Апелляционное определение СК по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда Ростовской области от 22 мая 2019 г. по делу N 33а-603/2019
Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Потапченко И.Н,
судей: Патланя В.А. и Тогубицкого В.А,
при секретаре судебного заседания Иванец М.С,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2019 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований командира войсковой части N о признании незаконными отдельных положений акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности указанной воинской части, проведенных Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Военно-Морскому Флоту) (далее - Межрегиональное управление).
Заслушав доклад судьи Потапченко И.Н. изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно нее возражений, судебная коллегия
установила:
командир войсковой части N обратился в гарнизонный военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным и исключить п. 5.2 акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности (далее - Акт) указанной воинской части от 13 декабря 2018 г. N 52/42, составленного Межрегиональным управлением, в части указания на неправомерное списание индивидуальных рационов питания на общую сумму 866599 руб. 65 коп.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование он утверждает, что при выявлении вышеназванного ущерба Межрегиональным управлением не учтен тот факт, что замена положенных военнослужащим продуктов питания на продукты, не требующие тепловой обработки, в полном объеме была невозможна в связи с запретом разведения открытого огня на газодобывающих установках, куда военнослужащие направлялись для выполнения специальных задач. Это обстоятельство, по его мнению, препятствует исполнителю услуг по государственному контракту об организации питания военнослужащих, выдаче им продовольствия с учетом допускаемых замен для приготовления пищи собственными силами. При этом истец полагает, что Руководство по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утвержденное приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 г. N 888 (далее - Руководство) не содержит прямого запрета на обеспечение военнослужащих индивидуальными рационами питания более чем на 7 суток.
Автор жалобы указывает, что взаимодействие между ним и газодобывающим предприятием по вопросу организации питания военнослужащих не представлялось возможным по причине отсутствия соответствующих руководящих документов и в связи с получением приказа об организации охраны и обороны газодобывающих установок от вышестоящего командования.
В заключение истец, анализируя отдельные положения Федерального закона "О материальной ответственности военнослужащих", считает, что выдача военнослужащим индивидуальных рационов питания по вышеприведенным обстоятельствам, ущербом не является, в связи с чем не может быть отнесена к неправомерному списанию материальных ценностей.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного ответчика - Овезбердыев А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения. Дополнительно он указывает, что место, куда направлялись военнослужащие с целью охраны газодобывающих установок, оборудованы специально отведенными местами для приема пищи в виде кухни и столовой.
Рассмотрев материалы административного дела, обсудив приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
По делу установлено, что по результатам проверки отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части N за период с 1 октября 2015 г. по 31 октября 2018 г. ревизионной группой Межрегионального управления составлен Акт от 13 декабря 2018 г. N 52/42.
В пункте 5.2 раздела 5 данного Акта "По продовольственной службе", указано, что контрольными мероприятиями установлено неправомерное (незаконное) списание материальных ценностей (индивидуальных рационов питания) на общую сумму 866 599 руб. 65 коп, выразившееся в направлении командиром войсковой части N военнослужащих этой воинской части на полевой выход в н.п. Черноморское с выдачей им индивидуальных рационов питания на срок, превышающий 7 суток, а всего на 14 суток.
В результате установленных вышеназванных обстоятельств в пункт 1.3 раздела "Выводы" Акта внесены сведения о причиненном ущербе на указанную сумму, после чего в разделе "Предложения" командиру войсковой части N предложено в том числе назначить и провести административные расследования по фактам выявленных нарушений для установления причин и виновных лиц с целью возмещения ущерба.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона "О статусе военнослужащих" продовольственное обеспечение отдельных категорий военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, осуществляется по нормам и в сроки, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба).
Постановлением Правительство Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 946 утверждены нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц в мирное время.
Так, подпунктом "а" п. 2 данного Постановления на Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность устанавливать нормы замены одних продуктов другими при организации продовольственного обеспечения военнослужащих, а также порядок продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других категорий лиц, порядок организации их питания в стационарных условиях, в том числе с привлечением предприятий общественного питания, и в полевых условиях.
В порядке исполнения этого Постановления Министром обороны Российской Федерации издан приказ от 21 июня 2011 г. N 888 об утверждении вышеприведенного Руководства.
В приложении N 3 к Руководству приведены рационы питания, в том числе индивидуальный рацион питания (норма N 7), а в приложении N 9 изложены нормы замены одних продуктов другими при организации продовольственного обеспечения военнослужащих.
В соответствии с примечанием 1 нормы N 7 Руководства, индивидуальными рационами питания обеспечиваются военнослужащие, имеющие право на питание по нормам общевойскового, морского, кадетского пайков, в случаях, когда приготовление пищи по этим нормам не представляется возможным (в полевых условиях, на учениях, маневрах, полигонах, в учебных центрах и лагерях, подразделениях, действующих в отрыве от пункта постоянной дислокации воинской части, в районах стихийных бедствий и катастроф, в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, в миротворческих операциях).
Из примечания 2 нормы N 7 того же Руководства следует, что непрерывное питание личного состава по данному рациону не должно превышать 7 суток. В связи с этим мнение автора жалобы относительно отсутствия прямого запрета на обеспечение военнослужащих индивидуальными рационами питания более чем на семь суток, представляется ошибочным.
Согласно пункту 44 Руководства под услугами по организации питания понимаются поставка, подвоз, хранение продуктов, приготовление и раздача горячей пищи, обслуживание питающихся по установленным нормам продовольственного обеспечения в соответствии с условиями государственного контракта.
В этой связи 30 декабря 2016 г. Министерством обороны Российской Федерации был заключен государственный контракт на оказание услуг по организации питания военнослужащих для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2019 годы N 301216/ВП.
Главой N 3 указанного государственного контракта определены права и обязанности сторон, по которым, в частности, исполнитель обязан ежедневно оказывать Услуги в объеме, соответствующем данным о количестве питающихся, стоящих на довольствии, которые письменно доводятся получателем (п. 3.2.3), а тот, в свою очередь, обязан ежедневно письменно предоставлять данные исполнителю о количестве питающихся по нормам довольствия, предусмотренных Приложением N 5 к контракту (п. 3.4.4).
Кроме того, пунктом 2.8.1 технического задания к названному государственному контракту предусмотрено, что вблизи населенных пунктов, где имеются трудовые ресурсы, приготовление пищи осуществляется силами исполнителей услуг в местах дислокации подразделений при наличии столовых, с набором обслуживающего персонала. В труднодоступной, незаселенной местности получение и доставка продуктов возлагается на получателей услуг с последующим приготовлением пищи своими силами.
В силу п. 2.8.3 технического задания организация питания военнослужащих, назначенных в состав суточного наряда (дежурства), или для выполнения специальных задач, когда невозможно приготовление горячей пищи, осуществляется по рациону питания N 7.
Согласно пункту 2.8.4. технического задания в случаях, когда использование индивидуальных рационов питания для отдельных военнослужащих или отдельных команд (подразделений) превышает сроки, установленные приказом Министерства обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 г. N 888, и (или) организация питания военнослужащих требует постоянного приготовления горячей пищи, но при этом отсутствует штатная столовая и условия для оказания услуг в соответствии с требованиями контракта, а также возможность содержать обслуживающий персонал, исполнитель по государственному контракту оказывает услугу по выдаче необходимого продовольствия согласно установленных норм для конкретного контингента военнослужащих с возможным применением установленных норм замены продуктов по согласованию с получателем и с разрешения командира воинской части.
Учитывая вышеизложенные положения законодательства, а также условия заключенного Министерством обороны Российской Федерации государственного контракта и технического задания к нему в совокупности с приведенными выше обстоятельствами выдачи военнослужащим индивидуальных рационов питания, именно командир войсковой части N, выступающий в качестве получателя, должен был согласовать с исполнителем организацию питания военнослужащих по норме общевойскового пайка N 1 в полевых условиях, с учетом нормы замены продуктов.
В связи с изложенным мнение автора жалобы относительно невозможности взаимодействия между ним и газодобывающим предприятием по вопросу организации питания военнослужащих, а также нецелесообразности замены продуктов питания на продукты, не требующие тепловой обработки, следует признать несостоятельным.
Что касается довода административного истца о том, что выявленный в ходе проверки расход индивидуальных рационов питания не относится к ущербу, то он является необоснованным, поскольку в соответствии с Классификатором основных нарушений и недостатков, выявленных в процессе осуществления в Вооруженных Силах Российской Федерации внутреннего финансового контроля и аудита, а также ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденным приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 октября 2015 г. N 590, выявленные нарушения в части обеспечения военнослужащих индивидуальными рационами питания, вопреки требованиям Руководства и условий Государственного контракта, верно квалифицированны в качестве ущерба.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 26 февраля 2019 г. по административному исковому заявлению командира войсковой части N оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.