Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 20 марта 2019 г. по делу N 33а-388/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Меркулова Д.В, Цыбульника В.Е,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований майора Зудина Германа Геннадиевича о признании незаконными решений начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения) об отказе в принятии истца и членов его семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 7 сентября 2018 г. N 118/сев, с учетом изменений, внесенных в него решением от 26 декабря 2018 г. N 75/сев, Зудину Г.Г. и членам его семьи (супруге и дочери) отказано в принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства ( "адрес") на том основании, что они обеспечены общей площадью жилого помещения выше учетной нормы.
Зудин Г.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать названные решения незаконными и обязать указанное должностное лицо их отменить, повторно рассмотреть вопрос о принятии его и членов его семьи на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование истец указывает, что он с супругой и дочерью проживают в принадлежащем его матери жилом помещении по адресу: "адрес" на основании договора найма. Поэтому суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что он наряду с собственником имеет право пользования этим жилым помещением. Несмотря на регистрацию по указанному адресу, его мать проживает в другой своей квартире по адресу: "адрес". Поэтому в силу части 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации он не является членом семьи собственника жилого помещения, поскольку они с матерью совместно не проживают.
Однако суд первой инстанции не дал оценку этим обстоятельствам, неправильно истолковал положения части 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации, применив их без учета разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".
Со ссылкой на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 7 сентября 2016 г. по делу N 33а-1407/2016 истец утверждает, что данным судебным постановлением установлено отсутствие права бессрочного пользования квартирой, предоставленной ему его матерью, а также утрата статуса члена семьи собственника жилого помещения по причинам, не связанным с намеренным ухудшением жилищных условий, и это имеет преюдициальное значение для данного дела.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства. При этом военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК Российской Федерации.
Исходя из содержания части 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации одним из условий признания граждан нуждающимися в жилом помещении является обеспечение их в качестве нанимателей жилого помещения по договору социального найма или членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственников жилого помещения или членов семьи собственника жилого помещения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
По делу установлено, что Зудин Г.Г, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1998 г. и имеющий общую продолжительность военной службы более 22 лет, проходит военную службу в войсковой части N.
С ноября 2015 года Зудин Г.Г. с супругой и дочерью на основании договоров найма проживают в жилом помещении общей площадью 71,4 кв.м по адресу: "адрес" которое принадлежит на праве собственности матери истца.
Помимо этого жилого помещения матери истца принадлежит на праве собственности жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 57,2 кв.м, в котором она проживает. При этом в августе 2014 г. истец снялся с регистрационного учета по указанному адресу и зарегистрировался с семьей по адресу воинской части.
23 августа 2018 г. Зудин Г.Г. обратился в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением, в котором просил принять его с членами семьи (супруга и дочь) на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в "адрес"
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 7 сентября 2018 г. N 118/сев, с учетом изменений, внесенных в него решением от 26 декабря 2018 г. N 75/сев, Зудину Г.Г. и членам его семьи (супруге и дочери) отказано в принятии на жилищный учет на том основании, что они обеспечены общей площадью жилого помещения выше учетной нормы.
Согласно части 1 ст. 31 ЖК Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Наряду с этим пунктом 2 ст. 288 ГК Российской Федерации предусмотрено, что собственник вправе использовать принадлежащее ему жилое помещение как для собственного проживания, так и для проживания членов своей семьи.
Следовательно, проживание матери Зудина Г.Г. в другом жилом помещении не свидетельствует о том, что истец не является членом семьи собственника жилого помещения.
По решению Белгородского городского совета депутатов от 31 марта 2005 г. N 132 учетная норма площади жилого помещения в г. Белгороде составляет менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что истец с членами своей семьи вселены в принадлежащее его матери на праве собственности жилое помещение по адресу: "адрес" в качестве членов семьи собственника жилья. При этом наличие договоров найма указанного жилого помещения, заключенных Зудиным Г.Г. со своей матерью, исходя из положений пункта 2 ст. 288 ГК Российской Федерации, на правильность вывода суда о наличии у истца статуса члена семьи собственника жилого помещения не влияет.
Поэтому вывод суда о том, что с учетом четырех человек, зарегистрированных и проживающих в квартире N 2 по адресу: "адрес", административный истец с членами своей семьи обеспечены общей площадью жилого помещения в размере 17,85 кв.м. на человека, что выше учетной нормы, установленной для г. Белгорода.
Ссылка в жалобе на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда от 7 сентября 2016 г. по делу N 33а-1407/2016 является несостоятельной, поскольку данное судебное постановление принято по иным фактическим обстоятельствам и касалось вопросов, связанных со снятием истца с учета нуждающихся в служебном жилом помещении.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2018 г. по административному исковому заявлению Зудина Германа Геннадиевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.