Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 февраля 2019 г. по делу N 33а-222/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Тогубицкого В.А. и Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Григорьевой Д.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам административного истца и ее представителя - Тур К.Ю. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований вдовы капитана 2 ранга Сергеева Александра Станиславовича - Сергеевой Марины Николаевны о признании незаконными действий начальника
1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии истца и членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционных жалоб, объяснения административного истца и ее представителя - адвоката Тур К.Ю. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 14 мая 2018 г. N 57/сев Сергеевой М.Н. и членам ее семьи (сыновьям - В.А... и Д.А..) отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что им принадлежит по 1/4 доли в праве собственности на жилое помещение общей площадью 68,3 кв.м, расположенное по адресу: "адрес"
Не согласившись с данным решением, Сергеева М.Н. оспорила его в судебном порядке и просила суд обязать жилищный орган повторно рассмотреть вопрос о принятии ее с сыновьями на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. В обоснование Сергеева М.Н. утверждает, что суд ошибочно посчитал, что спорные правоотношения возникли на момент смерти ее супруга - военнослужащего в 2014 г. При этом судом первой инстанции не учтено решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2017 г, оставленное без изменения в апелляционном порядке, в котором, по ее мнению, уже установлены необходимые для разрешения данного спора обстоятельства, и выражает несогласие с позицией жилищного органа относительно расчета нуждаемости ее с сыновьями в жилье.
Автор жалобы, анализируя отдельные положения Федерального закона "О статусе военнослужащих", считает, что решение вопроса о постановке на жилищный учет членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, наступает с момента их обращения в жилищный орган, и определение их нуждаемости должно исчисляться исходя из установленной законом
г. Севастополя от 5 мая 2015 г. N 134-ЗС учетной нормы, составляющей 12 кв.м на одного человека.
В апелляционной жалобе представитель административного истца - Тур К.Ю. также просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных требований. В обоснование она утверждает, что суд неправильно установилдату обращения истца в жилищный орган с заявлением о постановке на жилищный учет, а также обращает внимание на то, что ранее вынесенное отделом управления жилищного обеспечения решение по аналогичному вопросу отменено в судебном порядке. Представитель также отмечает, что суд первой инстанции не учел социальные гарантии, предусмотренные для детей-сирот и вдов военнослужащих, к категории которых относятся Сергеева М.Н. с сыновьями. В остальной части жалобы ее автор приводит доводы схожие по своему содержанию с позицией истца, изложенной ею в своей апелляционной жалобе.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что супруг административного истца - Сергеев А.С, заключивший контракт о прохождении военной службы до 1998 г, и имевший основания быть признанным нуждающимся в жилых помещениях в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", умер 12 февраля 2014 г. в период прохождения военной службы.
Согласно справке начальника ЦСО Военного комиссариата г. Севастополя от 17 октября 2014 г. в личном деле Сергеева А.С. записаны супруга -
Сергеева М.Н. и двое сыновей - В.А... и Д.А.
Из материалов дела усматривается, что истцу, ее двум сыновьям и племяннице - М.О... в равных долях принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 68,3 кв.м.
Данная квартира была приватизирована сыновьями Сергеевой М.Н, ее матерью и племянницей в 2005 году по 1/4 доли на каждого, после чего мать истца - Н.Г. в 2008 году подарила принадлежащую ей долю дочери. При этом согласно справке, выданной муниципальным предприятием "Жилищное хозяйство" Киришского городского поселения, родители истца - Н.М... и Н.Г. зарегистрированы и проживают в указанной квартире с 1981 года. Таким образом в квартире зарегистрированы 6 человек.
После очередного обращения Сергеевой М.Н. в адрес жилищного органа с заявлением о постановке на жилищный учет начальник отдела управления жилищного обеспечения принял решение от 30 октября 2017 г. N 86/сев, которым истцу и ее двум сыновьям в удовлетворении данного заявления было отказано со ссылкой на то, что она и члены ее семьи являются собственниками жилого помещения, площадь которого составляет 17,08 кв.м на каждого, что с учетом самого погибшего военнослужащего превышает установленную законом
г. Севастополя от 5 мая 2015 г. N 134-ЗС учетную норму, составляющую 12 кв.м. на одного человека.
Вступившим в законную силу решением Севастопольского гарнизонного военного суда от 18 декабря 2017 г, оставленным без изменения в апелляционном порядке 4 апреля 2018 г, вышеуказанное решение отменено и на жилищный орган возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о признании Сергеевой М.Н. и членов ее семьи нуждающимися в получении жилого помещения.
При этом апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 4 апреля 2018 г. N 33а-423/2018 указано, что при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения подлежали учету истец, ее двое сыновей, родители и племянница. В связи с этим Сергеева М.Н. с сыновьями обеспечены менее установленной в г. Севастополе учетной нормы, составляющей 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
Вопреки этому решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 14 мая 2018 г. N 57/сев Сергеевой М.Н. и ее сыновьям вновь отказано в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений, исходя из того, что обеспеченность истца и ее сыновей на момент смерти военнослужащего в 2014 г. составляла 6,03 кв.м, а учетная норма в 2014 г. составляла менее 5 кв.м жилой площади на одного человека.
Между тем, в соответствии с частью 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства.
Эти требования процессуального законодательства при разрешении настоящего дела судом первой инстанции применены не были.
Более того, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд также исходил из того, что при определении степени нуждаемости Сергеевой М.Н. и двух ее сыновей в жилищном обеспечении, применению подлежала учетная норма, действовавшая на момент смерти супруга истца в 2014 г, составляющая в силу Постановления исполнительного комитета Крымского областного Совета народных депутатов и президиума Крымского областного совета профессиональных союзов от 18 декабря 1984 г. N 581 "О правилах учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления им жилых помещений в Крымской области", 5 кв.м. жилой площади на одного человека.
Однако данный вывод суда является неверным по следующим основаниям.
В силу ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
При этом военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 3.1 ст. 24 того же Федерального закона членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8
"О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе. При этом согласно ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Пунктом 29 того же Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации определено, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение необходимо учитывать, что в силу пункта 1.1 статьи 15.1 и пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, в том числе на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что при разрешении вопроса о принятии членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего на жилищный учет в качестве обязательного условия, напрямую зависящего от даты гибели (смерти) военнослужащего, законодатель установиллишь состав его семьи и наличие право на дополнительную общую площадь жилого помещения. Поскольку реализация права на принятие на жилищный учет носит заявительный характер, а определение нуждаемости в жилье определяется жилищным органом на основании представленных документов, подтверждающих эту нуждаемость, то и для определения нуждаемости военнослужащего и членов его семьи в обеспечении жильем следует исходить из тех учетных норм, которые действуют на момент принятия такого решения жилищным органом.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенные положения законодательства в совокупности с приведенными обстоятельствами дела, при определении уровня обеспеченности истца и двух ее сыновей общей площадью жилого помещения, следовало исходить из установленной в г. Севастополе учетной нормы, составляющей 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека (68,3/7=9,75 кв.м.), что в свою очередь свидетельствует об их обеспеченности менее учетной нормы на каждого.
При таких данных оспариваемое решение жилищного органа, связанное с отказом в принятии Сергеевой М.Н. и двух ее сыновей на жилищный учет, следует признать незаконным и подлежащим отмене.
Поскольку судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, и неправильно применены нормы материального права, решение суда по данному делу подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 309 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 10 сентября 2018 г. по административному исковому заявлению Сергеевой Марины Николаевны отменить.
Принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Сергеевой Марины Николаевны удовлетворить.
Признать незаконными решение начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 14 мая 2018 г. N 57/сев об отказе в принятии Сергеевой Марины Николаевны и двух ее сыновей - В.А... и Д.А. на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Обязать начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в течение месяца со дня получения для исполнения копии данного судебного постановления решение от 14 мая 2018 г. N 57/сев отменить и повторно рассмотреть вопрос о принятии Сергеевой Марины Николаевны и двух ее сыновей - В.А... и Д.А... на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.