Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 28 августа 2019 г. по делу N 33а-1092/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Василенко И.И,
судей
Коробенко Э.В. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Рощевском А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 10 июня 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных ефрейтором в отставке Небабиной Галией Растемовной требований об оспаривании действий командиров войсковых частей N и N, связанных с порядком увольнения истца с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад заместителя председателя суда Василенко И.И, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Арефьева М.С, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
приказом командира войсковой части N от 29 марта 2019 г. N 36 Небабина Г.Р, общая продолжительность военной службы которой составляет более 10 лет, признанная нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства с формой обеспечения в виде субсидии для приобретения либо строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия), досрочно уволена с военной службы по состоянию здоровья в отставку с оставлением в списках очередников на получение жилья. Приказом командира войсковой части N от 10 апреля 2019 г. N 49-ДД она с 18 апреля того же года исключена из списков личного состава воинской части.
Небабина Г.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указала, что жильем не обеспечена, согласие на увольнение с военной службы до обеспечения жилым помещением не давала. Поэтому она просила признать указанные приказы незаконными, обязать должностных лиц их отменить и восстановить ее на военной службе, обеспечив всеми видами довольствия, недополученными после необоснованного увольнения.
Гарнизонным военным судом в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы, излагает обстоятельства дела и, анализируя нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а также ссылаясь на разъяснения Пленума Верховного суда Российской Федерации, изложенные в п. 48 постановления от 29 мая 2014 г. N 8, указывает, что в нарушение пункта 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" она без ее согласия уволена с военной службы и исключена из списков личного состава воинской части до обеспечения жилым помещением для постоянного проживания в форме жилищной субсидии.
Истец обращает внимание, что предоставленное ей по договору найма служебное жилое помещение, вопреки выводам суда, не свидетельствует об обеспеченности ее жильем по месту службы, поскольку оно является специализированным жилым помещением и приватизации не подлежит. Кроме того, ее выбор г. Сочи Краснодарского края в качестве избранного места жительства был вынужденным, поскольку в представленном жилищным органом списке городов, в которых имеются жилые помещения для обеспечения военнослужащих, г. Волгоград и пгт. Октябрьский Волгоградской области отсутствовали. Изменив в январе 2018 года форму обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии, она фактически отказалась от обеспечения жильем в г. Сочи и пожелала быть обеспеченной субсидией для приобретения жилья по месту службы. Это было обусловлено расторжением ею брака и необходимостью ухода за больной матерью. Однако судом указанным обстоятельствам оценка не дана.
В возражениях на апелляционную жалобу врио командира войсковой части N просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно абзацу двенадцатому п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства.
В соответствии с абзацами вторым и третьим п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, когда они отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии.
Аналогичные предписания содержатся в п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы. При этом в силу названной нормы Положения военнослужащий, изъявивший желание получить жилое помещение не по месту увольнения с военной службы, увольняется с военной службы и обеспечивается жилым помещением в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Содержание названных правовых норм во взаимосвязи указывает на то, что перечисленные в них категории военнослужащих, изъявивших желание получить жилье для постоянного проживания по месту увольнения с военной службы, не могут быть уволены без их согласия в случае необеспеченности жильем по месту военной службы в период ее прохождения. Иное толкование данных норм уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто обеспечен им. Между тем из закона такое равенство не вытекает.
Поэтому препятствий для увольнения военнослужащих, обеспеченных жилыми помещениями по месту военной службы, не имеется, поскольку за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как видно из материалов дела, Небабина Г.Р, заключившая первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, имеющая общую продолжительность военной службы более 10 лет, признанная нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания в г. Сочи и избравшая в последующем форму обеспечения в виде предоставления жилищной субсидии, обеспечена по месту прохождения военной службы в пгт. Октябрьском Волгоградской области служебным жилым помещением.
Заключением военно-врачебной комиссии от 10 сентября 2018 г. N 6/1087 Небабина Г.Р. признана ограниченно годной к военной службе.
На основании ее рапорта об увольнении с военной службы по состоянию здоровья 15 марта 2019 г. состоялось заседание аттестационной комиссии войсковой части N, по результатам которого принято решение о целесообразности увольнения Небабиной Г.Р. по указанному основанию. В этот же день с ней проведена беседа в связи с предстоящим увольнением с военной службы по состоянию здоровья, в ходе которой она выразила несогласие с увольнением до предоставления жилищной субсидии.
Приказами командира войсковой части N от 29 марта 2019 г. N 36 Небабина Г.Р. досрочно уволена с военной службы по состоянию здоровья в отставку с оставлением в списках очередников на получение жилья, а приказом командира войсковой части N от 10 апреля 2019 г. N 49-ДД она с 18 апреля того же года исключена из списков личного состава воинской части.
Согласно договору найма служебного жилого помещения от 12 декабря 2015 г. N 31 и дополнительному соглашению к нему от 3 июня 2019 г. N 1 Небабина Г.Р. и члены ее семьи (дети ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.р.) обеспечены служебным жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес" общей площадью 56,17 кв.м, в котором они вправе проживать после увольнения истца с военной службы до обеспечения ее жилищной субсидией, но не более одного года.
Из сообщения начальника отделения (территориального, г. Волгоград) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" от 4 июня 2019 г. N 15-14/1486 следует, что в случае необеспечения Небабиной Г.Р. жилищной субсидией действие ранее заключенного договора найма служебного жилого помещения будет продлено.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 1999 г. N 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
По смыслу п. 5 данного Положения жилищный договор найма служебного жилого помещения, заключенный с военнослужащим, уволенным с военной службы по состоянию здоровья при общей продолжительности этой службы 10 лет и более, не может быть расторгнут до обеспечения военнослужащего жилым помещением для постоянного проживания.
Такой военнослужащий после увольнения с военной службы не может быть выселен из занимаемого служебного помещения до предоставления ему жилого помещения в избранном постоянном месте жительства либо жилищной субсидии.
Решением Думы Советского сельского поселения Калачевского муниципального района Волгоградской области от 2 октября 2006 г. N 15/6 с учетом изменений, внесенных решением того же органа местного самоуправления от 8 декабря 2015 г. N 18/70, норма предоставления жилого помещения по договору социального найма в вышеуказанном поселке составляет 18 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.
Таким образом, что к моменту издания приказа об увольнении с военной службы по состоянию здоровья Небабина Г.Р. была обеспечена по месту прохождения военной службы служебным жилым помещением надлежащей площади, из которого не подлежит выселению до предоставления жилищной субсидии. При этом право истца на обеспечение жилым помещением может быть реализовано и после увольнения с военной службы.
Следовательно, вывод гарнизонного военного суда об отсутствии препятствий для увольнения Небабиной Г.Р. с военной службы является правильным.
Утверждение в жалобе о том, что ее выбор в качестве избранного места жительства г. Сочи Краснодарского края был вынужденным ничем объективным не подтверждается и, напротив, опровергается ее пояснениями в суде первой инстанции о добровольности такого выбора. При этом суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку несостоятельности довода Небабиной Г.Р. о том, что, изменив в январе 2018 года форму обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии, она пожелала быть обеспеченной жилым помещением по месту службы, так как этот довод истца опровергался материалами жилищного дела и ее пояснениями в суде о желании приобрести жилье в г. Волгограде, то есть в месте, отличном от места службы.
Поскольку приказ об исключении из списков личного состава воинской части Небабина Г.Р. оспаривала только в связи с неправомерностью, по ее мнению, увольнения с военной службы, то отказ гарнизонного военного суда в удовлетворении требования об отмене этого приказа также является правильным.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 10 июня 2019 г. по административному исковому заявлению Небабиной Галии Растемовны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.