Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 27 февраля 2019 г. по делу N 33а-252/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей Патланя В.А. и Гришина С.В,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя командиров войсковых частей N
(8 общевойсковая армия) и N - Сутковецкой О.Ю. на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2018 г, которым удовлетворены требования майора запаса Литвинова Алексея Викторовича об оспаривании действий командующего 8 общевойсковой армией и командира войсковой части N, связанных с увольнением истца с военной службы и исключением его из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, объяснения представителя ответчиков Сутковецкой О.Ю. в обоснование апелляционной жалобы, истца, возражавшего против доводов жалобы, заключение военного прокурора отдела военной прокуратуры Южного военного округа майора юстиции Тена С.В, предложившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Литвинов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными и подлежащими отмене приказы командующего 8 общевойсковой армией от 12 октября 2018 г. N 52 об увольнении его с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без обеспечения жильем и командира войсковой части N от 17 октября 2018 г. N 212 об исключении его из списков личного состава воинской части.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования Литвинова А.В. удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административных ответчиков просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, анализирует отдельные положения Федерального закона
"О статусе военнослужащих" и полагает, что для увольнения военнослужащего с военной службы без его согласия достаточно его отказа от предложенного жилого помещения или от жилищной субсидии. Поскольку Литвинов А.В. отказывался от предложенной ему жилищной субсидии и от распределенных квартир по избранному месту жительства, у командования имелись основания для его увольнения с военной службы без его согласия и исключения из списков личного состава воинской части.
Далее в жалобе обращается внимание на то, что жилые помещения Министерства обороны РФ, готовые к распределению в г. Балашихе Московской области, общей площадью 18-36 кв.м. отсутствуют, поэтому обеспечить Литвинова А.В. жилым помещением возможно лишь путем получения им жилищной субсидией.
Кроме того, податель жалобы указывает, что суд не выяснил обстоятельства, в силу которых административный истец добровольно отказался реализовывать свое право на предоставление служебного жилого помещения.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник военного прокурора Волгоградского гарнизона - капитан юстиции Морев Н.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы, в том числе в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 этого Федерального закона.
В силу положений ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" вышеуказанные военнослужащие, выбравшие населенный пункт в качестве избранного места жительства, в целях обеспечения их жилыми помещениями до 1 января 2014 г, обеспечиваются жилыми помещениями в населенных пунктах, избранных местом жительства до указанной даты.
Военнослужащим, отказавшимся после 1 января 2014 г. от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному до этой даты месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством РФ, а также изъявившим, начиная с 1 января 2014 г, желание изменить избранное до этой даты место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Из материалов дела следует, что Литвинов А.В. заключил первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, имеет общую продолжительность военной службы более 20 лет и уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
С 27 мая 2009 г. административный истец признан нуждающимся в получении жилого помещения, состоит на жилищном учете составом семьи один человек, и избрал в качестве формы обеспечения жильем предоставление жилого помещения по избранному месту жительства в г. Балашиха Московской области. В августе 2009 г. административный истец зачислен в распоряжение командующего войсками ЮВО в связи с организационно-штатными мероприятиями до обеспечения жилым помещением с последующим увольнением с военной службы.
Как видно из копий извещений о предварительном распределении жилых помещений, Литвинову А.В. предлагались жилые помещения как по месту прохождения военной службы в г. Волгограде, так и по избранному месту жительства в г. Балашихе. При этом во всех случаях истцу предлагалось за счет собственных средств компенсировать затраты за превышение общей площади этих жилых помещений.
Не соглашаясь с такими условиями, Литвинов А.В. отказался от распределенных ему жилых помещений, указав, что они не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ, а также указав в качестве причины отказа необходимость доплаты, что свидетельствует о наличии уважительных причин у истца отказаться от предоставляемых ему жилых помещений.
Согласно уведомлению заместителя начальника отделение (территориальное, г. Волгоград) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ от 10 августа 2015 г. N 249 Литвинову А.В. сообщается о готовности предоставить ему жилищную субсидию в связи с отсутствием в распределении жилых помещений в г. Балашихе Московской области.
В связи с этим 15 февраля 2016 г. Литвинов А.В. обратился в отделение (территориальное, г. Волгоград) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ с заявлением, в котором просил изменить избранное после увольнения место постоянного жительства на г. Москву, однако во внесении соответствующих изменений в учетные данные ему было отказано.
При этом такое обращение, как установлено в суде первой инстанции, было обусловлено не его желанием изменить избранное место жительства, а уведомлением управления жилищного обеспечения о невозможности предоставить ему жилое помещение в г. Балашихе.
Кроме того, как видно из материалов дела, Литвинову А.В. неоднократно сообщалось о готовности предоставить ему жилищную субсидию в связи с отсутствием в распределении жилых помещений в г. Балашихе. Однако административный истец на эти уведомления указывал, что жилье в соответствии с нормами жилищного законодательства ему не предложено, от жилого помещения для постоянного проживания в г. Балашихе он не отказывался, в связи с чем просил предоставить ему жилое помещение по избранному им месту жительства по норме, так как суммы жилищной субсидии ему не хватит для покупки квартиры в избранном им населенном пункте.
12 октября 2018 г. в связи с представлением Литвинова А.В. к увольнению с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями врио заместителем командира войсковой части N проведена с ним беседа, в ходе которой последний выразил желание реализовать свои жилищные права только в форме обеспечения его постоянным жилым помещением в г. Балашихе.
Несмотря на необеспеченность жилым помещением, приказом командующего 8 общевойсковой армией от 12 октября 2018 г. N 52 Литвинов А.В. уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. При этом указано, что он жилым помещением не обеспечен и увольняется с военной службы с оставлением на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, приказом командира войсковой части N от 17 октября 2018 г. N 212 Литвинов А.В. исключен из списков личного состава воинской части с 17 октября 2018 г.
Как видно из материалов дела, направляя в адрес истца уведомления о том, что реализация права истца на обеспечение жильем может быть реализована лишь путем предоставления жилищной субсидии, должностные лица жилищного органа руководствовались положениями ст. 15 и абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", как об этом указано в этих уведомлениях.
В свою очередь, абз. 3 п. 1 ст. 23 того же Федерального закона установлено, что в случаях, если вышеуказанные военнослужащие отказались от предложенного жилого помещения по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством РФ, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, согласия таких военнослужащих на увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется. Этими же нормами руководствовалось и командование, издавая оспариваемые истцом приказы о его увольнении и исключении из списков личного состава.
Между тем, исходя из анализа вышеприведенных положений законодательства, следует, что положения абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" представляют собой правовой механизм, позволяющий при наступлении перечисленных в этой норме условий, увольнять с военной службы определенную категорию военнослужащих без их согласия.
По делу установлено, что Литвинов А.В. выбрал форму обеспечения жильем в виде предоставления жилого помещения в избранном месте жительства, от жилых помещений, которые соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ, не отказывался, поскольку таковые ему не предлагались.
С учетом изложенного, вопреки доводу автора жалобы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что увольнение истца в связи с организационно-штатными мероприятиями до обеспечения жильем осуществлено без его согласия при общей продолжительности военной службы более двадцати лет, что противоречит требованиям действующего законодательства.
Поэтому вывод гарнизонного военного суда о необходимости отмены оспариваемых приказов о досрочном увольнении истца с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключении его из списка личного состава войсковой части N, является законным и обоснованным.
На данный вывод суда не влияет и ссылка представителя ответчиков на то обстоятельство, что первоначально Литвиновым А.В. местом жительства был избран г. Волгоград, где он проходил службу, а затем он изменил избранное место жительства на г. Балашиху, в связи с чем на основании п. 18 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" ему может быть представлена лишь жилищная субсидия.
Действительно, в соответствии с п. 18 ст. 15 Федерального закона
"О статусе военнослужащих" право выбора населенного пункта в качестве избранного места жительства в целях предоставления военнослужащему-гражданину жилого помещения предоставляется ему один раз. Однако представителем ответчиков не принято во внимание, что решение об избрании г. Балашихи в качестве постоянного места жительства вместо г. Волгограда было принято Литвиновым А.В. и учтено жилищным органом 23 августа 2013 г. (л.д. 26 т. 1), а статья 15 названного Закона дополнена пунктом 18 на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ, в связи с чем к истцу данная норма не применима. Кроме того, и в г. Волгограде истцу не предлагалось жилое помещение, которое соответствовало бы требованиям, установленным законодательством РФ.
Вопреки доводам жалобы, не реализация Литвиновым А.В. своего права на предоставление служебного жилого помещения не свидетельствует о том, что административный истец проявил недобросовестность при получении жилого помещения по избранному месту жительства, поскольку обращение военнослужащего о предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы является его правом, а не обязанностью.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Литвинова А.В.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 22 ноября 2018 г. по административному исковому заявлению Литвинова Алексея Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя командиров войсковых частей N и N - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.