - выделить немалые деньги на лечение и социальную реабилитацию ВИЧ-инфицированных.
Действующий в системе Министерства здравоохранения Российской Федерации порядок обследования позволяет в настоящее время проводить обследование довольно больших групп населения, что способствует своевременному выявлению ВИЧ-инфицированных.
Указанные выше нормы неприемлемы и неэффективны для противодействия распространению СПИДа, однако другие нормы предлагаемых законопроектов могут обсуждаться для принятия окончательного решения.
Полагаем, что в предложенном варианте все три законопроекта следует отклонить, так как даже простое их обсуждение в прессе создаст нездоровую атмосферу в обществе, приведет к излишней политизации указанного вопроса, уведет от необходимости принятия реальных мер по должному финансированию программы по борьбе со СПИДом и просвещению населения, выделению финансовых ресурсов для лечения уже выявленных больных СПИДом и даст лишний повод для обвинения депутатов Государственной Думы в ущемлении прав граждан.
Председатель Комитета |
Н.Ф.Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.