Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 июня 2019 г. по делу N 33а-550/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе
председательствующего Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А, Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Никитенко Н.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации - Чудиновой М.А. и представителя Министерства обороны Российской Федерации - Яшкова В.Л. на решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2019 г, которым удовлетворены заявленные требования старшего лейтенанта Мустафаева Муслима Зайпуллаевича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих", Департамента финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации, связанных с порядком включения истца в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и учётом инвестиционного дохода на именном накопительном счёте.
Заслушав доклад судьи Патланя В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб, объяснения представителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации" - Чудиновой М.А. и представителя Министерства обороны Российской Федерации - Сутковецкой О.Ю. в обоснование жалоб, судебная коллегия
установила:
Мустафаев М.З. обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Кроме того, административный истец просил суд обязать:
- Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" перечислить на его именной накопительный счёт денежные средства в размере не начисленного инвестиционного дохода за период с 22 мая 2007 г. по 31 марта 2016 г.;
- Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации перечислить на его именной накопительный счёт денежные средства в рассчитанном Федеральным государственным казённым учреждением "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" размере дохода от инвестирования средств, передаваемых в доверительное управление за период с 22 мая 2007 г. по 31 марта 2016 г.
Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, и утверждает, что административный истец заключил первый контракт о прохождении военной службы 22 мая 2007 г, и с этого момента у него возникло основание на включение в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, однако в связи с нераспорядительностью должностного лица войсковой части N он был несвоевременно включён в указанный реестр. При этом вина Федерального государственного казённого учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации в несвоевременном представлении войсковой частью N документов для включения истца в указанный реестр отсутствует.
Представитель административного ответчика считает, что законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счёта накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые были включены в реестр несвоевременно.
Кроме того, в апелляционной жалобе обращается внимание на то, что административный истец не заключал с уполномоченным федеральным органом договор целевого жилищного займа и желания воспользоваться находящимися на его именном накопительном счете денежными средствами не изъявлял, поэтому возложение судом обязанности перечислить на его именной накопительный счет денежные средства в размере не начисленного инвестиционного дохода является преждевременным.
В апелляционной жалобе представитель Министерства обороны Российской Федерации просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование автор жалобы излагает обстоятельства дела, приводит положения законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, и указывает, что суд при рассмотрении дела не применил Порядок реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооружённых Силах Российской Федерации, утверждённый приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245, согласно которому регистрирующим органом, осуществляющим формирование и ведение реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Вина Министерства обороны Российской Федерации в несвоевременном включения истца в указанный реестр отсутствует, поскольку оно не совершало каких-либо незаконных действий в отношении Мустафаева М.З.
Представитель административного ответчика также считает, что законодательством не предусмотрено начисление инвестиционного дохода на счета накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, которые были включены в реестр несвоевременно.
Кроме того, в апелляционной жалобе обращается внимание на то, что расходы по уплате истцом государственной пошлины подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, поскольку Министерство обороны Российской Федерации относится к органам военного управления, которые от уплаты государственной пошлины освобождены.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 9 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" к участникам накопительно-ипотечной системы относятся военнослужащие, окончившие военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 г. Эти обстоятельства, исходя из подп. 1 п. 2 ст. 9 данного Федерального закона, являются также основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения.
По делу установлено, что 22 мая 2007 г. Мустафаев М.З. поступил на военную службу из запаса и ему присвоено первое воинское звание "лейтенант". С этой даты он проходит военную службу в войсковой части N.
Из изложенного следует, что административный истец подлежал обязательному включению в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих с 22 мая 2007 г.
В силу статьи 5 указанного выше Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счет учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета; доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений. При этом учет доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Частью 1 ст. 14 того же Федерального закона предусмотрено, что каждый участник накопительно-ипотечной системы не менее чем через три года его участия в накопительно-ипотечной системе имеет право на заключение с уполномоченным федеральным органом договора целевого жилищного займа.
Следовательно, доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения учитываются при определении размера целевого жилищного займа.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с требованиями пп. 5 и 13 данных Правил в Министерстве обороны Российской Федерации регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения Минобороны России как структурное подразделение федерального органа, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами. При этом внесение в реестр записи о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Согласно положениям главы IV действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и до 9 июня 2017 г. Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 28 февраля 2013 г. N 166, представление в региональное управление жилищного обеспечения комплекта документов для включения военнослужащих, в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения являлось обязанностью должностных лиц этих образовательных учреждений.
Аналогичные требования содержатся в действующем в настоящее время приказе Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 г. N 245.
Судом установлено, что 18 февраля 2016 г. командиром войсковой части N в адрес жилищного органа был направлен пакет документов для включения Мустафаева М.З. в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
31 марта 2016 г. истец включён в указанный реестр с датой возникновения основания для этого - 22 мая 2007 г.
Из сообщения Федерального государственного казённого учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" от 6 августа 2018 г. следует, что именной накопительный счёт Мустафаева М.З, как участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, открыт 28 апреля 2016 г.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришёл к обоснованному выводу о том, что Мустафаев М.З. с 31 марта 2016 г. является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, однако по причине нераспорядительности воинских должностных лиц и регистрирующего органа он несвоевременно включён в данный реестр, что привело к начислению на его накопительный счет накоплений для жилищного обеспечения за период с даты возникновения основания для включения в него до даты открытия этого счёта без учёта дохода от их инвестирования и снижению в связи с этим размера целевого жилищного займа, который в последующем может быть предоставлен истцу.
В силу подпункта 1 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082, Министр обороны Российской Федерации является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны Российской Федерации.
Пунктом 13 указанного Положения предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации является юридическим лицом, имеет смету, текущие, расчетные, валютные и иные счета в банках и других кредитных организациях, лицевые счета в органах федерального казначейства, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая приведённые положения законодательства, из которых следует, что Министерство обороны Российской Федерации является органом, к компетенции которого относится как участие в публичных правоотношениях по реализации жилищных прав военнослужащих посредством участия их в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, так и защита нарушенных прав в указанной сфере, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о возложении на указанное министерство обязанности по перечислению в Федеральное государственное казённое учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" для зачисления на именной накопительный счет истца дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения.
Нерегламентированность нормативно-правовыми актами правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, несвоевременно включённых в соответствующий реестр, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений, которая в силу статьи 3 КАС Российской Федерации является задачей административного судопроизводства. В связи с этим не имеют значения для данного дела обстоятельства: какое должностное лицо допустило ошибку в несвоевременном включении военнослужащего в реестр участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения и то, что истец не заключал с уполномоченным федеральным органом договор целевого жилищного займа.
Согласно положениям статьи 111 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Исходя из этого, гарнизонный военный суд, вопреки утверждению в жалобе, обоснованно взыскал в пользу Мустафаева М.З. судебные расходы, связанные с уплатой им государственной пошлины в размере 300 руб.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Махачкалинского гарнизонного военного суда от 6 февраля 2019 г. по административному исковому заявлению Мустафаева Муслима Зайпуллаевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы представителей административных ответчиков - без удовлетворения.
Председательствующий И.Н. Потапченко
Судьи: В.А. Патлань
В.А. Тогубицкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.