Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 27 февраля 2019 г. по делу N 33а-242/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Тогубицкого В.А. и Шуайпова М.Г.
при секретаре судебного заседания Кудаевой Д.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Наволока И.А. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 4 декабря 2018 г, которым удовлетворены заявленные требования майора Емелина Ивана Владимировича об оспаривании действий начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ (далее - управление жилищного обеспечения), связанных с отказом во включении его в список на предоставление служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Тогубицкого В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика Наволока И.А. в обоснование поданной жалобы, судебная коллегия
установила:
6 августа 2018 г. Емелин И.В. обратился в управление жилищного обеспечения с заявлением о включении его с членами семьи в список на предоставление служебного жилого помещения, однако решением от 17 августа 2018 г. за N ЮРУЖО-03/366-2018 в этом ему было отказано на том основании, что им не представлен ряд документов, обязанность по представлению которых возложена на военнослужащего.
Емелин И.В. оспорил данное решение в судебном порядке и просил обязать начальника управления жилищного обеспечения рассмотреть вопрос о включении его с семьей в список на предоставление служебного жилого помещения с даты первоначального обращения.
Решением суда административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований. Автор жалобы считает ошибочным вывод суда об обязанности жилищного органа включить истца в список на предоставление служебного жилого помещения, независимо от выполнения им обязанности предоставить необходимые для решения этого вопроса документы. По его мнению, суд фактически предрешилвопрос о праве истца на служебное жилое помещение, нарушив, в том числе, принцип социальной справедливости относительно очередности включения в указанный список иных военнослужащих. Представитель административного ответчика обращает внимание на то, что судом не приведены положения нормативных правовых актов, нарушенные жилищным органом при принятии оспариваемого решения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что Емелин И.В. относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению служебным жильем на весь период службы. 6 августа 2018 г. истец, прибыв к новому месту службы в г. Ростов-на-Дону, подал в управление жилищного обеспечения заявление о предоставлении служебного жилого помещения.
При этом к данному заявлению Емелин И.В. приложил пояснения о невозможности своевременного представления документов, подтверждающих регистрацию супруги и ее дочери по месту жительства, ввиду нахождения документов на оформлении. Кроме того, он указал, что по предыдущему месту службы в г. Хабаровске был обеспечен служебным жилым помещением, которое 23 июля 2018 г. сдал в уполномоченный жилищный орган, однако на момент убытия к новому месту службы соответствующая справка не была готова и будет представлена дополнительно.
Признавая решение жилищного органа незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что непредоставление Емелиным И.В. по независящим от него причинам справки о сдаче служебного жилья по предыдущему месту службы, не может служить основанием для ограничения его права состоять в списке на предоставление служебного жилого помещения.
Однако с данным выводом суда нельзя согласиться.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что военнослужащие, поступившие на военную службу после 1 января 1998 г, и совместно проживающие с ними члены их семей на весь срок военной службы обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями регулируется Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция).
Пунктом 2 Инструкции установлено, что для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению к этой Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны РФ органа, к которому прикладываются, в частности, копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и членов их семей (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); справка о сдаче служебного жилого помещения (необеспеченности служебным жилым помещением) по прежнему месту военной службы (в том числе жилого помещения маневренного фонда или в общежитии).
Согласно пункту 5 Инструкции военнослужащие, предоставившие в структурное подразделение уполномоченного органа заявление и документы, указанные в пункте 2 настоящей Инструкции, включаются в список на предоставление служебных жилых помещений и обеспечиваются служебными жилыми помещениями в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а в случае, если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной службы.
Решение о включении военнослужащего в список на предоставление служебных жилых помещений принимается структурным подразделением уполномоченного органа не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, о чем военнослужащему направляется уведомление по рекомендуемому образцу.
Исходя из изложенного, обязательным условием для реализации права военнослужащего на предоставление служебного жилого помещения является предоставление им полного пакета документов, список которых исчерпывающий.
Таким образом, ограничивая жилищные органы конкретным сроком для принятия решения о включении военнослужащего в список на предоставление служебного жилого помещения, положения Инструкции корреспондируют обязанности военнослужащего представить в жилищный орган все предусмотренные Инструкцией документы. Невыполнение этой обязанности исключает возможность положительного разрешения заявления военнослужащего, хотя и не препятствует повторному обращению его в жилищные органы после устранения недостатков, послуживших основанием для отказа во включении в указанный список.
Между тем, направив 6 августа 2018 г. в управление жилищного обеспечения заявление о включении в список на предоставление служебного жилого помещения, данная обязанность Емелиным И.В. не была выполнена.
Справка от 31 июля 2018 г. о сдаче жилого помещения, а также копии паспорта супруги и свидетельства о регистрации ее дочери по месту жительства в г. Ростове-на-Дону, представлены в управление жилищного обеспечения лишь 9 октября 2018 г.
Причем согласно этим данным супруга и ее дочь зарегистрированы по месту жительства лишь 24 августа 2018 г, то есть, не только после обращения в жилищный орган, но уже и после принятия им оспариваемого решения. Это обстоятельство, само по себе, не свидетельствовало о прибытии их к новому месту службы и исключало возможность включения истца с указанным им составом семьи в список на предоставление служебного жилого помещение с 6 августа 2018 г.
При таких обстоятельствах управление жилищного обеспечения обоснованно отказало во включении истца с семьей в список на предоставление служебного жилья с даты подачи им заявления.
Ввиду неправильного применения норм материального права решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 4 декабря 2018 г. по административному исковому заявлению Емелина Ивана Владимировича отменить.
Принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Емелина Ивана Владимировича отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.