Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 05 июня 2019 г. по делу N 33а-566/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Потапченко И.Н,
судей Гришина С.В. и Коробенко Э.В,
при секретаре судебного заседания Григорьевой Д.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований военнослужащего войсковой части N прапорщика Ляпина Дмитрия Сергеевича об оспаривании решений начальника отделения (территориальное, г.Волгоград) Федерального государственного казенного учреждения "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - управление жилищного обеспечения), связанных с порядком принятия административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также о внесении изменений в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, в части формы обеспечения жильем.
Заслушав доклад судьи Гришина С.В, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения административного истца Ляпина Д.С. и его представителя Лукинова А.В, а также заинтересованного лица Ляпиной И.С. в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ляпин Д.С, заключивший первый контракт после 1998 года, проходит военную службу в войсковой части N, его общая продолжительность военной службы составляет более 20 лет.
Решением начальника отделения жилищного обеспечения от 26 декабря 2018 г. N 15/88 Ляпин Д.С. и члены его семьи (супруга и дети 2010 и 2011 годов рождения) приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания по избранному месту жительства в г. Санкт-Петербурге.
В данном решении указано на необходимость уменьшения общей площади в распределяемом истцу жилом помещении, поскольку истец с семьей являются членами семьи собственника жилого помещения и имеют право пользования квартирой N 52, расположенной по адресу: "адрес", принадлежащей на праве собственности матери супруги истца - ИонкинойО.В.
При этом произведен расчет нуждаемости исходя из норматива общей площади жилого помещения 44,2 кв.м. на семью из шести человек (он, супруга, двое "данные изъяты" детей, а также родители супруги - Ионкина О.В. и Ионкин С.А.) с уменьшением на 29,47 кв.м, приходящихся в квартире на него, его супругу и двоих детей (7,37 кв.м. на каждого члена семьи).
Согласно извещению от 10 января 2019 г. N 364792 Ляпину Д.С. на состав семьи четыре человека распределена двухкомнатная квартира N N общей площадью 50,4 кв.м. (с учетом вычтенной площади жилого помещения), по адресу: "адрес"
14 января 2019 г. Ляпин Д.С. отказался от распределенного ему жилого помещения на том основании, что оно не соответствует норме предоставления жилья, поскольку на состав его семьи необходимо предоставить жилье площадью не менее 72
кв.м.
24 января 2019 г. начальником отделения жилищного обеспечения принято решение N 15/7 об изменении способа обеспечения истца жилым помещением на предоставление жилищной субсидии.
Ляпин Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором оспорил указанные решения, просил обязать жилищный орган их отменить и предоставить жилое помещение в избранном месте жительства без уменьшения норматива общей площади жилья, а также отменить внесенные в единый реестр военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений, изменения относительно предоставления ему жилищной субсидии.
Решением суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на нормы действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения, автор жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что он и его семья являются членами семьи собственника жилого помещения - Ионкиной О.В, поскольку в ее квартире они проживали с 2013 года на основании договоров найма и выехали после предоставления ему в декабре 2018 года служебного жилого помещения. При этом родители супруги совместно с ними не проживали. Автор жалобы также считает, что оснований для замены формы обеспечения жилым помещением на предоставление жилищной субсидии не имелось, поскольку от распределенной в г. Санкт-Петербурге квартиры он отказался в виду ее несоответствия норме предоставления жилого помещения.
В возражениях начальник отделения управления жилищного обеспечения просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более предоставляется в том числе жилищная субсидия для приобретения жилья по избранному постоянному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст.15.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "Опрактике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", гарантированное ст.15 вышеназванного закона право военнослужащих и членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами ЖК РФ и СК РФ.
В силу ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным Кодексом.
В силу частей 1 и 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Наряду с этим п. 2 ст. 288 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе использовать принадлежащее ему жилое помещение как для собственного проживания, так и для проживания членов своей семьи. При этом в соответствии с ч.1 ст. 292 ГК РФ член семьи собственника обладает правом пользования жилым помещением в период проживания в нем.
Как следует из разъяснений, данных в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч.1 ст.31ЖКРФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания. Вместе с тем гражданину на праве собственности могут принадлежать несколько жилых помещений, и проживать он может в любом из них, а не только в том жилом помещении, в котором проживают вселенные им в качестве членов семьи другие лица.
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи. Проживание собственника отдельно, в ином жилом помещении, само по себе не опровергает факт вселения им в принадлежащее ему жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
В соответствии с п. 19 ст. 15 Федерального закона "Остатусе военнослужащих" военнослужащим, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, предоставляется жилищная субсидия.
Правила расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (далее - Правила), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76.
В силу п. 4 названных Правил норматив общей площади жилого помещения уменьшается на общую площадь жилых помещений, на которую в результате совершенных военнослужащим и (или) членами его семьи действий и гражданско-правовых сделок уменьшился размер занимаемых (имеющихся) жилых помещений или в отношении которой произведено отчуждение. Такое уменьшение производится в течение 5 лет со дня совершения указанных действий или гражданско-правовых сделок.
Данная норма корреспондирует ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, содержащей аналогичные положения.
Из материалов дела видно, что с августа 2007 года истец и его супруга зарегистрированы при войсковой части N, но при этом с июня 2013 года и до предоставления в декабре 2018 года служебного жилого помещения они вместе с детьми были вселены и проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности матери супруги истца - ИонкинойО.В. В указанном жилом помещении также зарегистрирован по месту жительства супруг собственника жилого помещения - Ионкин С.А. Согласно свидетельству о праве собственности от 29 июня 2010 г. общая площадь указанной квартиры составляет 44,2 кв.м.
Таким образом, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что вселившись в принадлежащее матери супруги истца жилое помещение, Ляпин Д.С. со своей семьей применительно к жилищным правоотношениям стали членами семьи собственника этого жилого помещения - Ионкиной О.В. и приобрели с ней равные права пользования указанной квартирой.
То обстоятельство, что между собственником и истцом ежегодно заключались договоры найма жилого помещения, не влияет на правильность вывода суда первой инстанции, поскольку этими договорами определялся порядок пользования жилым помещением, что не противоречит положениям ч.2 ст. 31 ЖК РФ.
Вопреки мнению автора жалобы, при установлении факта вселения ЛяпинаД.С. в качестве членов семьи собственника жилого помещения, отсутствие у него регистрации по месту жительства в данном жилом помещении определяющим обстоятельством не является.
При этом по делу установлено, что выезд из занимаемого жилого помещения в декабре 2018 года в служебную квартиру не носил вынужденного характера, поскольку в августе 2015 года, а также в мае и июне 2017года истцу предлагались по месту службы служебные жилые помещения общей площадью 54 кв.м, 53,2 кв.м, 71,6 кв.м. от которых он отказывался в связи с их отдаленностью от нахождения образовательных учреждений или несоответствием норме предоставления, которая в соответствии с ч.1 ст.106ЖКРФ составляет не менее шести квадратных метров жилой площади на одного человека, то есть по надуманным основаниям.
Поэтому, руководствуясь требованием ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что решение начальника отделения управления жилищного обеспечения от 26декабря 2018г. N15/88, определившего уровень обеспеченности семьи истца жильем за вычетом суммарной общей площади жилья, приходящейся на него и членов его семьи в жилом помещении, принадлежащем Ионкиной О.В, является законным и обоснованным.
Последующий отказ истца от предоставленной квартиры, расположенной в г.Санкт-Петербурге, общей площадью жилого помещения 50,4 кв.м, повлек необходимость применения положений п. 19 ст. 15 Федерального закона "Остатусе военнослужащих" и принятия начальником отделения управления жилищного обеспечения обоснованного решения об изменении способа обеспечения истца жилым помещением в форме предоставления жилищной субсидии.
Таким образом, доводы истца о незаконности принятых жилищным органом решений своего подтверждения не нашли, а иное толкование истцом норм материального права не может повлиять на отмену оспариваемого судебного постановления.
Учитывая изложенное, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волгоградского гарнизонного военного суда от 22 февраля 2019г. по административному исковому заявлению Ляпина Дмитрия Сергеевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.