Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 24 апреля 2019 г. по делу N 33а-540/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Коробенко Э.В,
судей: Магомадова А.А. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Кудаевой Д.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 17 января 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных рядовым в отставке Хорунжей Мариной Рубеновной требований о признании незаконными действий начальника отделения (территориальное, г. Волгоград) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - отделение управления жилищного обеспечения), связанных со снятием истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Коробенко Э.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения административного истца Хорунжей М.Р. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
решением начальника отделения управления жилищного обеспечения от 12ноября 2018 г. N 15/13 Хорунжая М.Р. снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на том основании, что она является членом семьи собственника жилого помещения, принадлежащего матери, и обеспечена общей площадью жилого помещения выше учетной нормы как в г.Волгограде, где проходила военную службу, так и в избранном после увольнения месте жительства в г. Москве.
Хорунжая М.Р. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать данное решение незаконным и обязать начальника отделения управления жилищного обеспечения его отменить.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы указывает, что в 2000 году она с членами своей семьи выехала из принадлежащей матери квартиры по семейным обстоятельствам. При этом такой выезд носил не временный, а постоянный характер. С указанного года она фактически проживала по другому адресу, утратила право пользования принадлежащим матери жилым помещением и перестала быть членом ее семьи. Однако гарнизонным военным судом, несмотря на наличие подтверждающих доказательств и показания допрошенных свидетелей, данные обстоятельства не приняты во внимание и сделан ошибочный вывод о том, что выезд из квартиры матери был осуществлен в целях получения жилого помещения от Министерства обороны Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник отделения управления жилищного обеспечения просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к выводу, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998г, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений, должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14, для признания перечисленных лиц (за исключением супруга, детей и родителей данного собственника) членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Хорунжая М.Р, заключившая первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г, с апреля 2006 года проходила военную службу в войсковой части N (г. Волгоград).
На основании приказа командира войсковой части N (г. Волгоград) от 10июня 2009 г. N 76 она с этой же даты зачислена в списки личного состава указанной воинской части и полагается находящейся в распоряжении командования до обеспечения жильем.
Приказом командующего войсками Южного военного округа от 27 августа 2013г. N 204-кс Хорунжая М.С. уволена с военной службы в отставку по состоянию здоровья, а приказом командира войсковой части N от 12 октября 2018 г. N 209 - исключена из списков личного состава воинской части с 14 ноября этого же года.
В июле 2013 г. Хорунжая М.Р. обратилась в управление жилищного обеспечения по поводу принятия на жилищный учет с заявлением установленной формы, в котором указала местом ее проживания жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", общей площадью 65,7 кв.м, и принадлежащее на праве собственности ее матери.
Решением начальника управления жилищного обеспечения от 19 сентября 2013 г. N 1506 истец принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в г. Москве.
16 октября 2018 г. на основании ее заявления начальником управления жилищного обеспечения принято решение N 15/33 об изменении формы обеспечения жилым помещением на предоставление субсидии для приобретения или строительства жилого помещения.
В ходе разрешения вопросов, касающихся принятия на жилищный учет, предоставления жилого помещения и изменения формы обеспечения жильем, Хорунжая М.Р. неоднократно подавала в жилищный орган заявления установленной формы, в каждом из которых указывала в качестве места проживания квартиру, принадлежащую ее матери. При этом она была предупреждена об ответственности за предоставление в жилищный орган недостоверных сведений, и возможных последствиях этого, а при изменении ее учетных данных обязалась сообщать их установленным порядком. Кроме того, 9 ноября 2018 г. истцом подано заявление об отсутствии изменений в ее учетных данных.
Данные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями заявлений Хорунжей М.Р.: от 11 апреля 2011 г. - о принятии на жилищный учет; от 27 октября 2011 г. - о предоставлении сведений об отсутствии жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности; от 1 декабря 2011 г. - о предоставлении дополнительных документов; от 4 апреля 2013 г. - о принятии на жилищный учет; от 9 июля 2013 г. - о принятии на жилищный учет; от 17 апреля 2018 г. - об отказе от изменения способа обеспечения ее жилым помещением; от 15 октября 2018 г. - об изменении способа обеспечения жилым помещением на жилищную субсидию; от 15октября 2018 г. - о перечислении жилищной субсидии; от 9 ноября 2018 г. - о сообщении сведений о себе; от 9 ноября 2018 г. - о приобщении к учетному делу дополнительных документов.
12 ноября 2018 г. решением начальника отделения управления жилищного обеспечения N 15/13 истец снята с указанного учета. Основанием для принятия такого решения послужили представленные ХорунжейМ.Р. документы, свидетельствующие о том, что она является членом семьи собственника жилого помещения, принадлежащего ее матери, и обеспечена общей площадью жилого помещения выше учетной нормы как в г.Волгограде, где проходила военную службу, так и в избранном после увольнения месте жительства в г.Москве.
Такими документами являются копии ордера исполнительного комитета Ворошиловского районного Совета народных депутатов г. Волгограда от 2 августа 1986 г, свидетельства от 7 мая 2013 г. серии N N N о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, расположенного по адресу: "адрес", домовой книги, выписки лицевого счета от 9 ноября 2018 г. N N, договоров аренды указанной квартиры от 1 января и 1декабря2016г, от 1декабря2018г, а также указанных выше заявлений ХорунжейМ.Р.
Из перечисленных документов следует, что в 1986 году Хорунжая М.Р. в составе семьи матери была обеспечена от государства жилым помещением по указанному выше адресу общей площадью 65,7 кв.м, в котором с того же года проживала и с 1989 года была зарегистрирована, то есть была вселена в качестве члена семьи собственника жилого помещения. В 2008 году она снялась с регистрационного учета в этой квартире и зарегистрировалась по адресу воинской части, однако фактически там не проживала. При этом истец пояснила суду первой инстанции, что договоры найма указанного жилого помещения, представленные ею в отдел управления жилищного обеспечения, являются фиктивными и заключенными с целью получения денежной компенсации за наем жилого помещения, а сведения об изменении фактического места жительства она в жилищный орган не подавала.
При таких обстоятельствах, у начальника отдела управления жилищного обеспечения имелись достаточные основания полагать, что Хорунжая М.Р. проживает по указанному адресу и, соответственно, является членом семьи собственника жилого помещения.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в частности, не являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения либо являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного человека менее учетной нормы.
Учетная норма в месте прохождения истцом военной службы в соответствии с п.1.1 постановления Волгоградского городского совета народных депутатов от 15 июня 2005 г. N19/342 установлена в размере 11 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека, а в избранном ею месте жительства - г. Москве согласно ст. 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г.Москвы на жилые помещения" - 10кв.м.
Из представленных ХорунжейМ.Р. в жилищный орган документов следует, что на момент принятия оспариваемого решения руководителя данного органа, в квартире ее матери общей площадью 65,7 кв.м, с учетом истца проживало 4 человека.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец была обеспечена площадью жилого помещения 16,4 кв.м, что превышает учетную норму, установленную как в населенном пункте, где Хорунжая М.Р. проходила военную службу, так и в избранном ею после увольнения месте жительства.
Согласно п. 5 ст. 52 ЖК РФ решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган.
Из пп. 1 и 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280, следует, что для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации), имеющих в соответствии со ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление по рекомендуемому образцу согласно приложению N 1 к настоящей Инструкции в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются соответствующие документы. Решения о принятии военнослужащих на учет или об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях принимаются уполномоченным органом по результатам рассмотрения заявлений и документов, указанных в пункте 1 настоящей Инструкции, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня их поступления в структурное подразделение уполномоченного органа.
9 ноября 2018 г. Хорунжей М.Р. было подано заявление в жилищный орган об отсутствии изменений в ее учетных данных. При этом в суде первой инстанции Хорунжая М.Р. пояснила, что не сообщала в жилищный орган сведения об изменении фактического места жительства до принятия начальником управления жилищного обеспечения оспариваемого решения.
С учетом приведенных положений действующего законодательства при оценке этого решения жилищного органа у суда не имеется оснований принимать во внимание иные доказательства, касающиеся выезда истца из квартиры матери и фактического проживания по иному адресу, поскольку о них в отдел управления жилищного обеспечения Хорунжая М.Р. до рассмотрения дела в суде не сообщала, и они при принятии оспариваемого решения жилищному органу не были известны.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении о принятии на учет.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о законности решения начальника отделения управления жилищного обеспечения от 12ноября 2018 г. N 15/13 о снятии истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и отсутствии оснований для его отмены.
При этом ссылка Хорунжей М.Р. в жалобе на необоснованное указание в решении суда о цели ее выбытия из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", с учетом вышеизложенных обстоятельств на данный вывод суда не влияет.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 17 января 2019 г. по административному исковому заявлению Хорунжей Марины Рубеновны оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.