Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 15 мая 2019 г. по делу N 33а-584/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А,
судей Цыбульника В.Е, Меркулова Д.В,
при секретаре судебного заседания Удовиченко Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам командира войсковой части N и представителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" (далее - управление финансового обеспечения) - Гетоевой Д.И. на решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2019 г, которым частично удовлетворены заявленные требования подполковника Корнеева Дениса Андреевича об оспаривании бездействия командира войсковой части N и начальника управления финансового обеспечения, связанного с невыплатой денежной компенсацией вместо предоставления дополнительных суток отдыха (далее - компенсация).
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия
установила:
Корнеев Д.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд:
- признать незаконным вышеуказанное бездействие названных должностных лиц, обязать командира войсковой части N представить на согласование в управление финансового обеспечения соответствующие документы об участии его в период с 15 июня по 31 августа 2018 г. в мероприятиях, которые проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, а начальника данного управления - согласовать проект приказа о производстве ему указанной выплаты;
- взыскать с управления финансового обеспечения судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины и оплатой услуг представителя на общую сумму 15300 руб.
Решением суда заявленные требования удовлетворены частично.
Суд обязал командира войсковой части N представить для согласования в управление финансового обеспечения проект приказа о выплате Корнееву Д.А. денежной компенсации за участие в период с 15 июня по 31 августа 2018 г. в мероприятиях, которые проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, а начальника управления финансового обеспечения - повторно рассмотреть вопрос о согласовании проекта этого приказа.
Суд взыскал с управления финансового обеспечения в пользу Корнеева Д.А. в счет возмещения судебных расходов, связанных с уплатой государственной пошлины, 300 руб, а также расходов по оплате услуг представителя - 4000 руб.
В удовлетворении остальных требований истца судом отказано.
В апелляционной жалобе командир войсковой части N просит решение суда в части признания незаконным его бездействия отменить.
В обоснование он указывает, что при разрешении рапорта Корнеева Д.А. о выплате оспариваемой компенсации каких-либо нарушений им не допущено, соответствующий проект приказа был издан в установленном порядке и направлен для согласования в управление финансового обеспечения. Поскольку данный проект приказа не был согласован, оснований для выплаты истцу оспариваемой компенсации не имелось.
В апелляционной жалобе представитель начальника управления финансового обеспечения просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
В обоснование автор жалобы утверждает, что оснований для согласования проекта приказа командира войсковой части N о выплате Корнееву Д.А. денежной компенсации за участие в период с 15 июня по 31 августа 2018 г. в мероприятиях, которые проводились без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени, не имелось, поскольку с данным проектом приказа в управление финансового обеспечения не были представлены приказы о привлечении истца к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием необходимости проведения мероприятий в таком порядке и периода их проведения.
Также автор жалобы считает, что сумма денежных средств, взысканных судом в счет возмещения расходов по оплате услуг представителя истца, чрезмерно завышена.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 3 ст. 11 Федерального закона "О статусе военнослужащих" дополнительные сутки отдыха военнослужащему предоставляются за время его участия в мероприятиях, перечень которых определен руководителем федерального органа государственной власти, в котором предусмотрена военная служба, при проведении этих мероприятий в случае необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, участвующим в таких мероприятиях, по их просьбе вместо предоставления дополнительных суток отдыха может выплачиваться денежная компенсация в размере денежного содержания за каждые положенные дополнительные сутки отдыха. Порядок и условия выплаты денежной компенсации устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 492 утвержден перечень мероприятий, которые проводятся при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени военнослужащих, где к указанным мероприятиям относится, в частности, выполнение специальных задач. В пункте 2 этого приказа определено осуществлять привлечение военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени на основании приказов соответствующих должностных лиц с обязательным указанием в них необходимости проведения мероприятий без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени.
Согласно пункту 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. N 80 "О порядке и условиях выплаты военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, денежной компенсации вместо предоставления дополнительных суток отдыха" выплата военнослужащим компенсации осуществляется на основании приказов должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащих к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения мероприятий; приказов командиров воинских частей (руководителей организаций) о выплате военнослужащим денежной компенсации с указанием количества дополнительных суток отдыха, за которые выплачивается денежная компенсация, и ее суммы, издаваемых на основании рапортов военнослужащих.
В пунктах 1.3 и 4.1 Правил согласования сотрудниками управлений (отделов) финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по субъектам Российской Федерации и их структурных подразделений проектов приказов (по строевой части) командиров воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных заместителем Министра обороны Российской Федерации и Статс-секретарём - заместителем Министра обороны Российской Федерации 30 декабря 2014 г. и 15 января 2015 г, и в пункте 14 Приложения N 1 к нему определено, что согласование проекта приказа о выплате военнослужащим вышеназванной компенсации производится уполномоченным сотрудником в управлениях (отделах) финансового обеспечения с целью проверки соответствия данного проекта приказа требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации, и наличия прилагаемых к проекту приказа документов, являющихся основанием для принятия решения об установлении военнослужащим компенсации. Помимо этого проверяется период, за который производится компенсация, и правильность ее расчета.
Таким образом, основанием для выплаты истцу названной компенсации мог являться изданный по его рапорту и согласованный с управлением финансового обеспечения приказ о производстве данной выплаты, отвечающий по своему содержанию требованиям, предусмотренным в пункте 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 14 февраля 2010 г. N 80 (далее - Приказ), а также прилагаемый к нему приказ о привлечении истца к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием необходимости проведения таких мероприятий и периода их проведения.
По делу установлено, что Корнеев Д.А. проходит военную службу в войсковой части N.
В период с 13 июня по 19 сентября 2018 г. истец находился в служебной командировке в Объединенном пункте управления командующего ОГВ(с), где выполнял специальные задачи в составе оперативной группы Вооруженных Сил Российской Федерации Объединенного пункта управления командующего ОГВ(с).
По сообщению командующего ОГВ(с) от 20 февраля 2019 г. N 105/10-377 Корнеев Д.А. в период служебной командировки к выполнению повседневных задач привлекался заместителем командующего ОГВ(с) - руководителем Оперативной группы Вооруженных Сил Российской Федерации Объединенного пункта управления командующего ОГВ(с).
На основании приказов руководителя Оперативной группы Вооруженных Сил Российской Федерации Объединенного пункта управления командующего ОГВ(с) от 7 июля 2018 г. N 78, от 25 августа 2018 г. N 92, от 3 сентября 2018 г. N 100 в период пребывания в служебной командировке с 15 июня по 31 августа 2018 г. Корнеев Д.А. принимал непосредственное участие в проведении контртеррористических операций.
Как следует из сообщения руководителя ОГВ(с) от 19 февраля 2019 г. N 12/1544 истец в период с 15 июня по 31 августа 2018 г. принимал участие в выполнении боевых задач без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени на основании указанных выше приказов того же должностного лица.
19 ноября 2018 г. Корнеев Д.А. подал командиру войсковой части N рапорт о выплате оспариваемой денежной компенсации.
28 ноября 2018 г. командир войсковой части N направил в управление финансового обеспечения проект приказа о выплате истцу названной денежной компенсации.
Из резолюции на проекте этого приказа видно, что он не был согласован в связи с несоблюдением положения пункта 2 Приказа, а именно - в связи с отсутствием приказов должностных лиц от командира соединения (ему равного) и выше о привлечении военнослужащего к исполнению обязанностей военной службы без ограничения общей продолжительности еженедельного служебного времени с указанием в них необходимости и периода проведения соответствующих мероприятий.
Поскольку командиром войсковой части N вместе с проектом приказа о выплате истцу спорной денежной компенсации в управление финансового обеспечения не представлены вышеназванные приказы, что послужило основанием для отказа в согласовании указанного проекта приказа, суд первой инстанции обоснованно признал данное бездействие указанного должностного лица незаконным, обязав его представить в управление финансового обеспечения проект изданного им приказа с устраненными недостатками, а на начальника управления финансового обеспечения - повторно рассмотреть вопрос о согласовании нового проекта приказа.
Что же касается требования истца о возложении на начальника управления финансового обеспечения обязанности согласовать проект приказа о выплате Корнееву Д.А. денежной компенсации вместо дополнительных суток отдыха, то оно является преждевременным, так как в ходе проведения согласования проекта приказа должностные лица управления финансового обеспечения обязаны проверить его на соответствие и другим требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 ст. 111 и 112 КАС Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение, по письменному ходатайству суд в разумных пределах присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе оплату услуг представителя, но за исключением случаев, предусмотренных ст. 107 и ч. 3 ст. 109 КАС Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в пунктах 12 и 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 г. N 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела".
Следовательно, в силу положений КАС Российской Федерации, критерий "разумности" возмещения расходов по оплате услуг представителя отнесен к исключительной компетенции суда, при определении которого учитывается объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. При этом разумными следует считать такие расходы, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги.
За составление административного искового заявления, представление интересов истца при рассмотрении административного дела в суде первой инстанции, а также за юридическую консультацию Корнеев Д.А. уплатил своему представителю Минасяну А.А. 15000 рублей. Это подтверждается договором об оказании юридической помощи от 18 января 2019 г. N 011 и квитанцией от 18 января 2019 г. N 011.
Минасян А.А. принимал участие в двух судебных заседаниях 18 февраля 2019 г. (отложено в связи с необходимостью истребования дополнительных доказательств) и 20 февраля 2019 года.
При таких обстоятельствах, учитывая степень сложности решаемых в ходе рассмотрения дела правовых вопросов, трудозатрат Минасяна А.А. на оказание Корнееву Д.А. юридической помощи по данному делу, а также судебную практику рассмотрения аналогичных споров, гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 4000 руб. является разумным.
Таким образом, апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Владикавказского гарнизонного военного суда от 20 февраля 2019 г. по административному исковому заявлению Корнеева Дениса Андреевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы командира войсковой части N и представителя Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Северная Осетия - Алания" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.