Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 27 марта 2019 г. по делу N 33а-416/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Цыбульника В.Е, Шуайпова М.Г,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 18 сентября 2018 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований полковника Субботина Александра Владимировича о признании незаконными действий заместителя начальника ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее "Югрегионжилье"), связанных со снятием административного истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения административного истца - Субботина А.В. в обоснование жалобы, представителя "Югрегионжилье" - Михайлюк Е.А, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Субботин А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным решение заместителя начальника "Югрегионжилье" от 13 апреля 2016 г. N 36 о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях,
предоставляемых по договору социального найма, и обязать это должностное лицо отменить указанное решение и восстановить его на указанном жилищном учете.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Субботин А.В. просит решение суда отменить в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела, неправильным применением норм материального права и принять по делу новое решение.
Субботин А.В. считает, что с 6 ноября 2003 г, то есть со дня, когда он утратил право пользования ранее предоставленным ему Министерством обороны Российской Федерации жилым помещением, до его постановки на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещениям 1 декабря 2009 г, прошло более пяти лет, а поэтому суд ошибочно посчитал, что нормы статьи 53 ЖК РФ к нему не применимы.
Кроме того, рассматривая его требования, суд не дал должной оценки тому, что как военнослужащий, проходящий военную службу в воинском звании "полковник", он имеет право на дополнительную жилую площадь в пределах от 15 до 25 кв.м.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со статьями 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" реализация права на жилье военнослужащими, заключившими контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, осуществляется путем предоставления за счет Министерства обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы (после первых пяти лет службы) с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, Законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным ранее от Министерства обороны России по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Последующее обеспечение таких военнослужащих жильем возможно на общих основаниях в порядке, предусмотренном главой 7 ЖК РФ, то есть, по решению органа местного самоуправления по месту жительства (избранному месту жительства после увольнения в запас) военнослужащего, а не Министерством обороны Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что первый контракт о прохождении военной службы заключен Субботиным А.В. до 1 января 1998 г.
В 1997 г. Министерством обороны Российской Федерации Субботину А.В. на состав семьи три человека (он, супруга Павленко И.П. и сын супруги Павленко А.С.) для постоянного проживания была предоставлена по установленным нормам двухкомнатная квартира по адресу: "адрес"
В 2002 - 2003 годах Субботин А.В. расторг брак, выселился из квартиры и снялся с регистрационного учета, а в последующем он, согласившись с исковым заявлением бывшей супруги, по решению мирового судьи судебного участка
N 2 г. Аксая и Аксайского района от 6 ноября 2003 г. признан утратившим право пользования жилым помещением.
В том же году лицевой счет на указанную квартиру переоформлен на Павленко И.П. и Павленко А.С.
В справке о сдаче жилого помещения серии АА N 109230 от 10 августа
2009 г. произведена запись о том, что указанную квартиру истец оставил родственникам.
Решением жилищной комиссии штаба и управления Северо-Кавказского военного округа от 1 декабря 2009 г. (протокол N 8) Субботин А.В. внесен в списки для получения жилья.
Однако решением заместителя начальника "Югрегионжилье" от 13 апреля 2016 г. N 36 истец снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, поскольку ранее военным ведомством был обеспечен жилым помещением, которое он оставил своим бывшим родственникам.
Так как Субботин А.В. за счет государственного жилищного фонда ранее был обеспечен жилым помещением по установленным нормам, которым распорядился по своему усмотрению и не имеет возможности сдать его, гарнизонный военный суд правомерно признал законным решение заместителя начальника управления жилищного обеспечения о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях.
При изложенных обстоятельствах ссылка в жалобе на статью 53 ЖК РФ и утверждение о взаимосвязи его права на дополнительную жилую площадь с принятием на жилищный учет являются необоснованными.
Согласно пункту 11 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054, право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом "О статусе военнослужащих", не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 18 сентября
2018 г. по административному исковому заявлению Субботина Александра Владимировича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.