Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 13 марта 2019 г. по делу N 33а-283/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - управление финансового обеспечения) - Гетоевой Д.И. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 27 ноября 2018 г, которым удовлетворены заявленные требования старшего лейтенанта Ефремова Константина Владимировича о признании незаконными действий руководителя управления финансового обеспечения и начальника 9 отделения (финансово-расчетного пункта) управления финансового обеспечения (далее - финансово-расчетный пункт), связанных с порядком выплаты истцу подъемного пособия при переезде к новому месту военной службы.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
в связи с переездом Ефремова К.В. к новому месту военной службы командиром войсковой части N издан проект приказа о выплате ему подъемного пособия, однако финансово-расчетным пунктом в согласовании данного проекта было отказано на том основании, что назначение на воинскую должность, которую он принял, не связано с переездом к новому месту военной службы в другой населенный пункт.
Ефремов К.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным отказ начальника финансово-расчетного пункта в согласовании проекта приказа о выплате подъемного пособия, обязав названное должностное лицо его согласовать.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель управления финансового обеспечения просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы, ссылаясь на положения п. 132 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Порядок), утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 2700, а также на разъяснения директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации от 10 июня 2016 г. N 2/4674, указывает, что оснований для выплаты Ефремову К.В. подъемного пособия не имеется, поскольку он дела и должность командира мотострелкового взвода мотострелковой роты мотострелкового батальона войсковой части N не принимал, а назначение его на воинскую должность командира взвода противотанковых управляемых ракет той же воинской части и принятие указанной должности с переездом к новому месту военной службы в другой населенный пункт не связано. Однако суд первой инстанции оставил данные обстоятельства без внимания, что привело к ошибочному выводу о необходимости удовлетворения заявленных истцом требований.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" военнослужащим, в том числе поступившим на военную службу по контракту из запаса, при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в частности, в связи с назначением на воинскую должность выплачивается подъемное пособие - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего.
В соответствии с пп. 131 и 132 Порядка военнослужащим, проходящим военную службу по контракту при переезде на новое место (к месту) военной службы в другой населенный пункт, в связи с назначением на воинскую должность, поступлением на военную службу по контракту, производится выплата подъемного пособия - в размере одного оклада денежного содержания на военнослужащего. Подъемное пособие военнослужащим выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника) исходя из оклада по воинской должности, получаемого ими на день вступления в исполнение обязанностей по этой должности, на которую они назначены или которую занимают, и оклада по воинскому званию.
Таким образом, исходя из приведенных положений закона, в качестве обязательных условий возникновения права на получение подъемного пособия определено наличие двух взаимосвязанных обстоятельств: переезд военнослужащего с места жительства в иной населенный пункт, в котором расположено место военной службы, и назначение на воинскую должность.
Такое толкование материального закона согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 7 февраля 2012 г. N 278-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Любавина В.В. на нарушение его конституционных прав абз. 1 п. 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В частности, Конституционным Судом Российской Федерации определено, что право на подъемное пособие, предназначенное для благоустройства военнослужащих на новом месте службы (жительства), неразрывно связано с основаниями переезда, предполагающими поступление на военную службу по контракту или дальнейшее ее прохождение на воинских должностях в ином населенном пункте.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что приказом командующего войсками Южного военного округа от 26 декабря 2016 г. N 246 Ефремов К.В, проходивший военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес" переведен к новому месту военной службы по его личной просьбе с назначением на низшую воинскую должность командира мотострелкового взвода мотострелковой роты мотострелкового батальона войсковой части N, дислоцированной в "адрес", а приказом командира войсковой части N от 9 января 2017 г. N 1 он исключен из списков личного состава воинской части с 10 января того же года и полагается убывшим к новому месту военной службы.
13 января 2017 г. Ефремов К.В. зачислен в списки личного состава войсковой части N, а приказом командира этой воинской части от 15 февраля 2017 г. N 4 он освобожден от названной воинской должности (поскольку она не являлась вакантной) и назначен на другую - командира взвода противотанковых управляемых ракет той же воинской части.
Учитывая, что Ефремов К.В. переехал к новому месту военной службы в иной населенный пункт в связи с его переводом и назначением на воинскую должность, суд пришел к правильному выводу о незаконности действий начальника финансово-расчетного пункта, выразившихся в нарушении права военнослужащего на получение подъемного пособия.
Что касается доводов представителя управления финансового обеспечения, ссылающегося на вышеназванный Порядок и отмечающего, что Ефремов К.В. не приступал к исполнению обязанностей по воинской должности, на которую был изначально назначен, то они являются несостоятельными. Положениями п. 131 Порядка каких-либо дополнительных условий для реализации военнослужащим права на получение подъемного пособия не установлено, а п. 132 Порядка регламентированы лишь правила исчисления указанной выплаты. При этом действующее законодательство не исключает возможности получения подъемного пособия военнослужащим, переехавшим к месту военной службы в другой населенный пункт, отличный от прежнего места жительства, и вступившим в исполнение обязанностей по должности, на которую он не был первоначально назначен. Не имеют правового значения в данном случае причины переназначения военнослужащего на другую воинскую должность, поскольку установленные законом условия предоставления подъемного пособия, а именно переезд военнослужащего ввиду поступления на военную службу по контракту и ее прохождение на воинской должности в ином населенном пункте, соблюдены.
Разъяснение заместителя директора Департамента социальных гарантий Министерства обороны Российской Федерации, содержащееся в письме от 10 июня 2016 г. N 2/4674, на которое имеется ссылка в жалобе, не свидетельствует об ошибочности выводов суда.
Порядок согласования сотрудниками управления (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и их структурных подразделений проектов приказов (по строевой части) командиров воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации установлен соответствующими Правилами, утвержденными Статс-секретарем - заместителем Министра обороны Российской Федерации (далее - Правила).
В п. 24 Приложения N 1 к указанным Правилам определено, что проекты приказов, в том числе на выплату подъемного пособия, подлежат обязательному согласованию с управлением финансового обеспечения.
Таким образом, вывод суда о незаконности отказа начальника финансово-расчетного пункта в согласовании проекта приказа о выплате истцу подъемного пособия, а также возложение на указанное должностное лицо обязанности по его согласованию, являются правомерными.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 27 ноября 2018 г. по административному исковому заявлению Ефремова Константина Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.