Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 24 апреля 2019 г. по делу N 33а-448/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Меркулова Д.В, Санникова А.Б,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - Пивоваровой В.Е. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 18 января 2019 года, которым частично удовлетворены заявленные требования проходившей военную службу по контракту старшины в отставке Савченко Светланы Витальевны о признании незаконными действий начальника 1 отдела (г. Севастополь) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отдел управления жилищного обеспечения), связанных с отказом в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия
установила:
Савченко С.В. 28 июня 2018 года обратилась в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в "адрес" составом семьи один человек.
Приказом командира войсковой части N от 24 июля 2018 года N 34 Савченко С.В. уволена с военной службы по состоянию здоровья, а приказом командира войсковой части N от 6 августа 2018 года N 157 (с учетом изменений, внесенных приказом от 31 августа 2018 года N 176) исключена из списков личного состава воинской части с 9 августа того же года.
В ответе начальника отдела управления жилищного обеспечения от 12 октября 2018 года N 184/07/13362 Савченко С.В. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Савченко С.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать указанный ответ незаконным и обязать названное должностное лицо его отменить и рассмотреть вопрос о принятии ее на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал незаконными действия начальника отдела управления жилищного обеспечения, связанные с отказом в письменном ответе от 12 октября 2018 года N 184/07/13362 рассмотреть вопрос о принятии истца самостоятельно на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в избранном месте жительства в "адрес", и обязал названное должностное лицо повторно рассмотреть ее заявление от 28 июня 2018 года за вх. N 11807 в части вопроса принятия истца на указанный жилищный учет.
В удовлетворении требований о возложении на начальника отдела управления жилищного обеспечения обязанности принять именно решение о принятии истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении в избранном месте жительства в "адрес" либо об отказе в этом, судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование указывается, что Савченко С.В. с 20 сентября 2016 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в составе семьи своего супруга подполковника С.Н. 28 июня 2018 года истец обратилась в отдел управления жилищного обеспечения с просьбой внести изменения в решение того же органа от 13 декабря 2016 года N 660/сев о принятии ее супруга на жилищный учет и принять ее отдельно на этот учет, указав на предоставление ею ранее комплекта необходимых документов. 13 июля 2018 года за N 184/07/8714 и 12 октября 2018 года за N 184/07/13362 начальник отдела управления жилищного обеспечения сообщил Савченко С.В, что внести изменения в решение о принятии на жилищный учет ее супруга и рассмотреть вопрос о принятии ее на такой учет не представляется возможным ввиду отсутствия у нее самостоятельного права состоять на учете в качестве нуждающейся по причине нахождения на учете в составе семьи своего супруга.
Автор жалобы утверждает, что поскольку при принятии решения от 13 декабря 2016 года N 660/сев о принятии супруга истца на жилищный учет Савченко С.В. делегировала ему свое волеизъявление и не представила свое заявление о снятии с учета, то отсутствовали основания для рассмотрения вопроса о снятии ее с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в "адрес" и принятии ее на такой учет в "адрес".
Представитель ответчика считает, что действия Савченко С.В. содержат признаки злоупотребления своим правом, что недопустимо в силу части 4 статьи 10 ГК РФ.
В письменных возражениях истец просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно пунктам 1 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), для признания военнослужащих, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление (лично, заказным письмом с описью вложения или бандеролью) по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа. Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 настоящей Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру воинской части по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы. В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что Савченко С.В. проходила военную службу по контракту в "адрес". На дату увольнения в отставку ее общая продолжительность военной службы составила 17 лет 3 месяца.
На основании договора найма служебного жилого помещения Савченко С.В. проживает в предоставленной ее супругу, также являющемуся военнослужащим, служебной квартире по адресу: "адрес" общей площадью 58,1 кв.м.
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 13 декабря 2016 года N 660/сев Савченко С.В. с 20 сентября того же года в составе семьи своего супруга принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма в "адрес".
По заключению военно-врачебной комиссии Федерального государственного бюджетного учреждения "1472 военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации от 15 марта 2018 года Савченко С.В. признана не годной к военной службе.
Поскольку Савченко С.В, являясь военнослужащей, проходящей военную службу по контракту, имеет общую продолжительность военной службы более 10 лет и признана военно-врачебной комиссией не годной к военной службе, то она получила самостоятельное право на признание ее нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
17 мая 2018 года Савченко С.В. обратилась в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением, в котором просила принять ее самостоятельно на жилищный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жильем по избранному месту жительства в "адрес"
Письменными сообщениями начальника отдела управления жилищного обеспечения от 18 мая 2018 года N 184/07/6134 и от 26 июня 2018 года N 184/07/7753 Савченко С.В. даны ответы о том, что она и члены ее семьи уже признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по избранному месту жительства в "адрес", а для рассмотрения вопроса о принятии ее на жилищный учет необходимо представить заявление с приложением документов, указанных в Инструкции.
28 июня 2018 года она вновь обратилась в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением, в котором просила внести изменения в решение о принятии ее супруга на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении от 13 декабря 2016 года N 660/сев и принять ее на учет самостоятельно, указав на предоставление ею ранее комплекта необходимых документов.
На данное обращение в сообщениях начальника отдела управления жилищного обеспечения от 13 июля 2018 года N 184/07/8714 и от 12 октября 2018 года N 184/07/13362 Савченко С.В. указано, что внести изменения в решение от 13 декабря 2016 года N 660/сев не представляется возможным, так как данным решением были приняты на учет ее супруг и члены его семьи с датой принятия - 20 сентября 2016 года, и на эту дату она не имела самостоятельного права для принятия на указанный учет.
Приказом командира войсковой части N от 24 июля 2018 года N 34 Савченко С.В. уволена с военной службы по состоянию здоровья, а приказом командира войсковой части N от 6 августа 2018 года N 157 (с учетом изменений, внесенных приказом от 31 августа 2018 года N 176) исключена из списков личного состава воинской части с 9 августа того же года.
В сообщении начальника отдела управления жилищного обеспечения от 12 октября 2018 года N 184/07/13362 обращено внимание Савченко С.В. на то, что она состоит на учете нуждающихся в составе семьи своего супруга и рассмотреть вопрос о принятии ее на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в избранном месте жительства в "адрес" не представляется возможным.
Кроме того, в сообщении того же должностного лица от 16 октября 2018 года N 184/07/13559 Савченко С.В. повторно разъяснено, что для рассмотрения вопроса о принятии ее на жилищный учет необходимо представить заявление с приложением документов, указанных в приложении N 1 Инструкции.
Судом установлено, что в материалах жилищного дела истца отсутствуют сведения о местах жительства Савченко С.В. за период с мая 2013 года по июнь 2015 года.
Поскольку уполномоченному органу истцом предоставлены не все документы, указанные в пункте 1 Инструкции, то в силу требований пункта 5 этой Инструкции имелись основания для приостановления рассмотрения заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении, направлении Савченко С.В. и в копии командиру воинской части уведомления с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы. В случае если ею в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченному органу надлежало вынести решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что сообщение начальника отделения управления жилищного обеспечения от 12 октября 2018 года N 184/07/13362 об отказе в принятии на указанный учет является необоснованным, и возложил на названное должностное лицо обязанность повторно рассмотреть заявление истца от 28 июня 2018 года вх. N 11807 в части вопроса принятия истца на указанный жилищный учет.
Довод жалобы о том, что действия Савченко С.В. содержат признаки злоупотребления своим правом, является необоснованным, поскольку согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" если военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 18 января 2019 года по административному исковому заявлению Савченко Светланы Витальевны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.