Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 24 апреля 2019 г. по делу N 33а-539/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Меркулова Д.В, Санникова А.Б,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2019 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований лейтенанта Ябса Виталия Викторовича о признании незаконными действий начальника отделения (территориальное, г. Владикавказ) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения) и начальника Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - управление финансового обеспечения), связанных с невыплатой истцу денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Санникова А.Б, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения истца Ябса В.В. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Ябс В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными:
действия начальника отделения управления жилищного обеспечения, связанные с включением его в список военнослужащих, отказавшихся от предложенного служебного жилого помещения, и обязать указанное должностное лицо исключить его из этого списка;
действия начальника управления финансового обеспечения, связанные с невыплатой ему денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 сентября по 31 декабря 2018 года, и возложить на указанное должностное лицо обязанность рассмотреть вопрос о возобновлении выплаты оспариваемой компенсации.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы, ссылаясь на пункт 3 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280, указывает, что при разрешении спорных правоотношений суд первой инстанции руководствовался не нормой предоставления площади жилого помещения - 18 кв. м, применяемой при предоставлении служебного жилого помещения, а нормой - 6 кв. м, которая подлежит применению только при предоставлении комнат в общежитиях или жилых помещений маневренного фонда. При этом предложенные служебные жилые помещения предоставлялись ему не в виде комнат в общежитии либо маневренного фонда, а в виде квартир, в связи с чем оснований для применения норм ЖК РФ у суда не имелось.
Поэтому истец считает, что предложенные ему в июле и сентябре 2018 года служебные жилые помещения не соответствовали указанной норме, а его отказ от их получения не противоречит положениям действующего законодательства и сам по себе не может являться основанием для прекращения выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения.
В письменных возражениях представитель начальника управления финансового обеспечения просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 104 ЖК РФ предусмотрено, что служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Согласно статьям 105 и 106 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях и жилые помещения маневренного фонда предоставляются размером не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
Несмотря на неуказание в ЖК РФ размера предоставляемых служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, с учетом назначения жилых помещений специализированного жилищного фонда, объединенных общим признаком - предназначением для временного, до получения жилых помещений по установленным законодательством нормам по договорам социального найма или в собственность, проживания, то и размер предоставляемого жилого помещения специализированного жилищного фонда должен определяться из расчета не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека.
Таким образом, жилищные органы вправе предложить военнослужащему до получения им жилого помещения по установленным нормам служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, ниже нормы предоставления, поскольку правовые акты не содержат требований о предоставлении указанных помещений не ниже норм предоставления.
При этом служебное жилое помещение, пригодное для временного проживания, должно соответствовать требованиям части 2 статьи 15 ЖК РФ. Предоставление служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, жилых помещений маневренного фонда или общежитий является мерой временного размещения военнослужащих до предоставления служебного жилья по установленным нормам. Военнослужащие, обеспеченные служебным жильем не по нормам, должны считаться обеспеченными временно, а потому оставаться в очереди нуждающихся в жилых помещениях до получения жилья по установленным нормам.
В пункте 2 Положения о порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, установлено, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация.
То есть, денежная компенсация за наем (поднаем) жилого помещения может выплачиваться военнослужащему в случае невозможности обеспечения его и членов его семьи служебным жилым помещением, жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
По делу установлено, что Ябс В.В. проходит военную службу по контракту в войсковой части N.
Решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 29 декабря 2017 года N ЮРУЖО-11/787-17 Ябс В.В. составом семьи из шести человек (он, супруга, сын и три дочери) включен в список военнослужащих, нуждающихся в обеспечении служебными жилыми помещениями, с 12 декабря 2017 года. По месту прохождения военной службы им до 31 декабря 2018 года осуществлялся наем жилого помещения.
18 июля 2018 года врио начальника отделения управления жилищного обеспечения Ябсу В.В. предложено служебное жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 80,5 кв. м, от которого он 7 августа 2018 года отказался, по причине несоответствия общей площади указанного жилого помещения норме предоставления служебного жилого помещения на шесть человек.
10 сентября 2018 года начальником отделения управления жилищного обеспечения Ябсу В.В. предложены служебные жилые помещения в виде двух отдельных квартир по адресу: "адрес" общей площадью 117 кв. м.
Однако 21 сентября 2018 года истец отказался от предложенных квартир по причине расположения их на разных этажах.
Поскольку у жилищного органа имелась возможность обеспечить Ябса В.В. служебным жильем, но он отказался от них по личным мотивам, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что истец правомерно включен в списки военнослужащих, отказавшихся от предложенных служебных жилых помещений, и ему обосновано прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения.
Что же касается доводов в жалобе о том, что отказ от получения жилого помещения, не соответствующего нормам предоставления площади жилого помещения (18 кв. м), не может являться основанием для прекращения выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения, то они, с учетом вышеизложенного, основаны на ошибочном толковании норм права.
Из сообщения начальника отделения управления жилищного обеспечения от 29 января 2019 года N 11/187 следует, что служебные квартиры, от которых Ябс В.В. отказался, 22 августа и 8 ноября 2018 года были распределены другим военнослужащим. После этого других служебных жилых помещений истцу не предлагалось.
Значит, до 22 августа 2018 года и после 8 ноября 2018 года препятствий для постановки вопроса о выплате Ябсу В.В. денежной компенсации за наем жилого помещения не имелось.
Вместе с тем в пункте 4 Инструкции об организации в Вооружённых Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 года N 303, определено, что решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта военнослужащего.
Судом первой инстанции установлено, что после перераспределения служебных квартир, от которых истец отказался, другим военнослужащим, Ябс В.В. с рапортом о выплате данной компенсации к командованию воинской части в установленном порядке не обращался.
Поскольку после перераспределения указанных служебных квартир другим военнослужащим истец не подал рапорт о желании получать денежную компенсацию и не представил необходимые для этого документы, то оснований для ее выплаты за период с 8 ноября по 31 декабря 2018 года не имеется. Следовательно, гарнизонный военный суд правильно отказал в удовлетворении требований истца в указанной части.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2019 года по административному исковому заявлению Ябса Виталия Викторовича оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.