Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 13 марта 2019 г. по делу N 33а-336/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Санникова А.Б, Меркулова Д.В,
при секретаре судебного заседания Кудаевой Д.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Лейко И.И. на решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 24 декабря 2018 г, которым удовлетворены заявленные подполковником Василевским Александром Михайловичем требования о признании незаконными действий начальника отделения N 4 (финансово-расчетный пункт) Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с порядком выплаты истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Меркулова Д.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя управления финансового обеспечения - Гусяковой Ю.Н. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Василевский А.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника финансово-расчетного пункта управления финансового обеспечения, связанные с отказом в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения за 2018 год, и обязать указанное должностное лицо организовать выплату ему названной компенсации.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления финансового обеспечения просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы указывает, что согласно положениям Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27мая 2016 г. N303 (далее - Инструкция), выплата денежной компенсации за наем жилого помещения возможна лишь при наличии регистрации военнослужащего по месту жительства в том населенном пункте, в котором он проходит службу. Отсутствие такой регистрации у административного истца является препятствием для получения оспариваемой компенсации. Кроме того, представитель ответчика обращает внимание на то, что суд, возложив обязанность по выплате истцу компенсации за наем жилого помещения на управление финансового обеспечения, а не финансово-расчетный пункт, как просил истец в административном исковом заявлении, необоснованно вышел за пределы заявленных требований.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, прибывшим на новое место военной службы, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся и в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004г. N 909.
Согласно пунктам 2 и 4 Инструкции выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется военнослужащим ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения. Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы: копии договора найма; справка воинской части о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части; копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста; копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Из анализа приведенных положений нормативных актов следует, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения в список на предоставление служебного жилья. Однако с учетом того, что это право носит заявительный характер, реализовать его военнослужащий может с даты обращения с соответствующим рапортом о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.
Требование Инструкции о необходимости предоставления копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, равно как и копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии), направлено на установление уполномоченными органами обстоятельств, связанных с местом фактического проживания военнослужащего и членов его семьи, а также с обеспеченностью их по месту службы жильем для постоянного проживания.
При этом по смыслу статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" институт регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания носит уведомительный характер, а поэтому факт наличия либо отсутствия регистрации у военнослужащего по месту прохождения военной службы сам по себе не свидетельствует о наличии либо отсутствии у него права на компенсацию на наем (поднаем) жилого помещения.
Согласно материалам дела Василевский А.М. со 2 апреля 2017 г. проходит военную службу в войсковой части N, с 1 января 2018 г. проживает на условиях найма в жилом помещении по месту службы в г.Новочеркасске Ростовской области. Зарегистрирован он по месту жительства в г.Балашихе Московской области, а по месту пребывания - в г. Новочеркасске. С 6сентября 2017 г. истец включен в список на предоставление служебного жилого помещения.
Начальником финансово-расчетного пункта управления финансового обеспечения в согласовании проекта приказа командира войсковой части N от 8 августа 2018 г. N11 о выплате Василевскому А.М. денежной компенсации за поднаем жилья в 2018 году отказано в связи с тем, что тот не представил копию паспорта с отметкой о регистрации по месту жительства в г. Новочеркасске.
Учитывая, что проживание Василевского А.М. в г. Новочеркасске подтверждается самим фактом принятия им дел и должности, прохождения военной службы в указанном населенном пункте, а также регистрацией по месту пребывания в нем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отсутствие у истца регистрации по месту жительства в г. Новочеркасске не может являться основанием для отказа в выплате ему денежной компенсации за наем жилого помещения.
Вопреки доводам, изложенным в апелляционной жалобе, возложение судом обязанности выплатить истцу компенсацию за наем жилого помещения на управление финансового обеспечения не может являться основанием для отмены правильного по существу решения суда, так как финансово-расчетный пункт является структурным подразделением управления финансового обеспечения, в компетенцию которого входит начисление и выплата военнослужащим названной компенсации, и указанные организации были привлечены к участию в деле.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новочеркасского гарнизонного военного суда от 24 декабря 2018 г. по административному исковому заявлению Василевского Александра Михайловича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.