Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 28 августа 2019 г. по делу N 33а-1091/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Цыбульника В.Е, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 июня 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований подполковника запаса Петренко Сергея Николаевича об оспаривании приказов командующего Восточным округом войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - ВО ВНГ РФ) и начальника Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю (далее - Управление) об увольнении истца с военной службы и исключении его из списков личного состава Управления.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя командующего ВО ВНГ РФ и Управления - майора юстиции Коновалова Д.О, возражавшего против доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Тена С.В, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Петренко С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными приказ командующего ВО ВНГ РФ от
7 марта 2019 г. N 33 об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и приказ начальника Управления от
14 марта 2019 г. N 46 об исключении его из списков личного состава Управления, обязать указанных воинских должностных лиц отменить эти приказы и восстановить его на военной службе.
Также административный истец просил взыскать с административных ответчиков в его пользу в счет компенсации морального вреда 50000 руб.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Петренко С.Н. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы истец указывает, что представленный ответчиком акт от 22 октября 2018 г. содержит недостоверные сведения об отказе от подписания им договора найма служебного помещения, так как ему никто не предлагал подписать этот договор. Указанный акт появился только после его обращения в суд с исковым заявлением, что подтверждается анализом описи и других документов об увольнении его с военной службы, представленных командованием ВО ВНГ РФ, в которых данный документ нигде не упоминается.
При этом в акте не указано время его составления, нет отметки об ознакомлении с ним, нет номера и отметки о его регистрации в Управлении. Судом не принято во внимание, что в период с 17 июля по 16 ноября 2018 г. он находился в служебной командировке в "адрес" в распоряжении директора Приморского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Из документов, которые якобы подтверждают его обеспеченность
служебным жильем, в наличии имеется только протокол заседания жилищной комиссии от 12 октября 2018 г, ознакомившись с которым он письменно выразил свое несогласие с ним и указал, что ему хватает одной комнаты. Другого доказательства выражения им отказа не имеется.
Также суд не учел, что дата его ознакомления с протоколом заседания жилищной комиссии в кабинете начальника кадров подполковника А.Ю... указана неверно, так как ни полковника А.Б., ни старшего лейтенанта Д.В. ни прапорщика К.А... при этом в кабинете не было.
Принимая решение, суд руководствовался положениями утратившего силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487.
В жалобе истец выражает несогласие с выводом суда о том, что по месту прохождения военной службы он обеспечен служебным жилым помещением, тогда как в приказе от 7 марта 2019 г. N 33 указано, что он проживает
в служебном жилом помещении, а не обеспечен им.
Приводя положения статей 2 и 10 ЖК РФ, в соответствии с которыми жилые помещения предоставляются гражданам по договорам найма, истец утверждает, что для возникновения права пользования жилым помещением необходима совокупность юридических фактов, состоящих из решения о предоставлении жилого помещения, договора найма жилого помещения, передачи наймодателем жилого помещения нанимателю. Причем, по его мнению, эти обстоятельства должны быть совершены строго в указанном им порядке.
Поскольку в отношении него имеется только решение о выделении служебного жилья, а ему была лишь предоставлена возможность временно проживать в жилом помещении, фактически на день увольнения служебным жилым помещением по месту прохождения военной службы он обеспечен не был. Поэтому истец полагает, что в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" без его согласия он не мог быть уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
Со ссылкой на пункт 29 приказа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. N 667 "Об утверждении порядка и условий направления (командирования) военнослужащих и лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, войск национальной гвардии Российской Федерации в служебные командировки", в соответствии с которым в срок командировки включается день возвращения (включительно) из служебной командировки, в жалобе утверждается, что 7 марта 2019 г. врио командующего
ВО ВНГ РФ генерал-лейтенант С.М. не имел право издавать приказы, так как в этот день он только возвратился из служебной командировки, а поэтому считался находящимся в командировке.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель командующего ВО ВНГ РФ и врио начальника Управления просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с абзацем первым пунктом 1, пунктами 14 и 19 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения.
В абзаце втором пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях без их согласия не могут быть уволены с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 этого Федерального закона.
В соответствии с пунктом 17 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, военнослужащие, пожелавшие изменить место своего жительства в порядке, установленном пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", не входят в перечень лиц, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 23 названного федерального закона, имеющих право на социальную гарантию в виде запрета на увольнение с военной службы до получения жилого помещения. Указанные военнослужащие в целях соблюдения гарантии их права на свободу выбора места жительства при увольнении с военной службы законодателем выделены в отдельную категорию граждан, которыми это право реализуется по избранному месту жительства.
Следовательно, реализация права военнослужащего этой категории военнослужащих на получение жилого помещения по избранному месту жительства возможна после увольнения с военной службы.
Как усматривается из материалов дела, Петренко С.Н. проходит военную службу с 1995 года. С 15 декабря 2017 г. в связи с проведением организационно-штатных мероприятий он зачислен в распоряжение начальника Управления.
Согласно телеграмме ВО ВНГ РФ от 28 декабря 2018 г. N т/800/10/-11306 возможность назначения Петренко С.Н. на равную воинскую должность в войсках национальной гвардии Российской Федерации отсутствует.
От назначения на высшую или низшую воинские должности истец отказался.
По решению жилищной комиссии Управления от 16 ноября 2017 г. (протокол N 10) Петренко С.Н. по месту службы в "адрес" предоставлено служебное жилое помещение для временного проживания в виде одной комнаты в квартире общей площадью 91 кв. м по адресу: "адрес", в которой он проживал до увольнения с военной службы.
Как видно из пояснений истца в суде первой инстанции, в 2017 году ему была предоставлена в указанной квартире одна комната, так как семья с ним не проживала.
В соответствии с решением жилищной комиссии Управления от 1 апреля 2018 г. (протокол N 8) Петренко С.Н. с 1 августа 2017 г. состоял на учете для предоставления жилого помещения по избранному месту жительства в
"адрес".
Решением жилищной комиссии Управления от 24 мая 2018 г. (протокол
N 12) удовлетворено заявление истца об изменении формы жилищного обеспечения на жилищную субсидию.
Решением жилищной комиссии Управления от 12 октября 2018 г. (протокол N 28) истцу в качестве служебного жилого помещения предоставлена вся квартира по адресу: "адрес" в одной из комнат которого он проживал ранее.
Как видно из письменных возражений истца от 22 октября 2018 г. на это решение, он не согласился с ним, полагая, что ему достаточно одной ранее предоставленной комнаты в этой квартире.
В соответствии с актом, составленным от 22 октября 2018 г. полковником А.Б... в присутствии военнослужащих Управления старшего лейтенанта Д.В... и прапорщика К.А. истец отказался подписать договор найма служебного жилого помещения.
При указанных обстоятельствах препятствий к изданию приказа об увольнении истца с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями у командования не имелось.
Приказом командующего ВО ВНГ РФ от 7 марта 2019 г. N 33
Петренко С.Н. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями с оставлением в списках очередников на получение жилищной субсидии.
Согласно пункту 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий, уволенный с военной службы, не подлежит без его согласия исключению из списков личного состава воинской части до проведения с ним расчетов по денежному довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению.
Поскольку таких препятствий для исключения истца из списков личного состава Управления судом первой и апелляционной инстанций не установлено, то оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого приказа начальника Управления от 14 марта 2019 г. N 46 не имеется.
Следовательно, гарнизонный военный суд, правильно установив факт отсутствия нарушений прав истца действиями воинских должностных лиц, обоснованно отказал в удовлетворении требований о восстановлении истца на военной службе.
Довод Петренко С.Н. о недействительности акта от 22 октября 2018 г. о его отказе от подписания договора найма служебного помещения, в том числе потому, что он не мог быть составлен в этот день, поскольку он находился в служебной командировке, является необоснованным. Как видно из письменных возражений истца на решение жилищной комиссии от 12 октября 2018 г, они написаны им в день составления оспоренного акта.
Утверждение истца о том, что суд руководствовался положениями утратившего силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487, является необоснованным, поскольку оно признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2019 г. N 493, которое вступило в силу с 3 мая 2019 г, то есть на момент возникновения спорных правоотношений по данному делу должны применяться нормы этого постановления.
Указание в приказе от 7 марта 2019 г. N 33 о том, что Петренко С.Н. проживает в служебном жилом помещении, а не обеспечен им, на правильность выводов суда не влияет.
Мнение истца о том, что отсутствие договора найма служебного жилого помещения является основанием для запрета на увольнение с военной службы без его согласия в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения либо субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, ошибочно, так как при фактическом предоставлении жилого помещения по месту прохождения военной службы препятствия для его увольнения отсутствуют.
Указание в жалобе о том, что врио командующего ВО ВНГ РФ не имел право издавать приказы 7 марта 2019 г, так как он полагался находящимся в командировке, является необоснованным, поскольку служебная командировка военнослужащего не исключает возможность исполнять им свои должностные обязанности в день возвращения к месту службы.
Таким образом, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 13 июня 2019 г. по административному исковому заявлению Петренко Сергея Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.