Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 17 апреля 2019 г. по делу N 33а-480/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Гришина С.В,
судей Коробенко Э.В. и Меркулова Д.В,
при секретаре судебного заседания Кудаевой Д.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика - начальника 1отдела (г.Севастополь) ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" (далее - отдел управления жилищного обеспечения) - Пивоваровой В.Е. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 23 января 2019 г, которым частично удовлетворены требования прапорщика запаса Муравьева Юрия Сергеевича об оспаривании действий начальника отдела управления жилищного обеспечения, связанных с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Муравьев Ю.С, заключивший первый контракт о прохождении военной службы после 1 января 1998 г, перед исключением из списков личного состава воинской части в связи с увольнением его с военной службы обратился в отдел управления жилищного обеспечения с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Решением начальника отдела управления жилищного обеспечения от 15октября 2018г. N 132/сев Муравьеву Ю.С. отказано в принятии на указанный учет, поскольку им не представлены все необходимые документы.
Муравьев Ю.С. обратился с административным исковым заявлением в суд, в котором просил признать данное решение незаконным, обязать начальника отдела управления жилищного обеспечения его отменить и направить в его адрес уведомление с перечнем документов, которые необходимо представить.
Решением гарнизонного военного суда требования истца удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение начальника отдела управления жилищного обеспечения об отказе в принятии Муравьева Ю.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и обязал должностное лицо его отменить. В удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности по направлению в адрес истца уведомления о предоставлении необходимых документов судом отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика просит решение суда отменить в части удовлетворенных судом требований и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления в полном объеме. Излагая обстоятельства дела, ссылаясь на положения действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, в том числе Инструкцию о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденную приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), он указывает, что Муравьевым Ю.С. не представлены документы, необходимые для принятия его на жилищный учет. Так, в нарушение подп. "д" п. 1 Инструкции истец не представил жилищному органу выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест жительства его и супруги за последние пять лет до подачи заявления, несмотря на то, что ему направлялось сообщение с указанием на эти недостатки. Кроме того, в нарушение подп. "и" п. 1 Инструкции бланк сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности, истцом заполнен не был.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1 и 5 Инструкции для признания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, они подают заявление, к которому прикладываются, в частности выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления.
Если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в п.1 Инструкции, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части (организации) Вооруженных Сил Российской Федерации по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
В случае если военнослужащим в тридцатидневный срок со дня получения указанного уведомления не предоставлены недостающие документы, уполномоченный орган выносит решение об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, положения Инструкции предполагают возможность отказа в принятии на жилищный учет лишь при наличии у жилищного органа достоверной информации, позволяющей сделать вывод, что требование о предоставлении недостающих документов военнослужащим проигнорировано.
Кроме того, в силу положений ч. 4 ст. 52 ЖК РФ органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы, необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе.
Из материалов дела следует, что 5 сентября 2018 г. Муравьев Ю.С. обратился в управление жилищного обеспечения с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. При этом к заявлению были приложены сведения об отсутствии жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
6 сентября 2018 г. начальником управления жилищного обеспечения в адрес истца направлено сообщение N 184/07/11485, в котором указано на непредоставление Муравьевым Ю.С. всех необходимых документов и приостановление в связи с этим рассмотрения заявления. Однако в нарушение требований Инструкции в сообщении ему не было предложено предоставить недостающие документы. Сведений о поступлении данного сообщения административному истцу не представлено.
24 сентября 2018 г. в жилищный орган поступило заявление Муравьева Д.С. от 17сентября того же года, о приобщении к ранее поданному заявлению копий документов, удостоверяющих личности его и супруги, а также сведений о месте жительства его и супруги за последние пять лет. При этом в заявлении содержалась просьба к управлению жилищного обеспечения об истребовании в связи с утратой им статуса военнослужащего документов, находящихся у командования, а также необходимых сведений из иных учреждений.
25 сентября 2018 г. по запросу жилищного органа из государственного унитарного предприятия Севастополя "Единый информационно-расчетный центр" поступили выписки из домовых книг по запрашиваемым адресам.
При таких обстоятельствах, учитывая отсутствие у жилищного органа препятствий для самостоятельного истребования недостающих документов, оснований для отказа в принятии Муравьева Ю.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, в связи с непредоставлением им необходимых документов не имелось.
Ссылка в жалобе на неправильное заполнение истцом бланка Сведений о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности, является беспредметной, поскольку отказ в принятии истца на жилищный учет не был связан с порядком заполнения данной статистической формы. При этом по делу не имеется данных, свидетельствующих о том, что представленные истцом документы об отсутствии у него в собственности или по договору социального найма жилья, не соответствуют действительности.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о незаконности оспариваемых действий жилищного органа.
Следовательно, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 23 января 2019 г. по административному исковому заявлению Муравьева Юрия Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.