Пояснительная записка
к проекту федерального конституционного закона N 97059914-2 "О Социальном и экономическом Совете Российской Федерации"
Досье на проект федерального конституционного закона
Основой послания Президента РФ Федеральному собранию в 1997 году явилась идея общественного примирения и согласия.
В этой связи становится исключительно актуальной задача формирования в России структур, аналогичных прошедшим апробацию в европейских государствах, имеющих как и Россия социальную направленность.
Одной из таких структур, до настоящего времени не задействованных в системе российского общества является Социальный и экономический Совет.
Общеизвестно, что в демократических государствах политическая власть опирается на всеобщее избирательное право. Такова на сегодняшний день реальность, и в России.
Однако сложившаяся в Европейских государствах концепция, что личность приобретает дополнительную ценность по своей связи с определенной социальной группой, приводит к пониманию необходимости разделения систем политического управления, ориентированного на интересы всего общества в целом без учета групповых интересов и социально-экономического управления, ориентированного на интересы различных групп общества.
Учитывая роль современного государства в экономической жизни и важность общественно-профессиональных групп, активно участвовавших в России до 1917 года в диалоге между экономическими и социальными группами властью (гильдии, союзы и т.п.) становится насущным возрождение традиционного для России привлечения их к разработке экономической и социальной политики.
Сложившийся в российском обществе отрыв политической жизни от реальных социальных и экономических проблем и формирование систем влияния на принятие решений, основанное на политических симпатиях и антипатиях приводит к излишней политизации вопросов, которые могут и должны разрешаться неполитическими методами, традиционно принятыми во всем мире.
Активный поиск системы, позволяющей вести плодотворный и конструктивный диалог между государством, работодателями всех видов и союзами наемных работников в социальной и экономической области неизбежно приводит к необходимости формировать структуру, обеспечивающую возможность представителям этих групп, являющихся "жизненной силой страны" (директора предприятий, рабочие, представители сельского хозяйства, ремесленники), обмениваться мнениями и обсуждать свои проблемы, а так же предоставить им официальную трибуну для свободного изложения различных точек зрения.
Консолидация общественности, имеющей реальную экономическую власть вокруг государства возможна только при придании ей реальных функций и предоставлении соответствующего места в государственной системе.
Таким образом задачи, изложенные в Президентском послании, деятельность Федерального Собрания РФ и мероприятия Правительства РФ, направленные на поиск системы, позволяющей консолидировать здоровые силы общества могут быть объединены в работе по созданию Социального и экономического Совета Российской Федерации, как рекомендательного и консультативного органа всех ветвей власти и не политизированной трибуны для изложения мнений легитимных представителей широкой общественности, позволяющей одновременно принимать легитимные решения с учетом мнения большинства.
Предпринимавшиеся до последнего времени в России попытки создания структур, которые должны были бы нести аналогичные функции не принесли желаемых результатов, поскольку в них отсутствовали одна или несколько составляющих необходимых для нормальной работы такой структуры, а именно легитимность представительства общественности, статус по отношению к другим государственным структурам, процедура принятия решений, законодательное закрепление прав и обязанностей.
Обязанности Социальных и экономических Советов чрезвычайно широки, они распространяются на актуальные вопросы, по которым необходимо выработать рекомендации для органов государственной власти, иногда по просьбе Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства РФ, иногда по собственной инициативе.
Фактически не вмешиваясь в законодательный процесс, такие структуры позволяют выявить мнение большинства по основным вопросам экономической и социальной политики и выработать квалифицированные рекомендации.
Речь идет о том, чтобы довести до сведения Президента РФ, Федерального Собрания РФ и Правительства те рекомендации, которые дают профессиональные организации, представленные в Социальном и экономическом Совете, что является особо важным для государственных органов.
Учитывая, что Социальный и экономический Совет может по собственной инициативе принять к рассмотрению вопрос, он так же может привлечь внимание Правительства на те реформы, которые ему представляются необходимыми, что в условиях проведения глобального реформирования экономики может оказаться чрезвычайно полезным.
Создание структур экономических и социальных советов важно так же для исключения "черного" лоббирования групповых интересов в законодательных органах, поскольку пока в России нет иного пути для защиты этих интересов, как непосредственное влияние на законодателя. Создавшееся положение приводит к систематическим перекосам в сторону то одной, то другой группы и, фактически отвлекает законодателя от его основной функции - формирования единого законодательного поля.
Создание Социального и экономического Совета одновременно стимулирует объединение, как предпринимателей, так и работников для защиты своих интересов в легальной государственной структуре.
Социальный и экономический Совет имеет еще одну важную цель - это привлечение представителей территорий к процессу общественного диалога на профессиональном уровне.
Отметим, что роль Социального и экономического Совета является исключительно совещательной и консультативной, при этом Президент РФ, Правительство РФ и Федеральное Собрание РФ сохраняют полную свободу принятия решений в то же время получая информацию, об одобрении или неодобрении большинством того или иного проекта, что позволяет спрогнозировать возможную степень противодействия его принятию и реализации.
Учитывая нестабильность социальной и экономической системы в России существование не политизированного государственного консультативного органа с широким представительством окажет серьезное воздействие на стабилизацию этой системы.
Опыт деятельности аналогичного экономического и социального совета Франции показывает что рекомендации экономического и социального совета являются рекомендациями "квалифицированного универсала", что представляет собой особый интерес, поскольку не является мнением узкого специалиста.
Для Правительства и Парламента сотрудничество с экономическим и социальным советом является особенно ценным по двум причинам:
- серьезность и объективность исследований, проделанных членами Совета, которые являются опытными практиками и широта компетенции которых охватывает самые различные профессиональные области;
- хорошие отношения и лучшее взаимопонимание, создаваемые проделанной работой облегчают диалог между партнерами, представленными в Совете.
Располагая полной автономией в работе, используя исключительно обширный опыт своих членов, свободных от будничных дел, Совет может размышлять над проблемами будущего и вырабатывать рекомендации, которые лягут в основу дальнейших важных политических решений.
Опыт европейских стран по формированию таких структур показывает их высокую эффективность, что подтверждается созданием аналогичных структур в странах Общего рынка, Африки, Латинской Америки, соответствующего комитета в системе Европейского сообщества, в ООН, активной работой по созданию Международной Лиги экономических и социальных советов.
Включение России в систему экономических и социальных советов явится очередным позитивным шагом в процессе развития партнерства в Европе и в мире.
Проект Закона подготовлен депутатами Государственной Думы РФ В.В.Жириновским, С.Н.Абельцевым, В.А.Лисичкиным.
Депутаты Государственной Думы РФ
|
В.В.Жириновский С.Н.Абельцев В.А.Лисичкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.