Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 13 марта 2019 г. по делу N 33а-349/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Гетоевой Д.И. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 24 декабря 2018 г, которым удовлетворены заявленные проходящей военную службу по контракту старшим сержантом Косауровой Нурзият Магомедрасуловной требования о признании незаконными действий руководителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с порядком выплаты истцу денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Косаурова Н.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными действия руководителя управления финансового обеспечения, связанные с выплатой ей денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения за 2018 год без повышения ее размера на 50 процентов и обязать названное должностное лицо обеспечить ее указанной выплатой в таком размере.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы, анализируя нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, а также ссылаясь на положения п. 4 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 (далее - Инструкция), указывает, что решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего к которому, помимо прочего, прилагаются копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметкой о регистрации по месту жительства в населенном пункте по месту прохождения военной службы. В связи с этим представитель ответчика делает вывод, что поскольку Косаурова Н.М. представила в управление финансового обеспечения не копии паспортов членов ее семьи с отметками о регистрации по месту жительства в населенном пункте по месту ее прохождения военной службы, а свидетельства о регистрации по месту их пребывания, то оснований для выплаты ей указанной денежной компенсации в повышенном размере, не имелось. Однако суд первой инстанции оставил данные обстоятельства без внимания, что привело к ошибочному выводу о необходимости удовлетворения заявленных административным истцом требований. При этом суд, возлагая на управление финансового обеспечения обязанность по обеспечению истца денежной компенсацией за наем (поднаем) жилого помещения за 2018 год не учел, что требования Косауровой Н.М. о выплате этой компенсации за период с ноября по декабрь 2018 года являлись преждевременными, поскольку, обратившись в ноябре 2018 года в суд с заявлением, она не могла знать в каком размере будет выплачена компенсация после указанной даты.
В возражениях на апелляционную жалобу административный истец просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно материалам дела Косаурова Н.М, зарегистрированная по месту жительства в "адрес" с 11 января 2016 г. проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес". По месту пребывания по адресу этой воинской части Косаурова Н.М. и члены ее семьи зарегистрировались 28 сентября 2016 г.
Решением начальника отделения (территориального, г. Махачкала) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" от 11 ноября 2016 г. Косаурова Н.М. и члены ее семьи (супруг и два сына), с 10 ноября 2016 г. включены в список на предоставление служебного жилого помещения.
При этом Косауровой Н.М. с 30 декабря 2017 г. заключен договор найма жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" В этот же день она обратилась к командованию с рапортом о выплате компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования содержатся и в Положении о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - Положение), утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909.
Как следует из вышеприведенных норм, выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилья является одной из форм соблюдения жилищных прав военнослужащих по контракту до их обеспечения жилыми помещениями по установленным нормам.
Согласно пп. 2 и 4 Инструкции выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений осуществляется военнослужащим ежемесячно через финансово-экономические органы по месту прохождения военной службы со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
Решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы: копии договора найма; справка воинской части о составе семьи военнослужащего; выписка из приказа командира воинской части о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части; копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии).
Из анализа приведенных положений нормативных актов следует, что право на получение денежной компенсации военнослужащий приобретает со дня найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения в список на предоставление служебного жилья. Однако с учетом того, что это право носит заявительный характер, реализовать его военнослужащий может с даты обращения с соответствующим рапортом о ее выплате с приложением документов, свидетельствующих о наличии у него такого права.
Что же касается указаний в Инструкции на необходимость предоставления с рапортом копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, то данное требование направлено на возможность установления уполномоченными органами факта отсутствия у военнослужащего по месту службы какого-либо жилого помещения для постоянного проживания.
При этом по смыслу ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" институт регистрационного учета по месту жительства и по месту пребывания носит уведомительный характер, а поэтому факт наличия либо отсутствия регистрации у военнослужащего по месту прохождения военной службы сам по себе не свидетельствует о наличии либо отсутствии у него права на компенсацию на наем (поднаем) жилого помещения.
К тому же согласно ст. 5 этого Закона гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
Указания в п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" на то, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей, направлены на реализацию военнослужащими их прав и свобод, в том числе права на обеспечение жильем, и не влияют на решение вопроса о выплате компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Следовательно, Косаурова Н.М. и члены ее семьи, зарегистрированные по месту жительства в "адрес", обратившись 30 декабря 2017 г. к командиру войсковой части N с рапортом о предоставлении ей денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения, к которому приложила предусмотренные п. 4 Инструкции документы, подтверждающие в данном случае наличие у нее права на оспариваемую компенсацию, именно с этой даты могла быть обеспечена этой выплатой, а не со дня регистрации по месту пребывания.
Вместе с тем согласно материалам дела спорная выплата была произведена Косауровой Н.М. за 2018 год на состав семьи один человек.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" размеры денежной компенсации повышаются на 50 процентов в случае совместного проживания с военнослужащим трех и более членов семьи.
При таких обстоятельствах, учитывая, что совместно с Косауровой Н.М. проживают трое членов ее семьи (супруг и два сына), которые установленным порядком зарегистрированы по месту пребывания по адресу воинской части, то у руководителя управления финансового обеспечения не имелось законных оснований для выплаты ей указанной денежной компенсации без повышения ее размера на 50 процентов.
Поскольку на дату принятия судом решения (24 декабря 2018 г.) право Косауровой Н.М. на получение денежной компенсации на наем (поднаем) жилого помещения в указанном размере продолжало нарушаться, то суд первой инстанции правомерно возложил на руководителя управления финансового обеспечения обязанность по обеспечению Косауровой Н.М. денежной компенсацией на наем (поднаем) жилого помещения за 2018 год с повышением ее размера на 50 процентов.
С учетом изложенного, мнение автора жалобы о преждевременности требований о выплате денежной компенсации в указанном размере за период с ноября по декабрь 2018 г. является несостоятельным.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 24 декабря 2018 г. по административному исковому заявлению Косауровой Нурзият Магомедрасуловны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.